Газета Спорт-Экспресс № 231 (4511) от 9 октября 2007 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

9 октября 2007

9 октября 2007 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

КТО ПОБЕДИЛ В МАТЧЕ УЛЬТРАС?

Эксперт "СЭ" по вопросам фанатской активности рассказывает о том, что в минувшее воскресенье происходило на трибунах стадиона в Черкизове и за его пределами.

ЛУЧШИЕ РАБОТЫ

Первым делом необходимо отметить, что "Локомотив" с "Зенитом" должны были играть не только на самом современном и комфортном стадионе страны, но и на самом удобном - с точки зрения показа разного рода предматчевых "хореографий". Единственный конкурент этой арены, "Лужники", - сооружение чересчур громоздкое. Чтобы приготовить там достойный перформанс, нужны солидные денежные средства, а баннеры и растяжки должны быть поистине исполинских размеров.

К тому же для предматчевого шоу необходима максимальная точность при раскладке модулей, из которых потом складываются разноцветные панно. Так вот в "Лужниках" ряды кресел смещены, что существенно осложняет выкладку рисунка. А в Черкизове таких проблем нет. Более того, двухъярусные трибуны лишь подхлестывают фантазию фанатов при организации шоу. Не случайно именно на этом стадионе смогли продемонстрировать свои лучшие работы не только номинальные хозяева этой арены - ультрас "Локо", но также гостившие здесь "армейские" и "спартаковские".

"СИММЕТРИЧНЫЙ" ОТВЕТ

Ультрас "Зенита" и "Локо" нельзя назвать врагами, но с недавних пор их противостояние на трибунах приобрело непривычную остроту. Все началось с того, что во время одного из своих домашних матчей фанаты "Локо" вывесили над гостевой питерской трибуной известные слова бывшего тренера "Зенита" Властимила Петржелы о шансах клуба с берегов Невы на чемпионство. Баннер провисел достаточно долго, прежде чем его заметили и сорвали.

Питерцы долго копили силы - и, наконец, последовал "симметричный" ответ: в матче первого круга в Санкт-Петербурге во время выхода команд на поле фанаты "Зенита" растянули два полотна по бокам от гостевого сектора - на каждом была изображена половинка голой, извините, задницы. Фанаты "Локо" "вписались" точно между ягодицами, поневоле приняв участие в шоу петербуржцев.

В СТРОЖАЙШЕМ СЕКРЕТЕ

Уязвленные фанаты "Локо" поначалу хотели устроить ответную акцию в схожем стиле. Но позже от этой идеи отказались, чтобы не повторять оппонентов, - плагиат среди ультрас не приветствуется. Окончательный вариант стартовой картины был определен за неделю до матча. Готовилось все в специальном ангаре, местоположение которого держится в строжайшем секрете - утечка информации грозит срывом всего шоу.

Техническую поддержку своим фанатам оказал клуб: предоставил машину для перевозки тканей и помог при предматчевой раскладке красно-зеленых модулей на Южной трибуне (немногие московские клубы могут похвастаться таким трогательным отношением к своим болельщикам).

Что же касается фанатов "Зенита", то они узнали печальную, но уже ставшую привычной, новость еще за неделю до матча: милиция не пропустит ни баннеров, ни модулей, ни прочих атрибутов шоу. В связи с этим питерцы приняли решение не тратить впустую силы, нервы и деньги, а привезти в столицу уже проверенный вариант: огромное полотнище, на котором изображен символ "Зенита" - лев.

Этот царь зверей хорошо известен московской публике. Создан он был еще год назад, специально для матча со "Спартаком". Его привозили и на кубковое противостояние этих же команд, и вот теперь лев в третий раз готовился к гастролям - вместе с целой армией фанатов из Питера.

БЕЗ ОТСТОЙНИКОВ

Московская милиция не стала загонять гостей из Северной столицы в отстойники, что с недавних пор стало "фишкой" их питерских коллег. Фанаты "Зенита" спокойно гуляли по городу и довольно мирно уживались с москвичами. Правда, стоит отметить, что самые воинственные питерские хулиганские группировки в Москву не приехали: хулз "Локо" - отнюдь не главные их оппоненты, а напороться на недружелюбных хулз ЦСКА зенитовцам вряд ли хотелось (армейцы не забыли "гостеприимный" прием, который был оказан им в предыдущем туре).

В итоге несколько незначительных драк все же имело место, но их, скорее всего, затеяли мелкие фирмы и бойцы-одиночки - ради обретения "репутации".

ГЛАВНЫЕ ЦЕНЗОРЫ

За полчаса до начала матча пожарные неожиданно запретили фанатам "Локо" использовать несколько тысяч манишек клубных цветов, мотивировав свое решение опасением, что болельщики начнут их жечь. Столь абсурдное предположение, как мне кажется, могла породить лишь поистине пламенная фантазия.

Эстафету у пожарных приняла милиция, запретившая вывешивать баннеры на иностранном языке, а также размахивать флагами с незнакомыми словами. Только вот проблема в том, что большинство фанатских группировок именуют себя по-английски, и, таким образом, это решение поставило вне закона все их баннеры и флаги. Те самые, которыми фанаты не только разукрашивают трибуны, но и заявляют о своем присутствии на стадионе, так что для любой группировки это вопрос престижа вроде рыцарского герба или знамени. Так, может, стоит вооружить милицейскую бригаду англо-русским словарем?

Питерцев, столкнувшихся с той же проблемой, выручил сотрудник безопасности "Зенита", который, вероятно, оперативно перевел смысл баннеров местным стражам порядка и уладил дело. В итоге питерская Северная трибуна предстала принаряженной барыней - в отличие от московской "крестьянки", расположившейся напротив.

SHOW MUST GO ON

Несмотря на все препятствия, к стартовому свистку фанаты обеих команд были готовы встретить своих игроков как подобает. Как только те вышли на поле, Южная трибуна ожила. Верхние и нижние сектора подняли красно-зеленые модули, обзор ложи VIP закрыло красно-белое-зеленое полотно, а "дыры" от входов на сектора замаскировали большие полотнища в цвет основного фона. И уже спустя несколько секунд фанаты питерцев, а также центральные трибуны могли наблюдать картину, воспроизводившую официальную эмблему Национальной бейсбольной лиги Америки, только вот красно-синие цвета оригинала были заменены на красно-зеленые. Соль перформанса состояла в том, что вместо полагающегося мяча железнодорожный бейсболист выбивал эмблему "Зенита". Стоит отметить, что ультрас "Локо" добились удивительной четкости рисунка: порядок цветов нигде нарушен не был. И весь этот спектакль стоил смешные (по сравнению с лужниковскими затратами) деньги: 40 тысяч рублей!

Фанатам "Зенита" ничего не оставалось, как приветственно растянуть на всю трибуну шарфы, а также "выпустить на волю" своего выездного льва, слишком крупного для домашних матчей, а потому выходящего "из клетки" только на выездных матчах со "Спартаком" и "Локомотивом". Но в целом Северная трибуна смотрелась неплохо - не в последнюю очередь из-за пропущенных на стадион баннеров, которые сделали более интенсивным сине-бело-голубой тон трибуны.

В первом тайме хоровая поддержка обеих "команд" болельщиков была существенной: фанаты буквально не давали себе передохнуть, однако во втором тайме питерцы ощутимо сдали - отчасти из-за отрицательного для "Зенита" счета, отчасти из-за большого количества "брака" (так на жаргоне называют фанатов, которые приехали скорее показать себя, чем поддержать любимую команду).

ПОСЛЕ СВИСТКА

Финальный свисток - и игроки "Локо" рванули к Южной трибуне праздновать победу. Разделить триумф с болельщиками - дело естественное. А вот после поражений далеко не все футболисты подходят к фанатской трибуне. Игроки "Зенита" нашли в себе мужество поаплодировать своим болельщикам не с центра поля. Этот джентльменский жест не случаен: с недавних пор лидеры фанатского движения организовывают неформальные встречи с футболистами.

Видимо, на этих встречах болельщикам все же удалось внушить футболистам ту нехитрую мысль, что они играют не только ради призовых и выгодных контрактов, но и - в не меньшей степени - для тысяч и тысяч своих фанатов.

Петр КУЗНЕЦОВ