Газета Спорт-Экспресс № 286 (4265) от 12 декабря 2006 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 19

12 декабря 2006

12 декабря 2006 | Бобслей

БОБСЛЕЙ

КУБОК МИРА

Как вчера сообщал "СЭ", в субботу российская четверка в составе пилота Евгения Попова и разгоняющих Дмитрия Труненкова, Романа Орешникова и Дмитрия Степушкина победила на этапе Кубка мира в Солт-Лейк-Сити, обыграв экипаж неоднократного олимпийского чемпиона немца Андре Ланге.

Евгений ПОПОВ: ИЗ ТЕНИ - К ВЕРШИНЕ

ВТОРОЙ НОМЕР

С тем, что россияне прочно вошли в элиту мирового бобслея, соперники уже давно смирились, однако мы не устаем преподносить им сюрпризы. На старте сезона было много разговоров о том, что экипаж серебряного призера Игр-2006 в Турине Александра Зубкова в его нынешнем состоянии не готов удержать титул обладателя Кубка мира в четверках. Стартовые этапы нового розыгрыша отчасти подтвердили эти опасения, хотя вся борьба еще впереди. Однако, как говорится, свято место пусто не бывает, и, к удивлению многих, бремя лидерства в российской сборной взял на себя ее многолетний второй пилот Евгений Попов.

Он уже успел произвести настоящий фурор: в предыдущие сезоны лишь раз поднявшись на пьедестал (на бронзовую ступень) мирового Кубка, этой зимой Евгений сначала стал вторым на этапе в канадском Калгари, а неделей позже блестяще одолел самого Андре Ланге, которому не было равных на всех крупных турнирах последних лет. Причем сделал это Попов на олимпийской трассе в Солт-Лейк-Сити, на которой немец четыре с лишним года назад завоевал свое первое олимпийское золото.

Успех всколыхнул интерес болельщиков к 30-летнему Попову, который постоянно оставался в тени. Почему же одному из двух равноценных, как считали многие специалисты, наших пилотов пришлось так долго идти к вершине?

Бобслей - вид спорта весьма специфический. Успех в нем наполовину зависит от качества техники. Несколько лет назад, когда россияне предпринимали робкие попытки составить конкуренцию ведущим мировым экипажам, материально-техническое обеспечение нашей команды было весьма скромным. Качественных полозьев, бобов и деталей к ним не хватало катастрофически, и поэтому снабжение всем этим на одинаковом уровне двух экипажей было задачей непосильной. Тренерский штаб был вынужден сделать ставку на одного пилота, которым оказался Зубков. Выбор наставников диктовался множеством факторов, ключевым из которых стала бронзовая медаль, завоеванная экипажем Зубкова на чемпионате мира-2003 в Лейк-Плэсиде. Это была первая награда столь высокого уровня в истории российского бобслея, и после триумфального для него мирового первенства Александр прочно занял лидирующее место среди наших пилотов, отодвинув Попова на второй план. На правах первого номера Зубков не только обеспечивался лучшей техникой, но и получил карт-бланш на формирование экипажа (разумеется, последнее слово тут оставалось за тренерами). В результате всего за несколько недель до начала туринских Игр было решено забрать из экипажа Попова разгоняющего Филиппа Егорова, показавшего себя с самой лучшей стороны на одном из последних предолимпийских тестирований. Таким же образом место многолетнего партнера Зубкова по двойке Дмитрия Степушкина занял Алексей Воевода. Итоги Олимпиады показали, что эти шаги на тот момент были полностью обоснованными: четверка в составе Зубкова, Воеводы, Егорова и Алексея Селиверстова заняла второе место, уступив лишь неподражаемому Ланге. Попов же в Турине звезд с неба не хватал: несмотря на приличный разгон при непосредственном участии Степушкина, подняться выше девятого места не удалось, а в двойке Евгений и вовсе едва не оказался за пределами первой двадцатки.

РАЗГОНЯЮЩИЕ ПОПОВА СВЕЖЕЕ И МОТИВИРОВАННЕЕ

Казалось, у второго пилота по-прежнему нет особых перспектив. Однако в начале нового олимпийского цикла, как правило, происходит определенная перегруппировка сил, и в межсезонье Попов решил пойти на полное обновление своего экипажа. Задним разгоняющим к Евгению встал Степушкин, а по бокам - молодые Дмитрий Труненков и Роман Орешников, с которым Попов выступал в Турине в двойке. И контрольные прикидки в преддверии старта Кубка мира дали основание говорить о возродившейся конкуренции между двумя пилотами. Оба шли ноздря в ноздрю, причем Попов был даже чуть лучше. А когда сезон начался, Попов, по-прежнему уступая Зубкову в двойках, в четверках ушел от него в солидный отрыв. Главное сейчас преимущество Евгения над Александром заключается именно в разгоняющих: они свежи и крайне мотивированны, чего не скажешь об экипаже Зубкова. Но это еще не все.

Задолго до начала сезона стало ясно, что три североамериканских этапа мирового Кубка пропустит Воевода. А выступающему на его месте действующему рекордсмену России в беге на 60 м с/б Евгению Печенкину пока не хватает опыта и стабильности. На сборе в латвийской Сигулде обескровленный экипаж Зубкова подстерегла новая беда: отрабатывая разгон на стартовой эстакаде, его члены довольно серьезно пострадали в результате падения. И если Селиверстов успел восстановиться после травмы, то Егорову подойти к сезону в лучшей форме не удалось. Наконец, бежать в полную силу самому Зубкову не позволяет застарелая травма ахилла, которую он, несмотря на запланированную операцию, так толком и не залечил.

И все же делать далеко идущие выводы об итогах противостояния двух российских экипажей в нынешнем сезоне, пожалуй, не стоит. Помимо Кубка мира им этой зимой предстоит помериться силами на чемпионатах мира и Европы, на которые Зубков наверняка сделает основную ставку. После Нового года в сборную должен вернуться Воевода, восстановят оптимальные кондиции Селиверстов и Егоров, и тогда зубковский экипаж обретет былую мощь.

Однако гораздо важнее другое. Уже сейчас за место на пьедестале турнира любого уровня по силам бороться сразу двум российским экипажам. Вот таким неожиданным и очень приятным для нас оказалось начало нового олимпийского четырехлетия.

Сергей БУТОВ