Газета Спорт-Экспресс № 87 (3765) от 20 апреля 2005 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

20 апреля 2005

20 апреля 2005 | Футбол - Сборная России

ФУТБОЛ

СЕМЬ - ЧИСЛО СЧАСТЛИВОЕ

Игорь РАБИНЕР

И В РАДОСТИ, И В БЕДЕ

По ночному ноябрьскому шоссе Ярославль - Москва гордо летел чемпионский автобус. "Локомотив" бурно отмечал свое второе золото. И вот в разгар веселья, под аккомпанемент диких криков голого по пояс Лимы и общего скандирования: "Палыч!", микрофон взял Юрий Семин. И своим неповторимым хрипловатым голосом произнес: "Сегодня у нас праздник, но праздник должен быть корректным. Завтра игроки сборной должны быть в национальной команде в хорошем, идеальном состоянии. Мы должны победить Эстонию!"

Несколько дней спустя три мяча из четырех забьют в Краснодаре эстонцам именно игроки "Локомотива" - Измайлов, Сычев и Лоськов. Да и Каряка отметится голом после штрафного в исполнении капитана чемпионов России. И попробуйте теперь не связать это с отрезвляющими словами Семина в золотом автобусе. Словами, которые, возможно, на несколько месяцев отложили отставку Георгия Ярцева.

В минуту большой радости, когда простительно забыть обо всем, Семин вспомнил о сборной. С клубными тренерами в наше время такого не случается почти никогда. А уж после 1:7 от Португалии слово "сборная", казалось, окончательно вышло из моды. Но Семину никогда не было на нее наплевать, пусть он и не плел никаких интриг, чтобы ее возглавить: голевая удаль локомотивцев в краснодарском матче с Эстонией - очередное тому доказательство.

Еще осенью 93-го, когда в Афинах разгорался конфликт между игроками национальной команды и ее руководством, именно второй тренер Семин, а не его шеф Павел Садырин, пошел в отеле Hilton к разъяренным футболистам наводить мосты. "В раздевалке была неприятная ситуация, и я посчитал, что нужно выступить в роли парламентера", - объяснит он десять лет спустя. А в конце разговора добавит: "После той истории с "письмом 14-ти" в глубине души осталась трещина, что загублено большое дело".

ШАГ НА ВЫЖЖЕННУЮ ЗЕМЛЮ

Тогда сборную и работу в ней хотя бы воспринимали как "большое дело". Сейчас в ходу совсем другие определения и сравнения. Голгофа. Сизифов труд. Выжженная земля. Славы там вряд ли добьешься, а вот авторитет подорвать - проще простого. Такое со многими уважаемыми людьми уже случалось. И Семину я в понедельник не позвонил, потому как не знал, что сказать. Поздравлять с таким назначением человека, к которому давно расположен, фальшиво. Сочувствовать - некорректно. Сборная все-таки. Формальный титул главного тренера страны. И так ведь хочется, чтобы именно у него, Семина, вопреки всему получилось!

Память иногда выхватывает из прошлого внешне совсем незначительные, но очень важные лично для тебя детали. Итак, осень 99-го. "Локомотив" в Кубке УЕФА разгромлен английским "Лидсом" - 1:4. Автор этих строк передает из Британии материал с нелицеприятными выводами - и о команде, и о месте российского клубного футбола в Европе.

Проходит два дня. У Северной трибуны стадиона "Динамо" открывают памятник Льву Яшину. Собирается небольшой митинг, где мы и сталкиваемся с Семиным. Тут же вспоминается Лидс - и по мотивам публикации завязывается спор. Долгий, бурный, эмоциональный.

И вдруг во время этого спора я ловлю себя на непривычном ощущении. Тренер, которому за 50, с бесспорными футбольными достижениями, дискутирует с репортером, который ему в сыновья годится, как с равным! Высокомерного аргумента о "бессмысленности споров с дилетантами", тысячи раз произнесенного нашими тренерами после любой критики в прессе, от Семина было не услышать. Не услышать и сейчас - годы двукратного чемпионства и успехов в еврокубках этого человека не то что не испортили, а кажется, сделали еще мудрее и открытее. На день-другой он может обидеться на какую-то реплику в газете - но нет другого такого тренера в российском футболе, который был бы столь отходчив и не держал зла. Будь то на коллег-тренеров, игроков или журналистов.

УМЕЮЩИЙ ПРОЩАТЬ И УЧИТЬСЯ

Семин, считаю, совершил у нас маленькую революцию. Он доказал, что топ-тренером по футболу в России может быть добрый человек, который умеет прощать. Что нет никакого знака "равно" между победой и страхом. Что, формулируя для тренера-победителя вопрос, не нужно лихорадочно просчитывать, какими будут для тебя последствия.

И на "отказников" 94-го он давно уже не злится. Говорит так, как может сказать только Семин: "Что на них сердиться? Они же очень глупые тогда были, не со зла это делали. Разгул демократии, всем все дозволено... Им, молодым, показалось, что они уехали на Запад, заработали какие-то небольшие деньги и теперь могут мир перевернуть. Жаль, не нашлось человека, способного их остановить".

У каждого человека есть набор незыблемых новогодних традиций - вроде знаменитой бани в "Иронии судьбы". В отделе футбола "СЭ", открою небольшой секрет, без одного такого обычая мы себе жизнь давно уже не представляем. За несколько дней до Нового года в редакцию приезжает Семин. Сначала мы встречаемся официально, в конференц-зале. На следующий день подробности этой встречи появляются в газете. Затем заходим в редакционный бар. Главный тренер "Локо" произносит тост за прошедший год нашей совместной работы на благо футбола, где у каждого - своя важная роль. Час-другой общаемся по душам. Не для печати. И даже те в редакции, кто переживает за ЦСКА и "Спартак", уходят с таких встреч, уважительно качая головами: "Палыч - это человек".

В подобных разговорах, искренне не считая себя выше других, он никогда и никого не поучает. Что еще напрочь отсутствует в нем наряду со злопамятностью, так это мессианство. А вот желание учиться не убавляется и ближе к шестидесяти. Оттого и игра его команды середины 2000-х интеллектуально несравнима с игрой середины 90-х.

Только Семин не боится работать с набором опытнейших футболистов, каждому из которых, что называется, палец в рот не клади. "Я должен быть на территории игроков", - одна из его любимых фраз, так хорошо объясняющих, почему и ветераны любят работать с ним.

Только Семин способен терпеть суровую газетную критику от Вадима Евсеева и лишь философски отвечать на нее: "Всегда любил работать с независимыми людьми". И без сомнений оставляет "инакомыслящего" в команде - потому что тот доказывает право на инакомыслие каторжной работой.

Только о Семине футболист-иностранец - конкретно Джейкоб Лекхето - может сказать: "Да, он может кричать. И как кричать! Но он живой человек. Сейчас он на тебя сердится, но так же быстро оттаивает и смеется в ответ на твои шутки. Он не живет в своем замкнутом мирке, он хочет понять все, что я думаю и чувствую. Со временем я узнал его получше и понял: в любую секунду могу попросить его пообщаться со мной тет-а-тет. Господи, как я хотел, чтобы Семин полез со мной и чемпионским кубком на крышу базы! Я представлял себе эту картину еще в августе!"

А об учебе... Вот вам, например, сюжет. В 99-м "Локо" без вариантов проигрывает "Лидсу". Семин, в середине 90-х увлекавшийся итальянским футболом и ездивший на стажировку в "Милан" к Арриго Сакки, всерьез заинтересовывается английской премьер-лигой. Проходит всего пара месяцев - и в индивидуальном порядке едет на неделю к Алексу Фергюсону в "МЮ", который за полгода до того выиграл Лигу чемпионов. Общается с сэром Алексом без переводчика и удивляется, что тот посреди сезона смог выделить для него столько времени. Возвращается, фонтанируя впечатлениями. И начинает действовать.

То, что именно со следующего сезона для "Локо" стал актуальным тогда еще не слишком ходовой термин "ротация состава", можно, конечно, объяснять банальным совпадением. Но именно в то межсезонье команду Семина пополнили Евсеев, Сенников, Нижегородов, Терехин, Цымбаларь - и пусть кому-то приходилось оставаться в запасе, проблем с короткой скамейкой у "Локо" больше не было. А одной из подробных тем интервью после Манчестера была именно ротация.

И разве только она? Сколько восхищенных слов Семин посвятил тогда детской академии "МЮ" и плодам ее работы! Открытие интерната "Локо", который сейчас пользуется все большей популярностью, последовавшее спустя пару лет, тоже можно назвать совпадением. Если только не видеть очевидного - стратегического подхода Семина.

ЕМУ БЫ ДАТЬ ВРЕМЯ

Прошлой осенью исполнительный директор "Челси" Питер Кеньон объяснял нам с коллегами из изданий, входящих в ESM, почему "синие" решили заменить Клаудио Раньери на Жозе Моуринью. "После долгих наблюдений за Раньери мы пришли к выводу, что его не интересует ничего, кроме "этой субботы", то есть матча предстоящего тура. Моуринью же, не забывая о сегодняшнем дне, смотрит гораздо дальше. Нам нужен именно такой человек".

То же можно сказать и о Семине. Свой "Локо" он строил с низин первой лиги, в течение двух десятков лет, терпеливо, по кирпичику. Так же, наверное, он мог бы отстроить и сборную. Но не в пожарной стихии, а спокойно, основательно, за четырехлетний цикл. Тогда-то и могло бы из этой сборной выйти что-то прочное, долговечное.

Сегодня же успех может принести только чудо. От поездок к Семину никто не будет уклоняться, в команде будет здоровая атмосфера - но и этого может уже не хватить. А вдруг примета поможет. Семь традиционно считалось самым счастливым числом. Семин же - седьмой главный тренер в истории современной сборной России (до него были Анатолий Бышовец, Олег Романцев, Павел Садырин, Борис Игнатьев, Валерий Газзаев и Георгий Ярцев).

Но если даже выйти на чемпионат мира не получится, вряд ли уместны опасения, что в случае неудачи Семин получит от прессы ту же порцию яростной критики, что и его предшественники. Потому что не сомневаюсь: при любом результате отборочного цикла ЧМ-2006 мы в этом человеке не разочаруемся.