Газета Спорт-Экспресс № 185 (3863) от 16 августа 2005 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 3

16 августа 2005

16 августа 2005 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

ЧЕМПИОНАТ МИРА

ВЫСОТА, мужчины

ВСЕ - ЗА, ПРИ ОДНОМ ВОЗДЕРЖАВШЕМСЯ

Юрий ЮРИС

из Хельсинки

Впечатление такое, будто сильнейшие прыгуны в высоту прямо в секторе провели профсоюзное собрание и вынесли решение бойкотировать финальный турнир. Все - за, при одном воздержавшемся.

В связи с этим сюжет получился совсем незамысловатым, поскольку планка только и делала, что валилась вниз, вызывая вздохи разочарования на трибунах. Зато развязка вышла потрясающей по своей неожиданности.

Предполагаемые фавориты - россияне Рыбаков и Воронин, а также швед Хольм - добрались до 2,29, после чего дружно "посыпались". На не бог весть какой по нынешним временам высоте 2,32 соревновались восемь спортсменов. Семеро из них растранжирили по пустякам все свои попытки, а восьмой - тот самый, "воздержавшийся", - с третьего раза прыгнул.

22-летний украинский высотник Юрий Крымаренко, воспитанный в Бердичеве тренерами знаменитой школы Лонского, прыгнул из безвестности на высшую ступеньку мирового прыжкового подиума. Между прочим, повторил подвиг одессита Геннадия Авдеенко, который в 1983 году, когда Крымаренко появился на свет, приехал на первый чемпионат мира по легкой атлетике в Хельсинки никому не известным атлетом, а вернулся домой в золотой медалью. Прыгнув, между прочим, на те же 2,32, что и Крымаренко.

- Ехал сюда с очень скромной задачей - пройти квалификационный турнир, - откровенничал новорожденный чемпион. - И сделал это с огромным трудом - попал в финал только десятым. А здесь уже все как-то пошло само собой.

-С волнением легко справились?

- Волнение было только на маленьких высотах - 2,15, 2,20, 2,25. Потом успокоился, контролировал эмоции, старался делать каждый прыжок спокойно, без суеты. Получилось.

-Когда сошел ваш старший товарищ по сборной Украины Андрей Соколовский, который в этом сезоне прыгал на 2,38, это как-то на вас повлияло?

- Нет. Мне искренне жаль Андрея, ему просто не повезло.

-Когда вы совершали последнюю попытку на высоте 2,32, чувствовали, что возьмете?

- Не могу сказать - чувствовал. Другое дело - был спокоен. Бронзовая медаль, о которой даже не мечтал, была уже в кармане. Не знал, возьму или нет 2,32, но точно знал - могу взять.

-С кем из участников финала прежде уже встречались в секторе?

- Мне легче назвать тех, с кем не встречался. Это Стефан Хольм и Ярослав Рыбаков. Оба здесь считались фаворитами.

Рыбаков, который по-братски поделил в итоговом протоколе второе место с кубинцем Виктором Мойя, после соревнований был настроен не менее эмоционально, чем чемпион.

- Просто чудо какое-то! - воскликнул российский высотник. - Собралось столько народу, в основном люди тертые, опытные, но все дружно провались. И тут выскочил какой-то парень - и нате вам: чемпион мира!

-Чем объяснить, что золотая медаль "висела" так низко?

- Не могу ни понять, ни объяснить. В голове не укладывается.

- Давайте порассуждаем вместе. Погода. Сегодня она вне подозрений - было тепло и безветренно. Сектор. Может, он здесь какой-то особенный?

- Может быть. Какой-то медленный, тягучий. Не располагает к взрывной работе, которую подразумевает высокий прыжок. То планку "поймать" не получается, то не долетаешь до нее.

-Вы никогда здесь прежде не выступали?

- Если иметь в виду стадион - да, выступал. Но яма тогда стояла в другом месте, а покрытие было старое, не такое современное, как теперь. Поэтому сравнивать что-либо сложно.

-Серебряной медалью довольны?

- Безусловно, доволен. Все-таки чемпионат мира. Да еще если вспомнить, сколько мне пришлось пережить в квалификации, откуда я чудом попал в финал.

-Вы очень уверенно начали соревнования, взяли три высоты с первых попыток, были лидером соревнований и вдруг - как заклинило. Почему?

- Совершенно искренне говорю: не знаю.

-На будущего чемпиона мира - Крымаренко - совсем не обращали внимания?

- Нельзя так сказать. Знаю, что он недавно выступал еще в разряде юниоров. Во время квалификации здесь отмечал его чистенькие прыжки, значит, человека с детства приучили дружить с техникой. Но предугадать, что он или кто-то другой сегодня выиграет, я не смог бы. Был целиком сосредоточен на себе, хотел как можно лучше сделать дело.

-Явный сбой олимпийского чемпиона Афин Хольма вас удивил?

- Да, он чувствовал себя явно не в своей тарелке, хотя имел, как и все выступавшие на чемпионате скандинавские спортсмены, горячую поддержку зрителей. Однако не надо слишком серьезно воспринимать сегодняшнюю неудачу шведского прыгуна. Уже в следующем старте Хольма может прорвать. Он все равно остается одним из лучших прыгунов мира. Возможно, на чемпионат в Хельсинки он не делал серьезную ставку, а подводит себя к другим стартам. Не могу за него отвечать. Просто констатирую факт: сегодня увидел Хольма, совсем непохожего на себя.

-Своей подготовкой к сезону вы были довольны?

- По моим ощущениям, мы несколько переусердствовали на тренировках со скоростно-силовой работой. И теперь это мне мешает, в частности при разбеге, идет вразрез с прыжковой подготовкой. Зимой, например, ничего подобного не наблюдалось - и разбег получался стабильным.

-Что-то подкорректировать пытались?

- Да, коррекция была сделана. Посмотрим, как это поможет в дальнейшем.

-А сегодня по ходу соревнований можно было внести какие-то поправки в прыжок, чтобы не ограничиться скромными 2,29?

- По разминке я не почувствовал никаких неудобств, приближающегося дискомфорта. Когда же соревнования уже в самом разгаре, сложно что-то менять. А почему этот дискомфорт возник, повторяю, объяснить не могу. Для меня это большая загадка. Боюсь, что то же самое вам скажут и многие другие высотники, которые были сегодня в секторе.

-В этом сезоне у вас еще есть старты, где можно доказать, что 2,29 - это не уровень Рыбакова?

- Да, впереди еще пять или шесть турниров, включая "Золотую лигу" и финал "Гран-при". Так что есть возможность реабилитироваться за низкие прыжки на чемпионате мира.

-Конкуренция с Ворониным в сборной вас как-то подстегивает?

- Безусловно. О Славе я могу сказать только хорошее: вернуться в сектор после тяжелой травмы - это подвиг для такого возрастного спортсмена, как он.

-Вы друг другу не помогали в секторе, не указывали на ошибки, которые допускали во время прыжков?

- Нет, для этого есть тренер. Ему со стороны виднее, чем любому спортсмену, который соревнуется рядом.

-Везение играет какую-то роль в вашей спортивной жизни?

- Наверное. Например, сегодняшняя медаль - везение, а не продукт серьезной борьбы на серьезных высотах. Я не говорю, будто ее не заслужил, но получил без особых усилий.

-Когда вы были лидером соревнований, не возникало мысли, что и прыжка на 2,29 может хватить для победы?

- Перед выходом в сектор был уверен, что медальная высота - это 2,35, а победная - под 2,40. Однако после того, как все дружно провалили по две попытки на 2,29, не скрою, такая "крамольная" мысль появилась: а вдруг и этого хватит?

-В какой момент вы поняли, что высоты 2,32 окажется достаточно для победы?

- (Смеется.) Если честно, этого не понял до конца до сих пор.

-В контексте сегодняшних событий мировой рекорд кубинца Хавьера Сотомайора - 2,45 - представляется вечным...

- В спорте не может быть ничего вечного. Возможно, прыжки в высоту переживают сейчас застой. Но это пройдет, и до Сотомайора рано или поздно кто-нибудь доберется.

14 августа. Мужчины. Высота. 1. Юрий Крымаренко (Украина) - 2,32. 2. Ярослав РЫБАКОВ (Россия) и Виктор Мойя (Куба) - 2,29. 4. Марк Босуэлл (Канада) - 2,29. 5. Ярослав Баба (Чехия) и Никола Четти (Италия) - 2,29. 7. Стефан Хольм (Швеция) - 2,29. 8. Вячеслав ВОРОНИН (Россия) - 2,29.