Газета Спорт-Экспресс № 39 (4319) от 21 февраля 2007 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

21 февраля 2007

21 февраля 2007 | Футбол

ФУТБОЛ

Корреспонденты "СЭ" Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ и Максим КВЯТКОВСКИЙ, совершающие турне по Испании, прибыли в Виго, где завтра состоится матч 1/16 Кубка УЕФА "Сельта" - "Спартак".

ЗДЕСЬ ДОЛЖЕН БЫЛ СТОЯТЬ ПАМЯТНИК МОСТОВОМУ

Между Испанией и Шотландией очень много миль, как морских, так и сухопутных. Тем не менее "Сельта" и "Селтик" - вот ведь как бывает - суть одно и то же. Две-три тысячи лет назад в Западной Европе вовсю резвились кельты, боевой и нахрапистый народ. Потом, понятно, римляне объяснили им, почем фунт лиха, но память неподвластна ни огню, ни мечу. И потому много лет спустя в испанском городе Виго и шотландском городе Глазго появились клубы с однокоренными и даже родственными названиями.

Более того, "Сельта" в свое время могла получить имя не в честь целого народа, а в честь одного его предводителя, авторитетного кельтского вояки, которого звали Бреоган. По крайней мере такой вариант в Виго в 20-х годах прошлого столетия рассматривался. Но разум все-таки возобладал над стремлением повыпендриваться, и клуб, возникший из слияния городских команд "Виго" и "Фортуна", назвали "Сельтой". Получилось красиво и с некоторой антиитальянской направленностью. А было это 84 года назад.

Человек, настоявший на слиянии, нынче запечатлен в бронзе. Вечно взирает он на поле стадиона "Балаидос", поскольку являет собой бюст работы неизвестного мастера, установленный неподалеку от кромки поля. Его имя на гранитном постаменте в силу выветривания позолоты разобрать не удалось, но профиль "фундадора" - основателя то бишь - весьма строг и благороден. Глядя на то, как сам он денно и нощно глядит на дело рук своих, так и лезет в голову спартаковское: "Он все видит".

Писать про галисийские дожди, извините, не будем, поскольку сказано про них уже изрядно, а погода местная от этого ни на йоту не улучшилась. На воду с неба даже не злишься теперь, а просто учитываешь ее как некий фактор, осложняющий работу и все. В частности, приехав на стадион "Балаидос", одному из нас приходилось все время прятать в складках одежды фотоаппарат, иначе японскую технику наверняка закоротило бы испанской влагой. А техника эта была нам нужна, так как искали мы на "Балаидос" то место, где болельщики Виго собирались установить Мостовому памятник.

ДЕМПИНГ ПО-ИСПАНСКИ

Сам Мостовой десять дней назад нарисовал нам план в блокноте. Тут спуск, тут парковка, перед ней дельтовидное пространство - один вариант. Либо "ротонда" чуть справа (островок кругового движения) - второй. Место номер один было нами сразу отбраковано, ибо на нем уже стоит какой-то памятник. И не сказать, чтоб новый. А вот место номер два показалось очень даже подходящим. Стадион совсем рядом, вокруг людные улицы, а композиция на холмике среди дорог установлена нефутбольная, хотя и с некоторой претензией на авангардность. Ей-богу Мостовой, наносящий в движении удар по мячу (именно такой сюжет задумывался скульптором), оживил бы этот участок галисийской суши, на радость туристам всея Руси.

Как ни странно, никто из людей, временно населяющих "Балаидос", ничего о памятнике Царю не вспомнил. И о судебном иске, который вчинил Мостовой "Сельте" из-за до сих пор непогашенных долгов, тоже никто из опрошенных нами на стадионе не знает. Зато пожилой сотрудник билетных касс вручил нам плакат, посвященный завтрашней игре, с напечатанными в нем ценами на билеты (самый дорогой - 45 евро, самый дешевый - 8, а маленькие дети так и вовсе за 2 евро могут на "Спартак" сходить). Девушки из клубного магазина флегматично замотали головой в ответ на наши вопросы. И только секретарь клуба, донна по имени Рут двадцати четырех, как позже выяснилось, лет от роду, бросила свое рабочее место и повела корреспондентов "СЭ" на непродолжительную экскурсию по музею "Сельты".

Она-то и рассказала нам, что Мостовой, несомненно, заслуживает памятника, поскольку до сих пор является рекордсменом "Сельты" по числу проведенных в чемпионатах матчей - их у него набралось 235. А еще Рут дала понять, что абсолютная демократия, то есть выборность и подотчетность руководства акционерам, характерна не для всех испанских клубов. В "Сельте", например, понятия "президент" и "хозяин" - почти одно и то же. Так было и при предыдущем клубном начальнике Орасио Гомесе, владевшем 63 процентами акций клуба, так есть и при нынешнем собственнике "Сельты" Карлосе Моуринью.

Лет тридцать назад этот человек отправился из Испании на поиски счастья в Новый Свет, сколотил бензиновое состояние в Мексике и летом прошлого года выкупил у Гомеса, находившегося у руля 11 лет, контрольный пакет акций клуба. Сумма сделки способна извлечь крокодилову слезу у фигурантов процесса по купле-продаже "Торпедо". Если лужниковский бренд без всякой движимости и недвижимости выставлялся несколько лет назад по цене в 30 миллионов долларов, то Моуринью отстегнул Гомесу всего лишь 4 миллиона евро. То бишь купить "Сельту" Александру Мамуту было бы примерно в пять с половиной раз проще, чем гордый черно-белый коллектив. Демпингует, однако, Испания!

И ВСЕ-ТАКИ ОН ПОХОЖ НА Гарри ПОТТЕРА

"Мексиканец" Моуринью, впрочем, хоть и владеет "Сельтой", влияние на клуб оказывает исключительно стратегическое. Куда более земной для местных болельщиков персонаж - 52-летний главный тренер команды Фернандо Васкес. Есть, что ни говорите, какая-то общая сермяга в стремлении к тренерскому ремеслу у бывших преподавателей английского. Первым прорубил из школы просеку в большой футбол француз Жерар Улье. Затем аж до "Челси" дотянулся еще один лингвист - португалец Жозе Моуринью. И вот теперь испанец Фернандо Васкес, выходец из очень многодетной семьи, в прошлом учитель английской словесности, тихий верующий человек, оказался на раскаленной тренерской сковородке в испанской лиге.

По происхождению Васкес - свой, галисиец. Другого со столь незавидным послужным списком (он с переменным успехом тренировал с десяток бойцов за выживание) в "Сельту", пожалуй, и не взяли бы. Однако был в карьере у Васкеса момент, в который он доказал, что умеет не только топить вверенные ему футбольные канонерки, но и спасать их. В конце концов именно он в 2005 году вернул "Сельту" в высший дивизион, что подарило ему возможность рулить командой из Виго третий год подряд. Только вот топит Васкес ее сейчас или спасает, никто вокруг в последнее время понять не может.

Так, в домашних матчах чемпионата Испании-2006/07 "Сельта" набрала лишь 21 процент возможных очков и одержала только одну победу, обыграв, правда, не кого-нибудь, а "Валенсию". В то же время на выезде больше команды Васкеса набрал очков пока только "Реал" (24 против 18). Или еще штрих: в нынешнем Кубке УЕФА галисийцы не пропустили дома ни одного гола, что спартаковцев перед четвергом должно как минимум крепко тонизировать. Да и удачная игра "голубых" в последнем туре против "Осасуны" не может радовать. Маrса в понедельник признала Васкеса тренером символической сборной тура, включив в нее еще и голкипера "Сельты" Пинто.

Кстати, тремя днями ранее та же Маrса отреагировала на вопрос о сходстве с Гарри Поттером, который Васкесу задали на пресс-конференции в Москве. На полосе с отчетом из Лужников испанские газетчики дали две фотографии - Васкеса и Гаpри Поттера. Сравнивайте, дескать, сами. Сравнили. Похож.

ХИТРЫЙ ВАСКЕС

Вообще тренеру из Виго, обладающему внешностью протестантского пастора или кандидата каких-нибудь наук, испанская пресса любит приписывать разные хитрые деяния. Надел, скажем, Васкес белую кепку на игру с "Осасуной", совершенно диссонирующую со всем его обликом. И победил. Газеты тут как тут: "Тренер "Сельты" в поисках удачи экспериментирует с одеждой!" Или высказался как-то Васкес насчет изменения игровой схемы: перехожу мол, с 4-2-3-1 на 4-3-2-1. А потом передумал, либо обстоятельства не позволили. Пресса трактует все по-своему: "Васкес ведет хитрую игру за пределами поля!"

Эта "игра" не укрылась от внимания тренерского штаба "Спартака". После прилета в Виго Владимир Федотов связался с одним из нас и попросил изложить свой взгляд на тактику "Сельты" в предстоящем матче. Взгляд этот был таков: играть Васкес станет по старой схеме, но с очень большой оглядкой на оборону. А если хозяевам удастся забить быстрый гол, как "Осасуне", "Сельта", скорее всего, превратится в плотно закрытую консервную банку. Вскрыть которую будет никак не легче, чем забить второй мяч той же "Сибири".

Любопытно, что в обоих последних удачных матчах "Сельты" - в Москве и Памплоне - не играл экс-спартаковец Тамаш, не пользующийся в настоящий момент симпатиями здешних болельщиков. Однако ведь и Васкесу еще тур назад трибуны махали белыми платками, что означает в здешних краях чемодан, вокзал и путешествие на родину с билетом в один конец. Люди даже на улицах слегка помитинговали, требуя тренерской отставки. А теперь успокоились. Может, их галисийский дождь охладил?

P.S. Чуть не забыли упомянуть один любопытный факт. Трибуны стадиона "Балаидос" подпирают обычные бетонные колонны. Унылые, между прочим, до неприличия. Но вот часть из них в районе фасада забрана снизу доверху пластиковыми прямоугольными коробами. Поверхность которых со всех сторон мелко исписана именами людей и организаций, когда-либо пожертвовавших "Сельте" хоть какие-то деньги.

Есть в тех списках и никому не известные Хуаны с Хесусами, и магазины, и бары с кафетериями. Клуб отблагодарил тех, кто ему предан, не славой, но памятью. Чем мог отблагодарил, потому что, быть может, просто не выжил бы на каком-то этапе без людских пожертвований.

Жаль, что у нас в России не принято ни жертвовать на футбол, ни помнить потом об этом. А пустых колонн вокруг "Балаидос" еще много.