Газета Спорт-Экспресс № 256 (4235) от 7 ноября 2006 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 2

7 ноября 2006

7 ноября 2006 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

НХЛ. Регулярный чемпионат

Специальный корреспондент "СЭ" побывал в расположении "Каролина Харрикейнз" - действующего обладателя Кубка Стэнли.

ХОККЕЙ ДЛЯ КРАСНЫХ ШЕЙ

"Redneck hockey!" можно перевести как "сельский хоккей". Этот плакат, принесенный кем-то из фанатов "Каролины" на матчи плей-офф, стал своего рода девизом клуба. "Реднеками", то бишь "красношеими", называют южную деревенщину, отличительными особенностями которой принято считать нетвердое знание родной речи, джинсовые комбинезоны, обилие татуировок, благородного черного цвета зубы и наличие фигуристой блондинки-сестры, исполняющей также и функции жены. И собственно красные шеи - побочный эффект полевых работ на жаре.

Северная Каролина находится в самом сердце американского Юга, и "реднеков" там хватает с лихвой. Корреспондент "СЭ", остановившись у заправки близ какой-то каролинской деревни, вынужден был расплачиваться в обветшалой избушке, населенной несколькими враждующими кланами котов. Перспектива стать персонажем фильма ужасов "Техасская резня бензопилой" явственно присутствовала в букете тамошних ароматов.

Однако стереотипы - штука скользкая, и руководствоваться ими не стоит. Население именно города Роли как раз их не оправдывает, поскольку состоит по большей части из рабочей интеллигенции. Роли является частью так называемого Научного треугольника - метрополиса из трех городов, изобилующих университетами и НИИ.

ВИСКИ ИЗ ГРААЛЯ

"Не шибко что-то ходят на обладателей", - думается мне в первые минуты матча. Точно так же думается и в последние. Трибуны в НХЛ по-настоящему заполняются где-то к середине первого периода, когда подтягиваются опоздавшие, предматчевые посетители туалетов и те, кому жизнь не жизнь и хоккей не хоккей без пятнадцати хот-догов на брата.

Что ж, это не так уж и неожиданно: на носу начало студенческого баскетбольного чемпионата, а это тут - святыня, против которой никакие Кубки Стэнли не попрут. Вряд ли "сельский хоккей" когда-либо сравняется по популярности с баскетболом и автогонками. Однако Кубок в этом году все-таки прописан здесь, в Роли, и если вам в это трудно поверить, то фотографии Рода Бриндамора со Святым Граалем хоккея в руках встретят вас у входа на стадион, а также внутри оного. На свете нет пока фотографов, которым было бы по силам сделать физиономию Рода привлекательной, поэтому на многих плакатах капитан "Харрикейнз" изображен со спины.

О том, насколько важен Кубок Стэнли для хоккеистов и болельщиков, каролинцам все еще надо напоминать. Руководство клуба усердно занимается ликбезом, делая упор на фольклорно-исторический аспект долгой и нелегкой жизни "Лорда Стэнли". Реликвия ведь, как ей и полагается, окружена целым сонмом легенд и традиций. На огромном табло стадиона по очереди появляются хоккеисты и рассказывают о том, как воспользовались своим феодальным правом подержать у себя дома трофей - правом Не Совсем Первой, Но Очень Важной Ночи.

- Я отнес его в церковь.

- А я пил из него виски.

- ...занес его на гору над родной канадской деревней.

- ...ел кукурузные хлопья с молоком.

- ...искупал сына.

Что ж, теперь каролинцы точно исполнятся благоговения. На колени, неверные, пред ликом святыни!

"ТЭЙЛГЕЙТИНГ"

"Ураганы" прописались в Северной Каролине всего девять лет назад, а перед тем были "Хартфордскими китобоями", бывшей командой Горди Хоу. Кстати, название, придуманное хозяином клуба Питом Карманосом, поначалу страшно разозлило местное население. Ведь всего за несколько месяцев до того, как Пит осчастливил южан неведомым видом спорта с коньками и резиной, по Каролине прошелся ураган Фрэн, лишнее напоминание о котором было воспринято как издевательство.

Хартфордские корни еще не забылись: рядом с ареной я успел поговорить с огромным дядькой в сине-зеленом свитере "Китобоев". Крэг, как звали мужика, действительно переселился в Роли из Новой Англии, родины клуба. Таких, как он, в "Научном треугольнике" немало, и они - счастливчики, сумевшие сохранить верность уехавшей команде. Северная Каролина нуждается в инженерах и прочих научно-технических профессионалах, зарплаты там не хуже, а жизнь куда дешевле, чем в крупных северных городах.

Мой новый знакомый был частью небольшой, но чрезвычайно пестрой группы фанатов, устроившей на парковке перед стадионом какой-то шумный бивуак с гамбургерами, переносным грилем, флагами, речовками и морем разливанным дешевого пива. Это называется "тэйлгейтинг" - традиция, позаимствованная из студенческого баскетбола. Безумства на секторах болельщикам мало, и это неофициальное гулянье его отлично дополняет.

"Тэйлгейтинг" - штука безобидная и драками не чреватая (впрочем, за студенческий баскетбол не поручусь), а лишить южанина законного спортивного гамбургера, пожалуй, даже жестоко. Таких бивуаков было по нескольку штук на каждой парковке. В вечерних сумерках огни грилей делали "Ар-би-си сентер" похожим на взятый в осаду средневековый замок, окруженный кострами воинственных сарацинов.

БЕЛЬЕ

Я точно знаю, что перед первым матчем сезона "Ураганы" подняли под своды арены баннер, посвященный победе в Кубке Стэнли. Я лично видел это по телевизору. Но висит ли он там до сих пор - сказать вам не могу. Вид из ложи прессы открывался исключительно на баскетбольные баннеры, учету не поддающиеся. Прямо передо мной полоскалась красная простыня метр на три с надписью: "Третье место в Восточном регионе - 1965 год". По соседству с ней висели напоминания о выходах в плей-офф студенческого чемпионата США, попаданиях в полуфиналы, победах в конференциях... Видимо, команде Северокаролинского государственного университета стоит лишь выйти на площадку и не упасть в коллективный обморок, чтобы это событие было немедленно увековечено отдельным полотнищем.

Активно болеющая торсида у "Ураганов" присутствует. Имею в виду организованную группировку сидящих в одном секторе фанатов, так или иначе координирующих свои действия. Знаю, что разочарую многих из вас, но нет: монтировками никто никого не бьет. Ограничиваются речовками, причем совершенно неоригинальными. С этим делом в Северной Америке вообще беда: на каждой арене кричат примерно одно и то же "Летс гоу Нужное-Вставить!" В данном случае: "Летс гоу, Кейнс!" Изредка "Кеньяки" (это игра слов, вы догадались?) выкрикивают игривое: "Положи пирожок в корзинку!" Нет, не стоит искать связей между "красношеими" и Красной Шапочкой: выражение это вполне расхожее, заимствованное у одного телекомментатора и означает всего лишь "Забей гол!"

Не приходится скучать и обычным болельщикам, причем не только потому, что у них есть девочки и реслинговый дедок. "Сельский хоккей" - это еще и суперскорости, и ярость Бриндамора, и неземной талант Эрика Стаала, и любимец публики вратарь Кэм Уорд. Последнему на старте сезона приходится блистать все чаще и чаще: ранее непроходимая защита "Ураганов" пока позволяет себе слегка распоясаться.

"Каролина" - целиком и полностью команда "новой" НХЛ, в которой к победе приводят темп и работоспособность. У "селян" хватает хоккейной смекалки, чтобы это оценить. Каролинцев вообще следует похвалить хотя бы за то, что тут не слышно возмущенных криков после офсайдов и незасчитанных голов в ворота соперника. "Реднеки" выучили правила.

ПАТЛЫ КОММОДОРА

- Да, я сейчас чистенький, "свежий". Даже и двух месяцев нет, как подстригся! - гордо восклицает Майк Коммодор. Защитник чемпионов сидит в раздевалке, демонстрируя корреспонденту "СЭ" свои рыжие патлы.

Шевелюра Майка привлекает к себе не меньше внимания, чем лицо Бриндамора, но если от последнего просто нельзя оторвать глаз, как от автомобильной катастрофы, то Коммодоровы волосы - веселое зрелище. Впрочем, не сейчас, а в плей-офф, когда на его голове вырастает нечто среднее между клоунским париком и атомным взрывом на овощебазе. Американский футболист Алекси Лалас о такой роскоши и мечтать не мог. Лохматый Майк до того нравится каролинским фанатам, что огромная их часть в последних плей-офф приходила на матчи с красными мочалками на голове.

Все дело в том, что Коммодор стрижется раз в году - перед началом сезона, причем это эпохальное событие собирает огромное количество зрителей и проводится в благотворительных целях.

- Как именно? - спрашиваю я у Майка. - Неужели, огненно-рыжие кудри хоккеиста продают с аукциона?

- Ну нет! - отвечает Коммодор, отхохотавшись. - Впрочем, я видел, как кто-то украл несколько прядей. Мне вообще-то не жалко, если кому-то позарез нужны грязные волосы. М-да, странные бывают люди... Короче, нет: на аукционе разыгрывается право меня подстричь. И победителям по очереди вручают машинку.

Коммодор опять смеется. Напротив него Эрик Беланже развлекает гостью - собственную дочку, решившую примерить папин шлем. Семейная идиллия. Великий и ужасный Бриндамор решил не пугать ребенка и удалился в соседнюю тренажерную комнату, где, надо думать, уже успели треснуть все зеркала...

А на парковке перед ареной догорали огоньки последних "тэйлгейтеров". Гамбургеры съедены, флаги убраны в кузова пикапов, и только последним банкам пива осталось нанести непоправимый урон. Кто-то из "Кеньяков", почувствовав зов южной природы, нетвердой походкой отходит за грузовик. На грузовике развевается красный флажок с черным квадратом - морской сигнал, предупреждение об идущем урагане. Эмблема чемпионов.

Слава МАЛАМУД

Роли - Вашингтон