Газета Спорт-Экспресс № 257 (3935) от 9 ноября 2005 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 19

9 ноября 2005

9 ноября 2005 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

ПЯТЬ КОЛЕЦ с Александром РАТНЕРОМ

ПЕРЕМИРИЮ - ДА. МОРАТОРИЮ - НЕТ

В пятницу 60-я сессия Генеральной ассамблеи ООН приняла резолюцию об Олимпийском перемирии. Этот документ, представленный Италией от имени МОК, называется "За построение мирного и лучшего мира с помощью спорта и олимпийского идеала" и призывает все страны мирового сообщества воздерживаться от применения силы для решения конфликтов во время XX Олимпийских зимних игр в Турине.

Принятие данной резолюции - факт во многом символичный. С одной стороны, все реалисты и понимают, что МОК - организация не политическая, у него нет армии и он не намерен устанавливать мир силой. С другой - это лишний раз доказывает благородные цели олимпийского движения.

Впервые идею возрождения древнегреческой традиции "экихейрии" бывший президент МОК Хуан Антонио Самаранч предложил в 1992 году. И уже в 1993-м 48-я сессия ГА ООН поддержала эту инициативу. С тех пор каждые два года ГА ООН принимает аналогичные резолюции, призывающие все враждующие стороны прекратить боевые действия на время Олимпийских игр.

Несколько раз эта акция имела вполне конкретное выражение. В 1994 году, например, во время зимних Игр в Лиллехаммере президент МОК совершил поездку в боснийский город Сараево, где в то время полыхала война. В 1998-м, выступая на церемонии открытия игр в Нагано, Самаранч призвал все страны к дипломатическому решению конфликтов. И сделал это не случайно: за несколько дней до открытия Игр мир оказался на грани крупномасштабного военного конфликта. США намеревались нанести ракетный удар по химическим объектам на территории Ирака. И его вряд ли удалось бы избежать, если бы не олимпийское перемирие. За те 16 дней, что длились игры в Нагано, генеральному секретарю ООН удалось достичь компромисса с конфликтующими сторонами. В 2001 году, накануне Игр в Солт-Лейк-Сити, мировое сообщество оказалось в совсем сложной ситуации. После атак террористов на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября не было никакой уверенности в том, что ГА ООН примет резолюцию об олимпийском перемирии и что это перемирие будет соблюдаться. К счастью, все 189 членов ГА ООН в декабре 2001 года поддержали инициативу МОК.

И вот новый призыв к перемирию в достаточно сложной международной обстановке. И вновь за предложенную резолюцию проголосовали все государства - члены ООН.

О принятии резолюции об олимпийском перемирии в связи с предстоящими зимними Играми в Турине я вспомнил еще и потому, что на прошедшем недавно в Лозанне заседании исполкома МОК мне доводилось слышать следующие слова: "Если мировое сообщество может договориться об олимпийском перемирии, которое в данном случае от имени МОК предложила Италия, то почему Италия и МОК не могут договориться о временном моратории на действие закона в Италии, предусматривающего уголовную ответственность за применение допинга?" МОК, напомню, придерживается той точки зрения, что за нарушение в сфере спорта людей надо наказывать по спортивным законам, а итальянские власти придерживаются другой точки зрения. Пикантность ситуации еще и в том, что фактический министр спорта Италии президент ассоциации НОК Европы, член МОК Марио Песканте, планирующий на предстоящей в Турине сессии МОК стать вице-президентом МОК. Выступая перед журналистами в Лозанне, он объяснил нежелание вводить мораторий тем, что, для того чтобы его ввести, соответствующую резолюцию должен принять парламент Италии, а там у правящей партии Сильвио Берлускони нет большинства. "К тому же, - не уставал повторять Песканте, - общественное мнение в Италии настроено очень негативно к введению моратория. Ведь только что бывший тренер "Ювентуса" получил срок в 18 месяцев за то, что давал своим игрокам запрещенные препараты".

Президент МОК Жак Рогге был раздосадован таким развитием событий. "Еще в 1999 году, когда итальянцы подписывали контракт об условиях проведения Игр, они согласились следовать антидопинговым правилам МОК, которые определяются нормами Всемирного антидопингового агентства, - сказал он. - А теперь ссылаются на свое законодательство. Еще большую путаницу вносит то, то итальянцы придерживаются списка запрещенных препаратов, установленного ВАДА на 2005 год, а МОК - на 2006-й".

Как показывает жизнь, договориться об общем зачастую проще, чем о конкретном. Главное, чтобы не пострадали спортсмены.