Газета Спорт-Экспресс от 16 мая 2005 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

16 мая 2005

16 мая 2005 | Хоккей - Чемпионат мира

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ МИРА. 1/2 финала

НЕ ПРЕДВЗЯТОЕ, А ПЛОХОЕ СУДЕЙСТВО

Слава МАЛАМУД

"Засудили!" - боевой клич слабых. Да, знаю, был там, все видел. Понимаю, разделяю, согласен. Но, во-первых, вряд ли стоит объяснять наше поражение тем, как плохо судил финн Хенрикссон. Все, что можно и нельзя было сказать в его адрес, вы наверняка уже сказали сами, причем так, как я написать не могу, да и права не имею.

А во-вторых, у нас уже было два дня, чтобы посмотреть на вещи трезво и понять, что не арбитрами мы живем, не ими и умираем. Если честно, не забей наши три гола - кто вспомнил бы теперь, что есть такой финн со шведской фамилией? Да, два удаления в первом периоде, сомнительных в матчах любого статуса, а в полуфинале чемпионата мира - тем более, аукнулись нам двумя голами. Это был идеальный образец неуверенного судейства, когда арбитр, не держа нить игры в своих руках, считает, что лучше "переудалить", чем "недоудалить". И руководствуется не видением эпизода, а своим представлением о том, что должно было быть. Удаление Маркова - блестящее тому подтверждение. Этот эпизод Хенрикссон просто прозевал, увидев защитника уже падающим раскинув руки на лед. Рефери отреагировал рефлекторно, не пытаясь разобраться в деталях. Президент ФХР Александр Стеблин уже после матча скажет: "Судейство было таким, что комментировать его я не буду".

Остается только догадываться, что имел в виду наш хоккейный руководитель, но Хенрикссон, похоже, и сам понял, что провалил первый период. Об этом, например, сказал после матча наш капитан. По словам Ковалева, на арбитра подействовало возмущение российских игроков, и в дальнейшем он "недоудалял" со страшной силой. Что, конечно же, не лучше: судить надо одинаково хорошо, а не одинаково плохо.

Ковалев знает, о чем говорит: когда он обнял сзади Дрэйпера и бросил его на лед по всем правилам греко-римской борьбы, свисток рефери молчал. А помните незасчитанный гол канадцев в третьем периоде, когда Соколов выкатился из ворот и отдал шайбу сопернику? Офсайдом ведь там и не пахло.

Судейство было плохим. Не предвзятым, а именно плохим, что в спорте случается сплошь и рядом. Давайте забудем теории заговоров и вопли о том, что нас никто не любит. При другом исходе на него вполне могли бы сетовать и канадцы, недоумевая, почему ИИХФ так радуется приезду игроков НХЛ, но не использует освобожденных локаутом высококвалифицированных арбитров североамериканской лиги.

Забыли, проехали. В конце концов, тон матча был задан не удалениями Зиновьева и Маркова, а гораздо раньше, на первом вбрасывании, когда в центральном круге сошлись Дацюк и Антидацюк, канадец Дрэйпер. Партнер Павла по "Детройту" лично упросил главного тренера поставить его против первого звена россиян. Дрэйпер дружит с нашим форвардом, испытывает к нему огромное уважение и досконально знает его манеру игры. Два года назад в Финляндии силовая тройка Дрэйпера смела со льда звено Дацюка, о чем Крис наверняка рассказал наставнику...

Дрэйпер проиграл вбрасывание. Такое случается с ним нечасто, но глаза и руки Дацюка случаются в природе еще реже. Дальнейшие действия Дрэйпера: Крис полуобнял Павла за плечи, прижал к себе и, дотянувшись ногой до шайбы, остановившейся за спиной Дацюка, отфутболил ее назад, партнеру. После чего Дрэйпер и Дацюк следующие 10 секунд провели, толкаясь в центральном круге. Вот вам и матч в миниатюре.

Канадцы вышли готовыми. Наши ждали, пока грянет гром. Канадцы брали не мытьем, так катаньем. У наших были лишь техника и пришедший во втором периоде кураж. Мы (не сразу, но все же) были злы, настырны и бесстрашны. Канадцы - злее, настырнее и бесстрашнее.

Злость канадцев описывать не нужно: от нее трещали борта в каждой смене. Настырность была прекрасно видна в борьбе на пятачке перед своими и чужими воротами. Гол Реддена, открывшего счет в матче, - своего рода гимн настырности: канадец бросил, успел к отскоку и привез в ворота шайбу, вратаря, Калинина, себя и, кажется, всю родную провинцию Саскачеван, включая бобров и клены. Бесстрашие продемонстрировал в третьем периоде Сурей, когда у канадцев в общем-то и не оставалось уже ничего больше: защитник, увидев, что шайба проскочила между щитками Бродера, бросился на лед, прижав ее чуть ли не лбом.

Канадцы грамотнее действовали в обороне: их защитники правильно располагались в своей зоне, не подпускали нас к воротам и вообще были гораздо быстрее и агрессивнее наших. Дацюк сказал после матча, что на этот раз противостояние с Дрэйпером закончилось нулевой ничьей, но думается, что эта ничья - в пользу "Кленовых листьев". Нерезультативного Дрэйпера канадцы переживут, а нам голы и передачи Дацюка нужны были как воздух.

Преимущество канадцев в борьбе перед своими воротами - частично наших рук дело. Войдя в зону, форварды сборной России сразу же бросали, пытаясь поразить ворота "из-под защитника". Бродер при этом не всегда играл уверенно, иногда отпускал шайбу, но приехать на пятачок и добить ее никто из россиян элементарно не успевал. В обороне - еще хуже. Уже в первом периоде счет мог стать 0:4, когда Вышедкевич и Марков (а это, вне сомнения, наша лучшая пара защитников на ЧМ) не заметили прокравшегося за их спины Уокера. Канадец пробил Соколова, но шайба проползла по линии.

Что еще? Мы слабы на вбрасываниях. При всем уважении к Соколову, сравнительный класс вратарей был несовместим. И, конечно же, российская сборная в который раз и по совершенно непонятным причинам провалила начало встречи. И если 0:1 с чехами и 0:2 с финнами - еще не катастрофа, то 0:4 с канадцами - вещь непростительная. Нам и не простили.

То, что россияне совершили во втором и третьем периодах, - практически спортивный подвиг. Помогло и то, что канадцы почему-то встали (неужели берегли силы для финала?) и никак не могли снова побежать. Но этот чемпионат не оставил ни малейшего сомнения в волевых качествах нашей сборной. Уже один данный факт вселяет некоторый оптимизм. Как и то, что у нас растет молодежь (взять хотя бы Малкина и Овечкина), которая ничуть не боится авторитетов и не опускает руки после первых неудач. Если это - врожденные качества нового, постсоветского поколения, остается только порадоваться за наш спорт. Раньше мы такого что-то не видели. Надеюсь, у ребят есть и еще одно качество: жажда быть первыми. Только первыми, без довольствования почетным серебром и престижной бронзой. А также - желание искать причины неудач в первую очередь в себе.

Мы не стали чемпионами потому, что в общей совокупности оказались хуже канадцев. Не во всем - в нескольких ключевых компонентах, но хуже. Признавать это менее приятно, чем валить все на судью, но пусть все же будет именно так. Судей-то мы не исправим, а себя... Себя - можем, если захотим.

Вена