Газета Спорт-Экспресс № 136 (4416) от 20 июня 2007 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

20 июня 2007

20 июня 2007 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Вчера председатель совета директоров "Спартака" Леонид Федун уволил Владимира Федотова с поста главного тренера. На его место назначен Станислав Черчесов.

ДЛЯ "СПАРТАКА" НАШЛИ ЖЕСТКУЮ РУКУ

Игорь РАБИНЕР

Вчера в 14.00 главный тренер "Спартака" Владимир Федотов вышел из здания ИФД "Капитал" на Краснопресненской набережной безработным и на служебном "Фольксвагене" отправился в Тарасовку за вещами. Владелец клуба Леонид Федун во время 10-минутной встречи объявил тренеру об отставке, объяснив это, по словам самого Федотова, необходимостью назначения жесткого специалиста, который сможет наладить дисциплину. Эта миссия возложена на Станислава Черчесова, прежде работавшего спортивным директором клуба.

Федун предложил Федотову вернуться на эту должность, которую тренер занимал до 26 апреля 2006 года. Но Федотов ответил отказом, поскольку, по данным "СЭ", получил предложение ФК "Москва" занять должность спортивного директора. Впрочем, гендиректор "горожан" Юрий Белоус эту информацию пока комментировать отказался.

НОВАЯ МЕТЛА

Итак, Черчесов вместо Федотова. Спрогнозировать результат этой рокировки пока не представляется возможным, потому что мы не знаем, каков в роли тренера прекрасный в недавнем прошлом спартаковский вратарь. Жесткость и бескомпромиссность его характера известны всем, кто с ним общается, и это заставляет предположить, что привыкших к доброму Федотову футболистов ждут тяжелые времена. Гайки Черчесов закрутит так, что мало не покажется никому, включая неприкосновенных прежде звезд "Спартака".

На первых порах дисциплинарная встряска наверняка даст эффект, но затем надо будет показать болельщикам Игру. Способен ли ее поставить Черчесов, пока не знает никто, включая, подозреваю, и его самого. По крайней мере до сих пор работать с командами такого уровня Станиславу Саламовичу не доводилось. Завидовать тому, кто взваливает на себя подобную ношу, не приходится, и мы просто желаем этому яркому человеку удачи.

Тем не менее быть уверенным, что она - удача - будет ему сопутствовать, невозможно. И дело не только и не столько в том, что назначение Черчесова - определенный эксперимент: до этого он возглавлял лишь австрийские клубы. В конце концов, когда в 1989 году патриарх "Спартака" Николай Старостин "продвинул" кандидатуру Олега Романцева, тот имел опыт работы в "Красной Пресне" и "Спартаке" из Орджоникидзе. Но затем стал девятикратным чемпионом СССР и России.

Проблема, с моей точки зрения, в том, что сама нынешняя структура спартаковского клуба низводит роль тренера до минимума. До тех самых десяти процентов от общего успеха, которые стали в свое время одним из главных тезисов владельца клуба Леонида Федуна. Так что если Черчесову не удастся настоять на широких полномочиях - включающих, к примеру, штрафные санкции к игрокам, исключительно личный выбор стартового состава и запасных, инициативу в селекционной работе, - его ждет та же участь, что и предшественников.

Если спартаковская модель останется прежней, то, боюсь, не помогут ни Липпи, ни Моуринью. Потому что нынешний "Спартак" не заточен под работу тренеров-профессионалов.

Правда, во времена работы Александра Старкова, когда тезис о десяти процентах был провозглашен, зарплата главного тренера ему не соответствовала. По моей информации, Федун положил Старкову 120 тысяч долларов в месяц, а его помощнику Игорю Клесову - 50 тысяч. Тогда как у Федотова после его назначения осталась зарплата, которую он получал в бытность спортивным директором - десять тысяч. В двенадцать раз меньше, чем у Старкова, и впятеро, чем у Клесова.

От игроков подобную информацию утаить трудно. Может ли не влиять на них чудовищный перекос между зарплатой главного тренера и деньгами, которые получают сами футболисты - даже самые молодые? Допуская подобное, руководство клуба провоцирует анархию, наплевательское отношение к тренеру и к делу. Известно ведь, что большие деньги стремительно портят людей, которые к ним не готовы. К российскому футболу это имеет прямое отношение.

В нынешнее межсезонье первый серьезный контракт подписал, к примеру, Роман Шишкин - и тут же, рассказывают, купил джип за 150 тысяч долларов. Конечно, как тратить деньги - личное дело человека. Заглядывать ему в карман негоже, но только если человек этот контракт отрабатывает. Как изменилась игра Шишкина по сравнению с прошлым сезоном, когда он быстро стал любимцем публики, очевидно для всех. Кто-кто, а Шишкин и Ребко, обязанные Федотову всем (в том числе и этими своими деньгами), в решающем для тренера матче с "Москвой" должны были вывернуться ради него наизнанку. Второй гол, который "привез" Шишкин, редко доводится видеть даже на уровне ДЮСШ. Вальяжность Ребко тоже нельзя было оправдать ничем.

Игроки видели и знали разницу в отношении боссов клуба к ним самим и к главному тренеру. Они не слепые, а потому прекрасно понимали и другое: Федотов в "Спартаке" был один. За ним не стояло руководство клуба, его воспитательные меры - пусть порой слишком мягкие - не подкреплялись действиями боссов.

После позора с "Химками" главный тренер ярославского "Шинника", бывший спартаковец Сергей Юран сказал мне: "Будь я руководителем "Спартака", оштрафовал бы всех игроков за это безобразие как минимум на месячную зарплату". Ни о каких подобных санкциях нам не известно, но в любом случае принять их мог не Федотов, который не наделен соответствующими полномочиями, а (естественно, с одобрения Федуна) генеральный директор клуба Сергей Шавло.

ШАВЛО В "СПАРТАК" ПРИВЕЛ ФЕДОТОВ

Роль Шавло в "Спартаке" - особая история, лишний раз доказывающая, что далеко не каждый видный футболист клуба способен стать в нем сильным руководителем.

В 2003 году вернувшийся из Австрии Шавло некоторое время работал селекционером в "Торпедо-Металлурге". Затем он обращался ко многим знакомым футбольным людям с просьбой устроить его на работу - и в итоге по ходатайству спортивного директора "Спартака" Федотова был зачислен в селекционный отдел. В ту пору, говорят, они были не разлей вода.

Тем временем владельцем "Спартака" стал Федун. Гендиректором был назначен Юрий Первак, главным тренером - Александр Старков. Старков был креатурой Первака, и тот отстаивал своего протеже до конца. Можно много говорить о грубости бывшего гендиректора по отношению к игрокам, о неспартаковских методах его работы - но он по крайней мере был последователен, и латвийский тренер чувствовал себя за ним как за каменной стеной. В клубе было единение гендиректора и тренера, без которого нормальная работа невозможна.

Окончание - стр. 2