Газета Спорт-Экспресс № 146 (4125) от 30 июня 2006 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

30 июня 2006

30 июня 2006 | Спортивная гимнастика

СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА

Светлана ХОРКИНА: "СУДИТЬ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ Я УЖЕ НАУЧИЛАСЬ"

Афины-2004 стали рубежом в жизни для многих героев спорта. Для единственной в истории трехкратной абсолютной чемпионки мира россиянки Светланы Хоркиной Игры на родине Олимпиад оказались последними. После ухода из спорта прима мирового помоста заняла пост вице-президента отечественной федерации спортивной гимнастики, родила сына и совсем не тоскует по гимнастическому залу, считая, что полностью реализовалась в спорте и готова раскрыть себя в иных областях.

С Хоркиной мы встретились накануне первого дня рождения ее сына.

-Как вам дался прыжок практически из гимнастического зала в кресло спортивного чиновника?

- Сразу после возвращения из Афин моя жизнь вообще круто изменилась. Я решила уйти из гимнастики и в отличие от многих других спортсменов, болезненно переживавших завершение карьеры, спокойно отнеслась к тому что в одночасье перестану быть в центре внимания, что обо мне забудут телевидение и газеты. Я морально была готова к тому что придется искать себя в новой жизни и завоевывать авторитет в других сферах. И хотя вскоре после ухода из спорта я забеременела, тем не менее смело ринулась в пучину предвыборной борьбы в родной федерации. Как вы знаете, я претендовала на пост президента, но проиграла Юрию Титову и стала вице-президентом.

-Однако полноценной работы у вас на первых порах не получилось.

- И причина тому - мое материнство. Я уехала рожать, затем занималась воспитанием маленького Святослава, но теперь опять вернулась к исполнению своих обязанностей. Так что до декабря, до новых выборов, я - вице-президент ФСГР и ответственная за связи с прессой.

-Есть люди, к помощи которых вы прибегаете в трудных ситуациях?

- Все опытные работники федерации остались на своих местах и всегда готовы дать мне совет. Ну а моральную поддержку я получаю от своей семьи.

-Вы сказали, что в декабре пройдут очередные выборы руководства федерации. Не думали, чем займетесь, если не сохраните пост вице-президента?

- Мне очень хочется поработать в федерации на благо любимого вида спорта, но коль судьбе будет угодно распорядиться иначе, думаю, все равно останусь в гимнастике. В этом году я участвовала в международном судейском семинаре и имею теперь ранг арбитра международной категории. Так что могу работать в этом качестве на соревнованиях самого высокого уровня. Правда, опыта судейства у меня пока почти никакого.

-А вы видите себя в роли арбитра на чемпионате мира или Олимпийских играх?

- Знаете, с одной стороны, очень не хочется оказаться в этой шкуре. Ведь в нашем субъективном виде спорта судья - всегда крайний, всегда - козел отпущения. Но, с другой стороны, я должна быть в курсе всего, поскольку приглядываюсь к работе в Международной федерации гимнастики (FIG). И первые шаги в этом направлении уже делаются. Я вхожу в комиссию спортсменов при Европейской федерации. А еще состою в российской комиссии спортсменов. Эту общественную организацию возглавляет Ольга Брусникина.

-То есть планы у вас наполеоновские. Может, и на кресло президента FIG нацеливаетесь?

- Гораздо легче перечислить те кресла, которые меня не интересуют (смеется). Но для этого нужно работать, необходимо появляться на серьезных соревнованиях, в совершенстве овладеть иностранным языком. У меня уже сейчас хорошие отношения с нынешним главой международной федерации доктором Бруно Гранди, знакома с президентом МОК Жаком Рогге. Спортивный авторитет у меня есть, теперь надо поднатореть в искусстве дипломатии. Надеюсь, работа в российской федерации гимнастики станет для меня хорошей школой. К тому же для нашей страны очень важно, чтобы в техкомах FIG она была представлена по максимуму. Это благотворно скажется на судьбе наших гимнастов на всех соревнованиях. Грамотная работа с судьями в нашем, повторяю, субъективном виде спорта - необходимая составляющая успеха команды.

-Как вам новые правила, принятые после Олимпиады?

- Конечно, радует, что теперь больше внимания уделяется артистизму программ, поощряется красота, это так необходимо для пропаганды нашего вида спорта. В то же время современная гимнастика делает акцент и на сложность элементов. Как следствие - очень большие штрафы за неточность исполнения. Цена каждой ошибки на помосте неизмеримо возросла.

-Сами бы вы смогли сегодня выступать по этим правилам?

- Сложно сказать. А вот судить по ним я уже научилась. Поработала арбитром на одном международном турнире и очень обрадовалась, когда выставленные мною баллы совпали с баллами опытных судей. Значит, что-то я понимаю в тенденции развития нашего вида спорта!

-Вы не раз отмечали, что полностью реализовали себя в спорте. Но разве не осталась вершина, которую вы не покорили?

- Имеете в виду так и незавоеванный титул абсолютной олимпийской чемпионки? Уверяю, никаких комплексов по этому поводу у меня нет. Тем более что совершенно искренне считаю себя абсолютной чемпионкой Афин. Я была лучшей в многоборье, и Карли Паттерсон опередила меня лишь потому, что этого захотели судьи. Прекрасно помню, что, когда я выполнила комбинацию на брусьях и намертво встала в доскок, арбитры 15 минут не могли вывести мне итоговую оценку. В тот момент я поняла, что они не позволят мне выиграть. Возможно, у меня были ошибки, но и у Паттерсон их было немало. Только с меня за мои промахи содрали шкуру, а Карли лишь немного пожурили. Поэтому я сплю спокойно и не переживаю по поводу того, что в моей коллекции наград нет золота Игр в многоборье. Думаю, и корейский гимнаст имеет моральное право считать себя, а не Пола Хэмма олимпийским чемпионом в этом виде. До сих пор не понимаю, как можно с падением на одном из снарядов выиграть абсолютный титул! Обидно, если Олимпийские игры из-за подобного судейства потеряют репутацию самых престижных соревнований. Сколько бы ни говорили, что Алексей Немов в упражнении на перекладине стал чемпионом болельщицких сердец, медаль-то, которую он честно заслужил, ему никто не вернет!

-Нет желания написать книгу о спортивных судьбах - своей и тех, кто выступал вместе с вами?

- Мечтаю об этом уже давно, но никак не выберу времени. То беременность и роды, то работа. Я ведь еще провожу соревнования в родном Белгороде на призы своего имени. Но мысль о книге не дает мне покоя. Потому что мое поколение пришло в гимнастику прочитав книги Турищевой и Ким. Уверена, что и мне есть что рассказать девочкам, которые подумывают о гимнастическом зале. У меня уже и название для книги есть - "Моя вертикаль".

-Гимнастика дала вам все. А не осталось ли какой-нибудь обиды, связанной со спортом?

- Наверное, нет. Я была абсолютно счастлива, когда трудилась как каторжная, создавая ту самую Хоркину, которую сегодня знает и любит весь мир. Впрочем, задевали, честно говоря, разговоры о том, что я в командных соревнованиях не выкладываюсь так, как в личных, поэтому Россия и не смогла выиграть командное женское олимпийское золото. В этих обвинениях нет ни грамма правды! Я очень мечтала уйти из спорта, сделав родине подарок - олимпийское золото командного турнира. Увы, не сложилось. Неужели кто-то думает, что я сама не хотела получить еще одну высшую награду Игр и не отдавала все силы ради этого? Если Хоркина столь меркантильна и жадна до личной славы, разве ей не нужна была еще одна золотая медаль, которая сулила дополнительные призовые, славу? Да и стартовать в личном турнире в ранге олимпийской чемпионки было бы куда спокойнее и приятнее. Кстати, многие забывают, что на чемпионатах мира и Олимпиадах я нередко выходила последней на снаряды и от меня зависело, окажемся мы на пьедестале или за чертой призеров. И чаще я "вытаскивала" команду нежели "топила".

-Маленького Святослава в спорт отдать не собираетесь?

- Уверена, что он сам выберет эту тропинку. Уже сейчас сын с удовольствием карабкается на шведскую стенку (дома мы соорудили для него спортивный уголок), обожает бассейн - из воды вытащить просто невозможно. Я считаю, что мужчина должен заниматься спортом, быть сильным, уметь постоять за себя и свою семью. Да и в армии спортивному юноше будет легче. А вот каким именно видом спорта заниматься, пусть сын сам выбирает.

-Перейдем от спорта к искусству. Был в вашей жизни и театральный роман - роль в антрепризном спектакле "Венус". Нет желания продолжить отношения с Мельпоменой?

- Есть различные мнения по поводу моего сценического дебюта. Но положительных рецензий было все-таки больше. Да и аншлаги свидетельствовали о том, что все весьма неплохо. Мне самой очень нравились сцена, актерская жизнь. И я надеюсь, что в театре еще не сказала последнего слова. Как, впрочем, и в кино. Меня ведь приглашали перед Олимпиадой сняться сразу в двух фильмах, однако тогда я не могла себе позволить отвлекаться от подготовки и отказала режиссерам. Надеюсь, предложения еще последуют. Пробовалась я и на роль телеведущей, проходила кастинги. Знаете, я чувствую в себе артистическую жилку, и многие специалисты со мной согласны. Не случайно, думаю, меня приглашали сниматься для журналов - например, я позировала для итальянского издания Vogue. Амплуа топ-модели мне тоже очень нравится, и, как я заметила, фотокамера меня "любит" (улыбается). Недавно я была в Китае, и там меня признали самой красивой спортсменкой 2005 года, хотя к тому моменту я уже почти год не выступала. А один английский журнал назвал мои ноги пятыми в мире по красоте. Такое признание льстит любой женщине.

Ровшан АСКЕРОВ