Газета Спорт-Экспресс № 93 (3771) от 27 апреля 2005 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 19

27 апреля 2005

27 апреля 2005 | Шахматы

ШАХМАТЫ

ХОД КОНЕМ Юрия ВАСИЛЬЕВА

НАДО ОБЪЕДИНЯТЬСЯ

Решение президентского совета ФИДЕ провести в Аргентине объединительный чемпионат мира, собрав в двухкруговом турнире восемь элитных шахматистов, которые должны представлять все заинтересованные стороны, возникшие в результате раскола, имеет, к сожалению, один неустраняемый дефект: оно опоздало на три года.

Как было бы хорошо, если бы эта здравая идея появилась весной 2002-го в Праге. Но тогда о подобном даже заикнуться было невозможно, настолько все были загипнотизированы новым союзом президента ФИДЕ Кирсана Илюмжинова и его многолетнего критика Гарри Каспарова. Да и Владимир Крамник в преддверии дортмундского турнира претендентов выглядел совершенно независимым и самодостаточным: "Очень попросят - могу и подписать, не будут просить - не подпишу". Друзья и коллеги убеждали: "Лучше хоть что-то подписать, чем ничего". Вот Крамник "что-то" и подписал. Никто не интересовался в Праге мнением тогдашнего чемпиона мира ФИДЕ Руслана Пономарева, а потом выяснилось, что напрасно его проигнорировали. В общем, все было сделано на скорую руку в обстановке некоторой эйфории. Что из этого прожекта вышло, мы знаем.

Через три года после Праги ФИДЕ обнародовала проект матч-турнира восьми. А вскоре игрок № 1 последнего двадцатилетия Каспаров объявил о своем уходе из профессионального спорта. Полку субъектов объединения на одну единицу убыло. Как заметил по этому поводу 10-й шахматист мира Петр Свидлер, одним "эго" стало меньше, и оставшимся на сцене теперь будет легче договориться.

Договориться с новым чемпионом мира ФИДЕ Рустамом Касымджановым - не проблема. Обладатель 33-го рейтингового номера пока не избалован приглашениями на крупные турниры. Он и на свой первый Линарес не надеялся попасть - думал, не позовут. Хотя, как оказалось, лучше бы ему туда было не ездить. Посмотрим, какое место займет Рустам в Аргентине - седьмое или все же восьмое...

Абсолютно все опрошенные гроссмейстеры (в том числе и Каспаров) почему-то убеждены в том, что чемпион мира по классическим шахматам Владимир Крамник играть в турнире восьми не будет ни за какие коврижки. Дескать, испугается, потому что ему ни в жисть не выиграть такое соревнование. Я и сам грешным делом склонялся к тому, что Владимир не захочет рисковать титулом, завоеванным в борьбе с величайшим профессионалом в истории шахмат Каспаровым и сохраненным в поединке с менее великим, но очень крепким гроссмейстером Петером Леко. Однако перевод стрелок с Элисты на аргентинский Сант-Луис и удвоение призового фонда могут заинтересовать "чемпиона мира по версии Брейн Геймз", как именуют Крамника высшие чины ФИДЕ, подчеркивая тем самым "левое" происхождение его титула. Да и вообще, почему бы Крамнику не принять приглашение и не сыграть в Аргентине? Если он не захочет рисковать своим званием и будет настаивать на справедливом спортивном отборе к себе любимому, это ничего, кроме иронических улыбок у его коллег, уже не вызовет. Ведь недаром же один из бывших крамниковских соратников и даже секундантов сказал очень жестокие слова в адрес Владимира: "Крамник явно деградировал профессионально. Шахматный мир смеется над ним".

Смех смехом, а пятая позиция в рейтинг-листе - явно не место для чемпиона мира. Пора бы и сомнения развеять, и смешочки за спиной оборвать. Крамнику просто необходимо выиграть что-то не просто значительное, а выдающееся. София, Дортмунд и даже Линарес - это крупные престижные турниры, но не более того. А вот Сант-Луис - другое дело. Ставки здесь будут совсем иными. И если ФИДЕ направит ему предложение в плотном конверте и на гербовой бумаге, то делом чести для Владимира будет его принять. К тому же не кто иной, как он сам не раз говорил об ответственности чемпиона за шахматный порядок на земле. Пора от слов перейти к делу.

Если ФИДЕ нужен Крамник в аргентинском чемпионате для объединительной статусности, то Крамнику нужен аргентинский чемпионат для возвращения чемпионского реноме.