Газета Спорт-Экспресс № 226 (3903) от 3 октября 2005 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

3 октября 2005

3 октября 2005 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 25-й ТУР

СТЕНА БЫШОВЦА ОКАЗАЛАСЬ НЕПРОБИВАЕМОЙ

РУБИН - ТОМЬ - 0:0

Нереализованный пенальти: Кинкладзе, 82 (мимо).

1. Колинько

6,0

50. Близнюк

6,0

9. Салуквадзе

5,5

52. Борносузов

6,0

3. Калисто

5,5

84. Вейич

5,5

19. Скотти

5,5

21. Катынсус

5,5

21. Синев (к)

6,0

11. Калешин (к)

5,5

37. Аюпов

5,0

55. Скерла

5,0

14. Коновалов

5,0

6. Борзенков

5,5

(23. Силла, 66)

5,0

14. Шишкин

5,0

15. Астафьев

5,0

(7. Скобляков, 90+1)

б/о

27. Кинкладзе

5,0

10. КРУНИЧ

6,0

11. ЧИЖЕК

6,0

(4. Янотовский, 76)

5,0

(10. Ральф, 74)

5,0

77. Кульчий

5,0

7. Домингес

5,0

13. Медведев

5,0

(30. Бухаров, 64)

5,5

(15. Киселев, 61)

5,0

Запасные: 6. Сибайя, 98. Васильев, 18. Гильмуллин, 79. Харчик.

Запасные: 25. Парейко, 48. Гедгаудас, 15. Фамильцев, 8. Новиков.

Предупреждения

Калисто, 67 (неспорт, повед.)

Катынсус, 52 (неспорт, повед.)
Кульчий, 73 (неспорт, повед.)

2

Голевые моменты

1

10 (5)

Удары (в створ ворот)

5 (2)

1

Угловые

3

Судьи: СЕРГЕЕВ (Москва). Степанищев (Воронеж), Багапов (Краснодар).

2 октября. Казань. Центральный стадион. 16 градусов. 10 000 зрителей (вмещает 28 500)

Андрей АНФИНОГЕНТОВ

из Казани

ВСТРЕЧА ТЕОРЕТИКОВ

Справочная литература - один из самых востребованных на современном рынке жанров. Издается и распродается все - от атласа рыболова до путеводителей по ночным клубам. Оттого, наверное, в России и был издан словарь, переводящий в общепринятую лексику ту причудливую языковую смесь, которую Сергей Довлатов называл законченным театральным спектаклем, а сами ее создатели именуют феней.

Поразительно, что при очевидной скудности новых тем никто из издателей пока не озаботился подготовкой сборника крылатых фраз российского футбола. Товар, право, шел бы на "ура", а слова Анатолия Бышовца заняли бы достойное место в этом издании. Скажем, афоризм "Матчи выигрываются за письменным столом" 7 лет назад вызвал настоящий фурор.

Тогда "Зенит", созданный нынешним главным тренером "Томи", стал обыгрывать одного соперника за другим, а его умный и рациональный футбол вызывал у публики восторг. Летом 98-го Бышовец настолько обворожил страну, что в первый - и в последний - раз главного тренера сборной наши футбольные чиновники назначали, капитулировав под нажимом общественного мнения. Другое дело, что нажимали на РФС не только безвестные водопроводчики и шоферы, но и люди, работавшие в правительстве. Впрочем, это уже иная история. Совсем не футбольная.

Это потом в жизни Бышовца будут шесть подряд поражений со сборной, упущенный с "Анжи" самым нелепым образом Кубок России, кресло вице-президента в "Химках", краткий визит в Португалию, миссия в футбольном холдинге гражданина Литвы Владимира Романова. Словом, нормальная, в меру пестрая жизнь в большом футболе, значительной частью, однако, проходившая вдалеке от магистральных маршрутов. Но тогда Анатолий Федорович, словно предтеча новой футбольной жизни в России, удивил всех умением побеждать, когда для этого вроде бы нет видимых причин: бюджет хилый, судейство - всегда нейтральное, а среди подопечных нет ни Аршавина, ни даже Хагена.

Зато сегодня способность одолеть соперника за письменным столом, используя макеты и фишки, которые двигаются на многочасовых "теориях" тренерскими руками, очевидна. Наставник "Рубина" Курбан Бердыев, скажем, крылатые фразы тоже произносил, но в умах болельщиков запечатлен как человек, создавший самую дисциплинированную команду нашего футбола. По части умения добиваться результата, способности выжать максимум из минимума казанцам сегодня в России, пожалуй, равных нет.

Тем любопытнее выглядела дуэль тренеров, каждый из которых давно уяснил: матч начинается намного раньше стартового свистка арбитра. Более того, по мнению бессменного штурмана "Амкара" Сергея Оборина, с этой трелью матч для тренера во многом заканчивается, а сам он невольно превращается в зрителя. "Кричи не кричи у бровки - толку мало: игроки тебя не слышат. От рядового посетителя стадиона тренер по ходу игры отличается лишь тем, что может зайти в раздевалку и сделать за полтора часа игры три замены", - заявил мне однажды Оборин. Он, кстати, с Бердыевым дружен, а на футбол оба смотрят примерно одинаково.

БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Так что вчера главные вопросы звучали так: чей штаб на неожиданные, но действенные идеи плодовитее, у кого из наставников чутье на игроков, способных в одиночку изменить ход матча, лучше? Стартовый протокол сенсаций, впрочем, не таил. Бердыев поставил на тех, кто катком проехался по "Тереку" неделей раньше, а Бышовец доверился людям, перевернувшим в минувшем туре ход матча с "Москвой". Замен было две, и обе вынужденные. Синев, вернувший себе капитанскую повязку, подменил дисквалифицированного Федорова, а Борносузов по воле печальных обстоятельств сменил в томском "старте" выходившего с "Рубином" в премьер-лигу Климова.

Начали команды игру на 4 минуты позже обозначенных в афишах 19.00. Сергеев словно знал, что в 300 метрах от входа на стадион, в Спорт Сарае, идет овертайм хоккейного матча. В 19.08 ледовая баталия принесла хозяевам победу, и народ, ревом встретив успех "барсов", рванул к "рубиновым", продолжать спортивный вечер.

В нем столица Татарии спорила с Сибирью, но тотального превосходства добилась лишь на трибунах. Томск, кстати, здесь превзошел Омск. "Авангард" во дворце поддерживал единственный фан, одетый в фирменную фуфайку ястребов. За земляков он переживал так шумно, что трибуны ему порой аплодировали. Снисходительно.

Трем томским суппортерам, расстелившим флаги в гостевом секторе, напротив, проявить себя во всей красе никак не удавалось. Казанцы, к этой осени явно вошедшие во вкус большого футбола, скандированием, при поддержке барабана без устали гнали свой интернационал вперед. К исходу 20 минут стадион даже попытался запустить "волну", в чем, впрочем, не преуспел.

Такая горячность даже слегка удивляла. На поле не то чтобы царил штиль, но остроты в действиях игроков не наблюдалось. Сибиряки, при малейшей возможности пытавшиеся пробить по цели, всякий раз отправляли мяч куда угодно, но не в створ ворот. "Рубин" попытался было растянуть оборону соперника, но быстро сделал ставку на любимые "стандарты". Тоже без особого успеха.

Стена, выстроенная Бышовцем у владений Близнюка, выглядела под стать пейзажу с видом на Кремль - крепкой и основательной. Словом, нашла коса на камень. А точнее, один тренерский план на игру оказался достоин другого. Оба выглядели основательно, а главным постулатом было то, что свои ворота должны остаться неприкосновенными. В итоге мяч летал и скакал, борьбы за него хватало, но остроты от этого броуновского движения не прибавлялось.

И ПЕНАЛЬТИ НЕ ПОМОГ "РУБИНУ"

После перерыва, если что и изменилось, то лишь тренерская диспозиция. Бышовец встал да так и провел остаток матча на ногах. Бердыев, со скамейки время от времени вскакивал, но всякий возвращался на свое рабочее место.

И вдруг... "Томь" неожиданно осмелела. Сигналом стал рейд Крунича. Самый мобильный игрок в составах обеих команд упал в штрафной хозяев очень правдоподобно, но на Сергеева кульбит выходца из Боснии впечатления не произвел. Бышовец у бровки взывал к небесам. Тщетно. Там, на небе, видимо, отчего-то не хотели, чтобы гости Казани забили. Даже когда Колинько с громадным трудом отбил мяч, пущенный Катынсусом со штрафного, а Кульчий был первым на отскоке, все "Томи" испортила невесть откуда возникшая нога Салуквадзе. Именно она стала шлагбаумом на пути сибиряков к голу.

Последовавшие замены ход игры изменили. Футбол пошел нервный и веселый. Даже с риском, пусть и очень-очень разумным. Без авантюризма. Ни-ни! Хотя "Томь", поняв, что охота за трехочковым журавлем может стать удачной, уже не хотела, да и не могла играть с оглядкой на свои ворота. "Рубин", сместивший акцент атак на фланги, тоже не грустил, не позволяя поклонникам заскучать. Настырный Ральф однажды едва не затоптал Близнюка, но голом этот рейд, напоминавший танковую атаку, не увенчался.

Зато падение Бухарова, встретившегося в штрафной сразу с двумя оппонентами, принесло "Рубину" пенальти. Близнюк в ярости рванул к Сергееву, явно пытаясь напомнить: похожий эпизод за полчаса до этого аналогичной карой не увенчался. В итоге украинский голкипер сибирской команды напугал если не арбитра, то Кинкладзе. С 11-метровой отметки грузинский легионер пробил на редкость бездарно - несильно и очень неточно.

Итог - ничья, не рассудившая двух тренеров, умеющих побеждать соперников за письменным столом. Но - не в этот раз.