Газета Спорт-Экспресс № 245 (3922) от 25 октября 2005 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 3

25 октября 2005

25 октября 2005 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ВОПРОСОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОТВЕТОВ

Только что завершившийся 56-й сезон "Больших призов" дал достаточно пищи для размышлений. Насколько глубок провал "Феррари" и случаен ли он или это признак наступления новой эры? Закономерен ли триумф "Рено" или французы стали королями лишь потому, что, как утверждает пословица, свято место пусто не бывает? Окончательно ли нащупали "Макларен" и "Мерседес" путь на вершину формулического Олимпа или "серебряные стрелы" так и не смогут решить проблему надежности и повторят печальный опыт Сизифа? Куда ведет колея, в которой, похоже, застрял "Уильямс" - неужели к угасанию некогда славной команды? Есть над чем призадуматься, и когда изучаешь пилотскую табель о рангах нынешнего чемпионата. Хотя 2005 год подарил нам нового чемпиона мира - Фернандо Алонсо, ответа на главный вопрос, надолго ли тот пришел к власти и не слишком ли рискованно будет перекроить чемпионский трон под антропометрические данные харизматичного астурийца, мы не получили.

Думаю, это и к лучшему. Ведь если сезон финишировавший задал столько вопросов, значит, появился смысл с нетерпением ждать сезона наступающего! Вдруг да повезет узнать ответы?

Несмотря на то что современная "Формула-1" разительно отличается от самой себя, скажем, десятилетней давности - уж очень возросло влияние класса команд на распределение сил, главными действующими лицами по-прежнему остаются гонщики. К ним приковано внимание фанов, они в конечном итоге обеспечивают нам зрелище. Поэтому стоит попытаться проанализировать впечатление, которое произвели премьеры труппы королевы автоспорта в сезоне-2005. Анализу подвергнем восьмерку лучших по итогам чемпионата.

Фернандо АЛОНСО

19 гонок, 7 побед, 15 подиумов, 6 поулов.

После того как в 2003 году в Венгрии испанец одержал свою первую победу в карьере, о нем тут же заговорили как о будущем чемпионе мира. Выданные ему авансы Алонсо оправдал. С лихвой. В этом сезоне он доказал, что не только талантлив и быстр, но и по-настоящему зрел, расчетлив и хладнокровен. Ярчайшие иллюстрации к его чемпионскому сезону - гонка в Австралии, где, стартовав 13-м, он финишировал 3-м, и гонка в Имоле, где Алонсо не дрогнул под прессингом семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера. Фактически не совершает ошибок: кроме вылета на 39-м круге "Гран-при Канады", в этом сезоне ему инкриминировать нечего.

Кими РАЙККОНЕН

19 гонок, 7 побед, 13 подиумов, 5 поулов.

Второе место финна в сезоне-2005 - бесспорно, заслуга гонщика и... вина команды! Если бы не ненадежность "Макларена", Райкконен имел бы реальный шанс подтвердить ощущение, преследовавшее всех на протяжении всего сезона: именно он, а не Алонсо, является лидером постшумахеровского пелотона. От своего испанского визави отличается меньшей прагматичностью и большей приверженностью к решительным действиям. Характерный эпизод - гонка в Японии: стартовав 17-м, одержал победу, совершив ярчайший обгон на последнем круге! Как и Алонсо, практически не ошибается в пилотаже.

Михаэль ШУМАХЕР

19 гонок, 1 победа, 5 подиумов, 1 поул.

Абсолютно провальный сезон для семикратного чемпиона мира и победителя 13 гонок в сезоне-2004. И дело отнюдь не в том, что "Феррари" провела, мягко говоря, не самый лучший чемпионат в своей биографии, а в том, что ее гонщик № 1 оказался недееспособен в условиях кризиса. Получив машину, несколько не соответствующую его запросам и амбициям, немец основательно утратил мотивацию и временами выглядел просто беспомощно. Убедительный пример этого - "Гран-при Китая", столкновение с Альберсом при формировании стартового поля и вылет в гонке под пейс-каром. Пилот такого калибра не имеет права на подобную потерю концентрации. Великие предшественники Шумахера - Ален Прост, Айртон Сенна и другие - в аналогичных ситуациях были сильнее обстоятельств, а Шумахер это качество продемонстрировать не смог.

Хуан Пабло МОНТОЙЯ

17 гонок, 3 победы, 5 подиумов, 2 поула.

Тяжелейший сезон для колумбийца. Помимо двух пропущенных из-за травмы плеча гонок и традиционных для "Макларена" проблем с надежностью на результате Монтойи сказалось и то, что лишь во второй половине чемпионата машина начала удовлетворять его требованиям и стилю пилотирования. Амбициозен, быстр, решителен, агрессивен, однако реализации всех этих положительных качеств мешает излишнее количество, как говорят в теннисе, невынужденных ошибок: ни у кого не возникало столько фатальных конфликтов с круговыми, как у Монтойи!

Джанкарло ФИЗИКЕЛЛА

19 гонок, 1 победа, 3 подиума, 1 поул.

Результат опытного итальянца по сравнению с результатом его напарника по "Рено" Алонсо выглядит непрезентабельно. Трудно объяснить то, что происходило с Физикеллой в год его дебюта во французской команде. Если машина испанца поражала надежностью, то на болиде итальянца случились, кажется, все теоретически возможные поломки. Аккуратный и осмотрительный римлянин не разучился управлять машиной, более того, на старте сезона он выглядел как минимум не хуже своего партнера, но потом пошла сплошная полоса неудач. Отсюда напрашивается вывод: "Рено", почуяв возможность выиграть чемпионскую корону, бросила все свои ресурсы на поддержку Алонсо, низведя тем самым Физикеллу до положения второго номера по аналогии с "Феррари". В Скудерии ведь тоже все поломки обычно случались не на машине Шумахера-старшего...

Ральф ШУМАХЕР

19 гонок, 0 побед, 2 подиума, 1 поул.

Год назад, когда стало известно о переходе Шумахера-младшего из "Уильямса" в "Тойоту", его поклонники воспрянули духом и начали надеяться на то, что в японской команде результаты Ральфа поползут вверх. Надеждам не суждено было сбыться. Период адаптации немца в новой конюшне оказался далеко не так легок и быстр, как казалось. Лишь на самом финише чемпионата он слегка воспрянул духом и сумел в общем зачете опередить напарника по команде Ярно Трулли.

Ярно ТРУЛЛИ

19 гонок, 0 побед, 3 подиума, 0 поулов.

В карьере Трулли уже не раз случались сезоны, подобные нынешнему. Чемпионат-2005 он начал увереннее Шумахера-младшего, однако вторую его половину провел далеко не так ярко. В том же "Рено" итальянец тоже в начале сезона доминировал над своим напарником Фернандо Алонсо, а затем его результаты резко пошли на убыль. Год назад Трулли открыто обвинил в своих неудачах босса команды Флавио Бриаторе. Но если учесть, что до этого и в "Просте", и в "Джордане" у него тоже бывали необъяснимые провалы, то, может, Ярно стоит поискать причину бед в самом себе? Возможно, дело в не оптимальной для столь продолжительного сезона физической форме. А возможно, Трулли не хватает таланта в работе с автомобилем. Ведь чтобы машина продержалась на высоком уровне весь чемпионат, она должна прогрессировать, и это во многом зависит от пилота.

Рубенс БАРРИКЕЛЛО

19 гонок, 0 побед, 4 подиума, 0 поулов.

Если брать чистую арифметику, то бразилец вновь вчистую уступил своему титулованному напарнику по Скудерии Шумахеру-старшему. А если от арифметики отвлечься, то нельзя не признать: в этом кризисном для "Феррари" сезоне Баррикелло в отличие от Михаэля духом не пал и мотивации не утратил. Наоборот, находясь в еще более некомфортных условиях, он бился за результат до последнего. Далеко не в одной гонке все надежды итальянской суперконюшни на то, чтобы более или менее сохранить лицо, бывали связаны с Рубенсом - и он команду не подводил. Оказавшись в БАРе в равном со своим напарником Джексоном Баттоном положении, Баррикелло наверняка докажет, что в его не самых удачных выступлениях за "Феррари" виноваты исключительно обстоятельства, но никак не недостаток таланта.

Ольга ЛИНДЕ