Газета Спорт-Экспресс № 195 (3873) от 27 августа 2005 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 17

27 августа 2005

27 августа 2005 | Остальные

АВИА

ПОЛЕТ БЫКОВ НАД ДУНАЕМ

Видели ли вы "Летающих быков"? Нет, это не новая порода рогатых и хвостатых животных, парящих в небе. Это 16 самолетов команды Flying Bulls с красными быками на фюзеляже, крыльях, либо хвосте. Впрочем, могли и видеть, некоторые из этих "бычков" своим ходом прилетели в прошлом году в Россию на выставку "Летающие легенды" в подмосковное Монино. Самым легендарным среди них можно считать Douglas DC-6, выпуска 1945 года. Этот самолет принадлежал маршалу Тито, но с распадом Югославии его следы затерялись, и только лет десять назад он был обнаружен в Намибии. Самолет долго восстанавливали, и несколько лет назад он стал флагманом воздушной флотилии австрийского бизнесмена Дитриха Матешица, который в 1984 году основал компанию Red Bull, выпускающую энергетический напиток того же названия.

Господин Матешиц - личность незаурядная, мало ему того, что его напиток употребляют уже в 120 странах, а банковский счет исчисляется миллиардами долларов, так он еще по всему миру устраивает такие экстремальные спортивные шоу, от которых дух захватывает. Red Bull Air Race - одно из них. Это F-1 в воздухе!

Самолеты - главная страсть Матешица. Своему "стаду" он построил суперсовременное "стойло" в аэропорту Зальцбурга - Ангар-7. Это сооружение, далекое от общепринятого понятия об ангарах, имеет форму крыла высотой 18 м и насквозь прозрачно. Несмотря на огромный вес в 1500 тонн, выглядит легким и изящным. Основная идея, с целью которой создавался Ангар-7, - стать местом встреч не только любителей авиации, но и культуры искусства.

Но вернемся к недавним событиям. Чтобы "Быки" устроили гонки, должны были встретиться два человека, для которых нет ничего невозможного. Одного вы уже знаете - бизнесмен Дитрих Матешиц, второй - венгерский пилот Питер Бешеный. Не пугайтесь, это не псевдоним, а настоящая фамилия. На самом деле он вежливый, спокойный, улыбчивый человек. Питер рассказал, что думал над идеей Матешица полтора года и в итоге родилось фантастическое шоу.

В самом начале прошлого века горячие американские парни стали гонять на самолетах - кто быстрее. Но, согласитесь, такая гонка выглядит предельно одномерной. С легкой руки Питера - отца Red Bull Air Race - по ходу гонки пилоты теперь выполняют фигуры высшего пилотажа, да еще проходят препятствия. Да какие же в небе препятствия, удивитесь вы? А они не в небе, они на... воде. Да, гонка проводится над Дунаем, прямо в центре Будапешта на фоне ажурного здания парламента, главной достопримечательности венгерской столицы. А раз так, то и летать пилотам приходится на малых высотах, иногда в метре от воды, а то и ниже.

Как же выглядит трасса? Представьте себе огромный четырехугольник со сторонами 1400 на 400 м. В нем на понтонах размещены пять пар надувных ворот-пилонов. Замыкает трассу понтон с четырьмя пилонами. Спаренные пилоны, высотой 18 м, расположены на ширине от 9 до 12 метров, в зависимости от упражнения, которое выполняют пилоты в створе ворот. Это либо горизонтальный пролет, либо в положении "лезвие ножа" (крылья перпендикулярно земле), причем положение крыльев меняется во время прохождения дистанции. Понтон с четырьмя пилонами пилоты проходят в положении "лезвие ножа".

Пилот преодолевает препятствия в определенном порядке, совершая фигуры высшего пилотажа также в определенной правилами последовательности. Скорость на стартовой линии не должна превышать 360 км/ч, а пролет не должен длиться более 76 секунд. Длина трассы составляет 6,7 км. Все нарушения фиксируются судьями, которые начисляют штрафные, вплоть до дисквалификации пилота.

А теперь давайте посмотрим на шоу Red Bull Air Race глазами зрителей, которых на обоих берегах Дуная собралось, как уверяют организаторы, миллион двести тысяч. Набережные были просто запружены народом. Да что там набережные, люди толпились на балконах близлежащих домов, стояли на крышах. Правительственная ложа парламента была полна, несмотря на то что шоу проходило в день Святого Стефана - национальный праздник, когда у парламентариев выходной.

До начала гонок вся эскадрилья "Летающих Быков" прошла над Дунаем. Для разогрева публики самолеты выполнили свои коронные номера. Восторг зрителей, как всегда, вызвали пилоты, исполнявшие фигуры высшего пилотажа. Любимец венгерской публики Питер Бешеный почти 8 минут заставлял всех с придыханием следить за тем, что он вытворял в небе над Будапештом. А уж чемпиону мира и двукратному обладателю Гран-при по аэробатике было что показать зрителям, чтобы у тех сердце в пятки уходило, когда он срывался в штопор или проносился над водой, почти касаясь ее колесами.

Не обошлось без курьеза. В момент небольшой паузы над Дунаем появилась... пара уток. Как будто долго тренировались, не нарушая строя, они промчались по трассе гонки, а затем, от греха подальше, спикировали нет, не на воду, а в близлежащий парк, чем вызвали смех и аплодисменты зрителей.

Шоу между тем продолжалось. По Дунаю проплывали пароходы. Особое внимание привлек "бумажный кораблик", точная копия тех, что все мы в детстве делали из листа бумаги. В небе летали самолеты. От иных трюков дух захватывало, а от одного даже зажмуриться захотелось. Два самолета - один брюхом вниз, второй - над ним, почти вплотную, вниз кабиной - неслись над Дунаем, а вокруг них, также почти вплотную, крутился третий, окутывая те два клубами цветного дыма. Мурашки по коже от всего этого пошли.

Пять часов продолжалась демонстрация возможностей воздушной техники и пилотов, но пролетели они как одно мгновение. И вот наступила кульминация - непосредственно гонка, в которой участвовали десять пилотов из Венгрии, Германии, Испании, Голландии, США, Великобритании, Франции, Зимбабве. Каждый пилот делал два квалификационных пролета и два финальных раунда.

Выглядело этот так. Маленький самолетик, вылетев из-за горы Геллерт, как на санках, скатывался с нее, оставляя за собой дымный след, и нырял под один из пролетов Цепного моста на скорости почти 400 км. Выскочив из-под него, проходил первые ворота в горизонтальном полете, тут же переворачивался набок, проскальзывая в следующие, и так, меняя позиции, маневрируя на участке в полтора километра, проходил в общей сложности 12 ворот, вновь ныряя под мост на финише. Пройдя его, взмывал вертикально вверх и, как бы в награду, выполнял несколько фигур высшего пилотажа, которые судьи уже в расчет не принимали.

Гонка очень сложна с технической точки зрения, от пилота требуются выдержка, максимальная концентрация, железные нервы и большой запас энергии. Учитывая все это, здесь во главу угла ставится безопасность полетов. Новейшие технические разработки, применяемые в гонке, позволяют фиксировать каждые 10 см прохода самолета, измерять пульс пилота и испытываемые им перегрузки. Так же автоматически фиксируется время выполнения попытки.

В пресс-центре был установлен огромный экран, на котором можно было до мельчайших подробностей видеть, что происходит в кабине пилота, как меняется его лицо при перегрузках, какие эмоции он испытывает на финише. Кстати, самые большие перегрузки были у победителя Майка Мангольда - 7.30 g, за ним идет Питер Бешеный - 6.97 g. На финише заключительного раунда Питер, чувствуя, что сработал здорово, бросил штурвал и поднял вверх большой палец, вот, мол, я какой герой. Но даже и без этого табло видно было, что Питер отлетал на славу, за что публика наградила его шквалом аплодисментов, как будто он мог услышать.

Как ни старался Питер блеснуть у себя дома, ему не удалось обойти американца Мангольда по прозвищу Манго, который летал безукоризненно. Судьба Майка похожа на судьбу Тома Круза. Как и знаменитый киноартист, Майк с отличием окончил Top Gun - престижную школу военных летчиков, налетал 2500 часов на F4 Phantom. В 1989 году перешел в гражданскую авиацию, где к налетанному времени добавил столько часов, что стало эквивалентно двум годам, проведенным в воздухе. За плечами Мангольда 4500 парашютных прыжков, три из них являются мировыми рекордами. Придя в Red Bull Air Race в 2004 году, он сразу же выиграл один из этапов. А сейчас возглавил гонку, выиграв 4 этапа из 5 (30 очков). На втором месте идет Питер Бешеный (28), на третьем - победитель двух первых гонок американец Керби Чамблисс (16).

Удивительно продуманной и торжественной получилась церемония награждения. Призеров с аэродрома, который расположен в 60 км, доставили к месту награждения на трех вертолетах, которые поочередно приземлялись на один из понтонов, откуда пилотов на лодках подвезли к подиуму.

После награждения победитель Майк Мангольд ответил на вопросы корреспондента "СЭ".

-В этом году вы побеждаете уже в четвертый раз, что можете сказать о гонке?

- Она проходит на воде, мы летаем так низко, что видно людей, которые болеют за нас. Это подогревает.

-Как оцениваете трассу гонки?

- Очень интересная и сложная, все летали фантастически. Трудность заключалась в том, что в этом году вода в Дунае стоит высоко и просвет под мостом составлял всего 8 м, к тому же дул попутный ветер и было трудно не превысить стартовую скорость. Мне жаль, что Питеру не удалось выиграть в родном городе. Слишком много отвлекающих факторов, которые мешали ему сосредоточиться.

-8 октября состоится последний этап - у вас дома. Вам будет так же сложно, как Питеру?

- Моя стратегия будет заключаться в том, чтобы летать наверняка. И необязательно занять первое место, главное - быть в призерах.

-Возможно, на следующий год один из этапов пройдет в Москве. Вы хотели бы побывать в нашей столице?

- У меня тренер из России, так что с удовольствием поехал бы в Москву.

Мне посчастливилось побывать на гонке в Будапеште второй раз. Разительные перемены! Зрителей стало чуть ли не вдвое больше. Едут из России, Чехии, Кореи, других стран. Один американец специально приехал, чтобы познакомиться с пилотами до того, как они соберутся у него на родине в Сан-Франциско. Когда мы перевели ему фамилию Бешеный на английский, он засмеялся и сказал: "Ну, конечно, раз такое вытворяет в небе".

По сравнению с прошлыми годами гонка стала эмоциональнее, зрелищнее, а дистанция сложнее. Первая в 2003 году состояла из 2 этапов, вторая из трех, но сейчас чемпионат Red Bull Air Race World Series насчитывает 7 этапов. Последний пройдет в Сан-Франциско, где пилоты будут летать под знаменитым мостом "Золотые Ворота". Победителю достанется чек на 50 тысяч долларов.

Елена РЕРИХ

Вена - Будапешт - Москва