Газета Спорт-Экспресс № 143 (3821) от 28 июня 2005 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 2

28 июня 2005

28 июня 2005 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 13-й тур

ЗАМАХНУЛИСЬ, ВОТ ТОЛЬКО УДАРИТЬ ЗАБЫЛИ

Юрий ИВАНОВ

Крылатая фраза режиссера любительского театра из рязановской комедии "Берегись автомобиля!" - "А не пора ли нам, друзья, замахнуться на самого Вильяма нашего Шекспира?" применительно к российскому чемпионату неактуальна. На мировую футбольную классику мы давно уже замахнулись, благо и с артистами, которым не требуется напоминать, чтобы они произнесли в нужный момент "Быть или не быть?", в большинстве клубов относительный порядок, и прочитать ключевой монолог многие из них могут вдохновенно. В минувшем туре, правда, проявлений незаурядного исполнительского мастерства было наперечет. Но назвать его абсолютно безликим я бы не решился. Будничным с точки зрения высокого игрового искусства получился тур - не более того. Да и следовало ли ожидать иного от этапа, пронумерованного роковым числом "13"!

Взять хотя бы столичное дерби с участием "Москвы" и "Торпедо". Обе команды творческих звезд с небес не хватают - опираются на хорошую организацию, выучку, и школа не подводит. Яркие солисты, вне всякого сомнения, в составах той и другой наличествуют. Но таковых немного: Бракамонте с Кириченко - у "горожан", Семшов - у лужниковской команды. Они, собственно, и формировали погоду в субботнем матче.

Аргентинец, к примеру, уже на 6-й минуте продемонстрировал то, что умеет делать блестяще - перепрыгнул защитника и сильно пробил головой - увы, немного выше ворот. Чуть позднее он же в очередной раз побаловал футбольных гурманов - мягко принял мяч на грудь, положил корпус и нанес удар в падении. Что, надо отдать ему должное, демонстрирует частенько. Мгновения требуются лидеру атак "москвичей" на обработку. А иногда он и к ней не прибегает - работает с хода, не позволяя защитникам себя "накрывать".

Партнер южноамериканца - Кириченко в свою очередь знает цену секундам. Ближе к концу первого тайма он, если вы помните, настолько оперативно укротил мяч в святая святых соперника и с разворота к нему приложился, что опекуны даже глазом моргнуть не успели. А поражать ворота бомбардиру не привыкать. Что и было подтверждено четко выполненным штрафным.

Все вроде бы предусмотрел Бородин. И мощную "стенку" с заделом, не позволяющим мячу обогнуть ее сбоку, выстроил. И сам занял штатную позицию у противоположной штанги. Одного не учел - силу удара, с которой бомбардир, не мудрствуя лукаво, отправил мяч в сетку. Виноват ли голкипер? Безусловно: ближний угол на его совести. Но и мастерство Кириченко не следует сбрасывать со счетов. Как и заслуги Семшова, спасшего еще более искусным ударом с 25 метров, казалось бы, проигранный матч.

В "Спартаке" ярких личностей нынче тоже немного. От "черенковского" футбола красно-белые давно отказались - создают собственное благополучие рутинным трудом, что не умаляет заслуг команды: очки ведь, как и деньги, не пахнут. Очередное, к примеру, на артистическом "безрыбье" помог заработать пенальти. А точнее - исполнительское мастерство Павлюченко, настолько выразительно рухнувшего на газон после мимолетного контакта с Бранко, что арбитр попросту не смог столь яркое проявление таланта проигнорировать.

Ну а мастерство совершенно иного рода продемонстрировал во время приведения приговора в исполнение Видич. Пенальти он реализовал блестяще - словно актер мхатовской школы выдержал паузу во время разбега, увидел, что голкипер "Шинника" Сафонов перенес вес тела на левую ногу и отправил ему мяч под правую. Сделать подобное, поверьте, было крайне сложно: решение принималось бьющим в доли секунды, и оно оказалось правильным.

В целом же игра изобиловала ошибками, допускавшимися, как правило, при передачах. Да и "грязи" на поле было предостаточно. Чему свидетельством абсолютно необязательный (дело-то далеко от ворот происходило) фол Погатеца, закончившийся переломом ноги у Харитонского, и разбитая голова Корчагина. Травма последнего, к слову, весьма характерна для современного футбола, и является производной неправильных если не порочных - навыков борьбы за верховые мячи, в ходе которой активно участвуют руки. Отмашки, напоминающие движения пловца-брассиста, нынче в законе. Как результат - рассечения и сломанные носы. Последнего, к слову, чудом избежал Лонгевка, получивший на 77-й минуте чувствительный удар по наиболее выдающейся части лица в исполнении Павлюченко.

Гораздо меньше антифутбола, но столь же внушительное количество игрового брака наблюдалось во встрече динамовцев с "Томью". И это при том, что москвичи предпринимаемыми селекционными потугами недвусмысленно дали понять: их цель - техничный, комбинационный футбол. Увы, пока с таковым напряженка. И газоны сейчас в России вроде бы не хуже португальских, и солнышко пригревает, но не блещут пока призванные под бело-голубые знамена легионеры. Больше того - партнеров и тренеров огорчают. Причем нередко тем самым исполнительским мастерством, на которое, собственно, руководство команды рассчитывало в первую очередь.

В центре поля, правда, вспышки такового нет-нет да и наблюдаются: Дерлей, Сисеру, Данни, Жорже Рибейру - ребята пластичные, на выдумки горазды. А вот в решающие моменты - в концовках - проявляют несобранность, граничащую с разгильдяйством. Ну как еще, скажите, можно назвать действия двух последних при выполнении одиннадцатиметровых. Невыразительный разбег, очевидный разворот стопы - немудрено, что вратарь томичей Близнюк вышел из двух дуэлей победителем. А ведь именно эти компоненты используются бьющими для дезориентации голкиперов.

Прямолинейными выглядели и попытки португальцев выйти на оперативный простор или вывести на него передачами партнеров. Не отрабатывают пока, словом, иноземцы свой хлеб.

Чего не скажешь об армейских легионерах. В матче с "Ростовом" все они были заметны. Но особенно Карвалью, сработавший на пару с Жирковым при добывании пенальти безукоризненно. Мягкий заброс бразильца, возврат мяча пяткой в полете россиянином - это ли не футбольная классика? Причем приносящая должный эффект. И с Вагнером Лав армейский плеймейкер в прямом и переносном смысле разговаривает на одном языке. Чему свидетельством не менее артистичная игра дуэта в "стенку" и точный удар Карвалью в угол, имевшие место на исходе первого тайма.

Что примечательно, и в составе ростовчан было немало тонких по мышлению плюс умеющих распорядиться мячом игроков. Вот только романтизм в их действиях заметно превалировал над прагматизмом, что достижению результата не способствовало. Подобным недугом, если вспомнить, страдали в свое время "Крылышки". Да и те же армейцы вылечились от болезни Жорже лишь с возвращением в клуб Газзаева.

Самарцы, кстати, стали в творчестве более рациональными. Что, на мой взгляд, и позволяет им худо-бедно переносить тяготы лихолетья. Очко, взятое в противоборстве с неуступчивым "Амкаром", - неплохой результат. Уверен, и предпринимающую попытки выйти из кризиса "Аланию" счет 1:0 во встрече с "Тереком" устроил: владикавказцам сейчас не до артистизма - на ноги бы встать.

А вот "Локомотиву" давно пора прибавить. Не в исполнительском мастерстве - с ним у подавляющего большинства красно-зеленых проблем не наблюдается - в движении и настрое. Класс, конечно, дело хорошее. Но только на нем в длительном турнире не выедешь. Тем более в матче с "Сатурном", принявшем накануне воскресной игры своего рода допинг в лице нового главного тренера.

"Зениту" квалификации тоже не занимать. Да и с мобильностью у подопечных Петржелы все в порядке. Творческая жилка у чеха, на мой взгляд, тонка. Отсюда и беды команды, играющей в легко предсказуемый футбол.

В общем, не многими яркими эпизодами побаловал "чертов" тур футбольных эстетов. Разве что судьи внесли в него живинку, направо и налево раздавая пенальти. Вопрос "бить или не бить" для служителей футбольной Фемиды, похоже, не стоял. Отсюда и шекспировский трагизм некоторых бесцветных по исполнению, но державших в напряжении сюжетной интригой матчей.