Газета Спорт-Экспресс № 113 (4393) от 23 мая 2007 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

23 мая 2007

23 мая 2007 | Футбол

ФУТБОЛ

Очередным собеседником наших специальных корреспондентов, совершающих турне по Австрии и Швейцарии, стал человек, чей удивительный удар с 11-метровой отметки принес сборной ЧССР европейское золото, а ему - необычайную популярность.

Антонин ПАНЕНКА: "ЧТО ТАМ ПЕНАЛЬТИ? ВОТ ШТРАФНОЙ - ЭТО ИНТЕРЕСНО!"

ДОСЬЕ "СЭ"

Антонин ПАНЕНКА

Родился 2 декабря 1948 года в Праге.

Полузащитник.

Выступал за клубы: "Богемианс" ЧССР (1967 - 1981), "Рапид" (1981 - 1985), "Санкт-Польтен" (1985 - 1987), "Слован" (1987 - 1989), "Хоенау" (1989 - 1991), "Кляйн Визендорф" (1991 - 1993), все - Австрия.

Чемпион Австрии 1982, 1983, обладатель Кубка Австрии 1983, 1984, 1985.

Финалист Кубка кубков 1985.

За сборную ЧССР провел 59 матчей, забил 17 голов. Чемпион Европы 1976, третий призер 1980. Лучший футболист Чехословакии 1980 года.

В настоящее время - президент "Богемианс" Прага (D-2).

МОЖЕТ, У ЗИНЧЕНКО АДРЕС ПОМЕНЯЛСЯ?

Когда вечером 20 июня 1976 года чех Антонин Паненка на стадионе в Белграде направлялся к "точке", футбольный мир еще не знал, что через несколько мгновений знаменитый немецкий голкипер Зепп Майер пропустит вдвойне исторический гол. Во-первых, потому что мяч Паненки принесет сборной ЧССР звание чемпиона Европы (чехословаки обыграли сборную ФРГ по пенальти со счетом 5:3 после того, как 120 минут игры закончились вничью - 2:2). А во-вторых, потому что издевательский удар чеха - он парашютом направил мяч прямо по центру, тогда как Майер улетел куда-то в угол, - навсегда вошел в футбольные анналы как "пенальти имени Паненки". Тем, кто его не видел, представить себе этот удар нетрудно: примерно также в июле прошлого года Зинедин Зидан забил пенальти Джанлуиджи Буффону в финале чемпионата мира.

Кстати, пенальти а-ля Паненка в современном футболе вполне прижился. В полуфинале Euro-2000 его блестяще исполнил итальянец Тотти в серии против голландцев, в четвертьфинале Euro-2004 - португалец Поштига в ворота англичан, на том же ЧМ-2006 помимо Зидана таким же образом поразил ворота швейцарцев украинец Милевский. А недавно и бразилец Моцарт из "Спартака" попытался так забить "Зениту" в Кубке России - но угодил в перекладину.

К знаменитому пенальти мы еще вернемся, а разговор с чемпионом Европы-76 начался не с этого, а с одной старой фотографии.

- О, как давно это было! - воскликнул Паненка, когда мы показали ему этот снимок. - Если мне не изменяет память, это зима 1981 года. Нас с Анатолием Зинченко и Хансом Кранклем представляли в одном венском ресторане как новичков "Рапида". Кранкль, правда, был не совсем новичком: он вернулся в клуб из испанской "Барселоны", где стал звездой европейского футбола. Поразительно, что за свой уход из "Барсы" он заплатил сам, причем огромную по тем временам сумму - 500 тысяч долларов! А "Рапид", чтобы возместить ему расходы, ввел затем специальную наценку на билеты, и эти деньги в народе прозвали "шиллингами Кранкля"... Как видите, на фотографии Анатолий стоит в центре - туда его как историческую личность - первого советского легионера в Европе - попросили встать фоторепортеры. За нашими спинами - тренер "Рапида" Вальтер Скочик. На следующий день все газеты вышли примерно с такими заголовками: "Предстоящая весна обещает быть зеленой" - намек на то, что теперь зелено-белый "Рапид", наконец, станет чемпионом. И не ошиблись: пусть не в 1981, но в 1982 и 1983 годах мы чемпионат выиграли.

-И ваше трио сыграло в этом решающую роль?

- Вся команда работала тогда в первую очередь на Кранкля - нашу звезду номер один. Мы же с Зинченко в основном занимались тем, что снабжали его передачами. Сам я обычно забивал со штрафных или пенальти. А зарабатывал их для меня зачастую Зинченко. Раз десять точно он мне так помог реализовать заработанные им "стандарты". И стоило соперникам сфолить на Анатолии где-нибудь поблизости от их ворот, как трибуны начинали скандировать: "Ан-то-нин, Ан-то-нин"! Не верите? Спросите у Зинченко!

-Похоже, у вас с Зинченко в "Рапиде" были теплые отношения, верно?

- Конечно! Мы были там единственными представителями социалистического лагеря, поэтому старались держаться друг друга. Оба поначалу не говорили по-немецки, а вот русский я худо-бедно понимал, так что с общением проблем не возникало. К тому же у Зинченко не сразу появилась машина, поэтому я частенько подвозил его на тренировки или за покупками.

-Сегодня связь поддерживаете?

- К сожалению, нет. Когда он уехал домой, я не раз ему писал - но ответа так и не получил. Может быть, адрес у Анатолия с тех давних пор поменялся...

ПОМНЮ, ЗАВИДОВАЛ ГАЗЗАЕВУ

-В начале 80-х игроки из соцстран были редкими гостями на Западе, не так ли?

- Это точно! И как раз с этим был связан один курьезный случай. На игры в другие города мы ездили на автобусе, и вот как-то отправились на кубковый матч в Инсбрук. Водитель решил срезать путь, заехав на территорию ФРГ. И тут на границе выяснилось, что у нас с Анатолием западногерманской визы нет. Короче говоря, немцы нас на свою территорию не пустили: понятное дело, "холодная война" на дворе, а тут русский с чехом без визы - вдруг шпионы?! (Смеется.) Пришлось разворачивать автобус и делать из-за нас огромный крюк. Устали мы все страшно, но матч все равно выиграли.

-А как вы вообще оказались в Вене?

- Это длинная история. После победы на чемпионате Европы мне стали поступать предложения из-за рубежа, но меня и не думали отпускать. Однако в 1980 году у нас в стране вышел закон, разрешающий трансферы при двух условиях: кандидат должен быть не моложе 32 лет и иметь в активе не менее 45 матчей за сборную. В декабре 80-го мне исполнилось 32 года, и железный занавес передо мной распахнулся.

-Почему выбрали именно "Рапид"?

- У меня было предложение из более сильного чемпионата, где, кстати, и заработал бы значительно больше. Но не хотел рисковать здоровьем: возраст все-таки был уже немалый, а еще хотелось сыграть за сборную. В Австрии же играли не так грубо, как в иных странах. Наконец, в Вене была чешская школа, где могла учиться моя дочь.

-И как вам жилось тогда в Австрии?

- Она, без преувеличения, стала моим вторым домом. Даже потом, когда вернулся на родину, продолжал приезжать каждые выходные в Вену играть за местный "Слован". Этот рабочий клуб известен тем, что во время Второй мировой войны его чешские футболисты участвовали в Сопротивлении фашистам. В память о них и было принято решение о том, что впредь в команде обязательно должно быть не менее двух чешских футболистов.

-Почему сейчас так упал уровень австрийского футбола?

- Да он и в мое-то время в большом почете в Европе не был. Порой австрийцам удавалось подложить свинью вечным соперникам-немцам да выстрелить в том или ином еврокубке, но скорее это были исключения из правил.

-Вам неоднократно доводилось играть против наших команд. Например, в полуфинале Кубка кубков-85 "Рапид" обыграл московское "Динамо". Вы стали лучшим бомбардиром того турнира вместе с советским форвардом Валерием Газзаевым, помните?

- Как не помнить? Дома мы выиграли 3:1, а в Москве сыграли вничью - 1:1, причем единственный гол как раз я и забил... И Газзаева помню. Форвардом он был классным: так ловко разбирался с защитниками, что меня даже зависть брала. Мы с Газзаевым в том розыгрыше Кубка забили по 5 мячей, но выиграть турнир это нашим командам не помогло. Англичанин, который тоже забил 5 голов (Энди Грей. - Прим. "СЭ"), оказался удачливее нас: его-то "Эвертон" и стал обладателем трофея.

-А чешских легионеров, которые играют за российские клубы, знаете?

- Вообще-то я сегодня не очень слежу за российским футболом. Другое дело - раньше, когда ваш "Зенит" тренировал Властимил Петржела: мы с Владимиром Боровичкой были его помощниками в "Богемиансе". Сейчас же слежу фрагментами за Йиранеком из "Спартака", поскольку когда-то его тренировал. Мартин - неплохой вроде бы защитник, но вот с техникой у него немалые проблемы и созидательных идей не хватает.

-Вы теперь президент того же "Богемианса". Объясните, что делает на эмблеме клуба австралийский кенгуру?

- Как что? Живет и радуется! Это шутка, но австралийские туристы тоже удивляются. Приходится рассказывать им о том, что в далеком 1927 году наши футболисты ездили в экзотическую Австралию на товарищеские матчи. Кенгуру - память о той поездке, из которой, кстати, команда привезла двух этих животных в подарок пражскому зоопарку.

НЕ ЗАБИЛ БЫ МАЙЕРУ - СТАЛ БЫ СЛЕСАРЕМ

-Давайте наконец обратимся к тому пенальти, который прославил вас на весь футбольный мир. В прошлом году, во время чемпионата мира в Германии, ему исполнилось 30 лет. Отметили это событие?

- Праздника, разумеется, не устраивал: разве что выпили по рюмке водки с бывшим партнером по сборной Каролом Добиашем. Посидели, вспомнили молодость... В те годы деньгами нас, футболистов, тем более из социалистических стран, не баловали. Играй я сегодня, без проблем обеспечил бы себе безбедную старость, а тогда это было невозможно. Но я очень горжусь тем, что в 1976 году стал участником великого для нашей страны события. У нас и теперь много хороших футболистов, но такого громкого титула у них нет. Я не богат, но моя жизнь была полна романтики, я многое повидал, познакомился с интересными людьми. Да и сейчас в моей жизни событий хватает, и все - благодаря футболу.

-На чемпионате мира в Германии украинский игрок Артем Милевский в послематчевой серии пенальти против сборной Швейцарии повторил ваш удар. Удивились?

- Удивился! Этот парень очень точно скопировал мой стиль: сделал едва заметную паузу перед ударом, и мяч тихо плюхнулся в ворота точно посередине. А ведь когда я выполнял свой пенальти, его еще на свете не было. Говорят, нечто подобное удалось Милевскому и на молодежном первенстве Европы. Радует, что у меня нашелся достойный наследник. Горжусь и тем, что в финальном матче чемпионата мира мой прием использовал сам Зинедин Зидан.

-А законный наследник может рано или поздно повторить ваш успех 30-летней давности?

- Играет сын слабовато, выступает всего лишь в региональной лиге, да и особого усердия не проявляет. Так что особых надежд на него не возлагаю.

-Не обижает, что вас постоянно спрашивают о том пенальти Майеру, а об остальных голах - молчок?

- Знаете, это как в кино. Сыграет актер одну запоминающуюся роль, и она прилипает к нему на всю оставшуюся жизнь, кого бы и сколько он потом ни играл. Так и в моем случае. Хотя было и многое другое, чем я могу гордиться.

-Чем, например?

- Да в той же Австрии голов забил массу! В том числе один, который был удостоен почетного титула "Самый красивый гол бундеслиги за 30 лет".

-А что было бы с футболистом Паненкой, не забей он в 76-м пенальти Майеру?

- Если бы из-за меня мы проиграли в итоге финал чемпионата Европы, был бы я сегодня, наверное, слесарем с 30-летним стажем на каком-нибудь заводе в Праге. Порядки у нас в стране тогда царили строгие, так что моя ошибка была бы чревата серьезными неприятностями.

СПАСИБО ПИВУ С ШОКОЛАДОМ

-Когда подходили к мячу, сомнения в своих силах были?

- Что вы, я был на сто процентов убежден, что у меня все получится! Еще за два месяца до этого я показал партнерам и тренерам, как буду бить пенальти на чемпионате Европы, если вдруг придется это делать. Да и в товарищеском матче за сборную, и в игре чемпионата страны свой коронный прием уже исполнял.

-Значит, удивительный удар стал результатом упорных тренировок?

- Готовиться к нему начал за два года до европейского финала. Я любил после тренировки остаться на поле и поработать над ударами с разных точек. Как-то предложил вратарю нашего "Богемианса" бить ему на спор - то на пиво, то на шоколадку. Зденек Хрушка был хорошим голкипером и в какой-то момент начал меня обыгрывать. Пришлось пошевелить мозгами и придумать нечто новенькое. Рассуждал так: во время удара вратарь на 99 процентов не будет стоять на месте - непременно сделает резкое движение или нырнет в ту или иную сторону. Если пробить по центру сильно, у него есть шанс задеть мяч в полете рукой или ногой. А вот если слабо, вратарь уже улетит в угол и не сможет отбить мяч даже случайно. Так благодаря пиву с шоколадом и родились мои коронные 11-метровые.

-Майер-то вам не шоколадную медаль проиграл, а золотую. Как он отреагировал на поражение?

- Да Майер до сих пор, по-моему, приходит в ярость, когда мы где-нибудь сталкиваемся. (Смеется.) При мне еще держится, не ругается, но за глаза, говорят, выдает по полной программе! Только однажды видел Майера довольным: когда я не смог забить ему пенальти в другом, уже не значительном матче.

-Не подсчитывали, сколько раз били с "точки" в официальных матчах?

- Тридцать пять. И не забил только однажды - в игре против вашего "Динамо" (удар Паненки в венском матче полуфинала Кубка кубков отразил Алексей Прудников. - Прим. "СЭ") .

-Таким ударом, как Майеру, в официальных матчах за сборную еще забивали?

- В 79-м, кажется, французам.

-Каким, на ваш взгляд, должен быть идеальный пенальти?

- У каждого на этот счет свое мнение. Я, вот, например, не очень понимаю тех, кто бьет практически с места, с каких-то двух шагов. Я делал длинный разбег, метров восемь - десять. Такая солидная дистанция позволяла взять паузу, "подергать" вратаря, определить, как он будет себя вести, и сделать собственный выбор.

-И все?

- Ну почему все? (Улыбается.) Еще я старался телепатически связаться с мячом и внушить ему, что я его люблю. Так учил меня один тренер, заветам которого я и следовал. Вы мне, возможно, не верите, но это так.

-Вы ведь и штрафные умело выполняли, верно?

- Когда судья назначал штрафной метрах в 18 - 20 от ворот, на меня находило вдохновение. "Вот теперь, - думал, - я и покажу себя во всей красе". Мне штрафные даже больше нравились, чем пенальти, потому что соперник выстраивал "стенку", и ее надо было как-то преодолеть. Пенальти, на мой взгляд, слишком банален.

-Вы и сегодня пенальти и штрафные бьете?

- К сожалению, все в прошлом. За ветеранов практически не играю. Обидно до слез - ведь я в большой футбол играл до 45 лет и никак не мог наиграться. Но сегодня у меня проблема с бедром: вы ведь наверняка заметили, что я хромаю. С одной стороны, ложиться на операцию боюсь. С другой, прекрасно понимаю, что когда-нибудь сделать это все равно придется. Впрочем, когда играют ветераны, а я нахожусь на стадионе, зрители всякий раз вызывают меня на поле...

- ... И тут вы все-таки исполняете свой коронный номер?

- Увы, не совсем так. Здоровье не позволяет. Так что пришлось придумать другой ход, чтобы не разочаровывать болельщиков.

-И какой же?

- Прихрамывая, семеню к мячу, стоящему на одиннадцатиметровой отметке, отдаю пас своему другу Карошу, а уж он без промаха бьет по воротам. Такое вот своего рода мини-шоу - зрителям нравится.

-И ведь правилами такой способ исполнения пенальти, кажется, не запрещен?

- Не запрещен. Главное - все правильно исполнить. Я выкатываю мяч на метр вперед себя, тут в штрафную площадь раньше всех вбегает мой верный друг - и бьет по воротам...

Георгий КУДИНОВ, Борис ТОСУНЯН

Вена