Газета Спорт-Экспресс № 104 (4384) от 12 мая 2007 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 20

12 мая 2007

12 мая 2007 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Ники ЛАУДА: "ДЛЯ АЛОНСО ГОНКА В БАРСЕЛОНЕ - САМАЯ ВАЖНАЯ В ГОДУ"

Накануне четвертой гонки сезона - "Гран-при Испании" - на вопросы "СЭ" уже по традиции ответил один из самых знаменитых гонщиков всех времен, трехкратный чемпион мира Ники Лауда.

Борис ТОСУНЯН

из Вены

-После солидной паузы "Формула-1" продолжает свой путь. Чем, с вашей точки зрения, будет характерна гонка в Барселоне?

- Тем, что для двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо она - самая важная из всех в этом году. И прежде всего потому, что для Фернандо эта гонка - домашняя. Тут от него ждут только победы.

-Каковы, по вашему мнению, сильные и слабые стороны Алонсо?

- Что касается слабостей, то у двукратного чемпиона мира их не может быть в принципе. А вот самой сильной стороной Алонсо считаю то, что ошибается он реже, чем остальные гонщики. Благодаря этому Алонсо стал двукратным чемпионом, да и сегодня является самым перспективным пилотом.

Чтобы убедиться в правоте моих слов, достаточно вспомнить сезон-2006. Почему титул сильнейшего, несмотря на отчаянный прессинг со стороны "Феррари", достался Алонсо? Потому что он ошибался меньше всех. А ведь болиды "Рено", если честно, довольно часто были не такими уж непобедимыми, как казалось на первый взгляд. Сегодня Алонсо поменял работодателей - перешел в "Макларен", и для "серебряных стрел" это огромная удача. Фернандо - командный игрок, способный к тому же вновь и вновь выдавать свежие идеи.

-Вы, конечно, в курсе, что во время паузы в чемпионате он (как, впрочем, и его партнер по команде Льюис Хэмилтон) много времени провел на заводах "Макларена", где принимал участие в улучшении узлов машины.

- Конечно, знаю. И это подтверждает мой другой тезис - о командном игроке.

-А что в таком случае вы можете сказать о Кими Райкконене?

- Он мне видится полной противоположностью Алонсо. Райкконен это, я бы сказал, Вильнев-старший наших дней. Отличный пилот, но со странностями. К счастью, в последнее время Кими научился держать себя в руках, больше не переходит границ дозволенного. С другой стороны, скорости, которой обладает Алонсо, у финна явно нет. Быстро Райкконен ездит только тогда, когда уже нет выхода, когда надо выигрывать во что бы то ни стало.

-Теперь, пожалуйста, - о Фелипе Массе, партнере финна по команде "Феррари"...

- Фелипе из тех, у кого быстрая езда - в крови. Но у него тоже есть заскоки, точнее - повышенные бразильские эмоции. Что это значит? Поясню: Масса быстр, как никто другой, но стабильностью он не отличается, его словно качает из стороны в сторону. Если все ладится, он может спокойно выиграть гонку, если нет - так же легко способен вылететь с трассы или, что тоже не редкость, начать делать непростительные ошибки. Как итог: когда меня спрашивают, может ли он стать чемпионом мира, пытаюсь уйти от ответа.

-И все же настоящей сенсацией нынешнего сезона, как вы уже не раз отмечали, стал Хэмилтон...

- Это и впрямь самый большой сюрприз сезона-2007. Молодой человек всем дает прикурить, хотя лишь недавно дебютировал в Королевских гонках и, по сути, не имеет за плечами ни малейшего опыта езды на таком высоком уровне. И все же три гонки - слишком мало, чтобы судить о его реальных возможностях. Давайте подождем до конца турнира.

-Но о нем сейчас столько говорят... Может, Льюиса уж слишком захваливают, ведь он пока не выиграл ни одной гонки...

- Тем не менее потенциал у него намного больше, чем у других молодых гонщиков, это факт. Побед на счету Льюиса действительно пока нет, зато есть большое преимущество перед остальными: он пока лишь учится тому, что другим пилотам уже давно известно. И как учится!

-Не удивило ли вас то, что в Бахрейне Льюис и Масса переиграли своих более опытных партнеров - сначала в квалификации, а затем и в гонке. Так, на ваш взгляд, будет продолжаться и дальше?

- Вовсе не уверен. В любом случае надеюсь, что четверо гонщиков, которых мы с вами сейчас обсуждаем, будут и дальше в любой ситуации вести честную борьбу.

-Чемпион мира Алонсо, похоже, не очень рад, что получил в напарники такого дерзкого партнера...

- Алонсо не на что обижаться. Он должен говорить себе: если меня обгонит Хэмилтон - не беда, просто нужно больше работать и повышать результаты. С другой стороны, если после трех отличных гонок Хэмилтон снова преподнесет очередной сюрприз, у Алонсо, на мой взгляд, могут возникнуть определенные проблемы, прежде всего психологического свойства. И прежде всего - так называемая "проблема Проста". Ведь приблизительно то же самое было у меня в 1984 году в "Макларене". И тогда, как вы, может быть, помните, я публично поклялся, что Ален Прост меня больше никогда не обойдет!

В любом случае Алонсо и Райкконену предстоит в Барселоне несколько измениться. Если эти ребята хотят оставить юных конкурентов позади, то им надо, например, больше рисковать.

-А какую управу, чтобы стать чемпионом мира, вы нашли тогда на быстрого Проста?

- Я долго думал над тем, как быть, и решил отказаться от битвы с Простом за поул. Зато начал тщательнее готовить машину непосредственно к гонке. Вообще-то это была вынужденная мера: я элементарно не смог ничего более подходящего придумать. И тем не менее - сработало! Хотя в квалификациях Прост был сильнее, но в итоге чемпионом мира стал именно я, а не он.

-Так, может, Алонсо стоит поступить так же?

- Зачем? У Фернандо - положение, авторитет, деньги, и все это работает именно на него и на его результаты. Если все пойдет нормально, то во время квалификаций Алонсо на 3 - 4 десятые секунды будет быстрее Хэмилтона.

-Не хотите попробовать в процентах оценить шансы ведущей четверки гонщиков на чемпионский титул?

- Мне всегда трудно давать прогнозы - и тем более оценивать шансы в процентах. Плюс идет на удивление равная борьба.

-Принято считать, что вопрос о чемпионской короне решается не только на трассах, но и за кулисами. Или вы думаете иначе?

- Странная ситуация сейчас только в "Феррари". Жан Тодт в этой конюшне является шефом команды, а его сын Николас стал менеджером Массы. На месте Райкконена мне это сильно не понравилось бы.

Редакция благодарит известного австрийского журналиста Хайнца Прюллера за помощь в организации этого интервью.