Газета Спорт-Экспресс № 44 (3722) от 28 февраля 2005 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

28 февраля 2005

28 февраля 2005 | Бобслей

БОБСЛЕЙ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

РЕКОРД ЗУБКОВА ДЕРЖАЛСЯ МИНУТУ

В субботу в Калгари прошли два стартовых заезда бобов-четверок. По их итогам россияне Александр Зубков, Дмитрий Степушкин, Алексей Селиверстов и Сергей Голубев занимали третье место. В тот же день завершился чемпионат мира среди женщин. Виктория Токовая и Надежда Орлова заняли 16-е место, а победителем стал экипаж немки Сандры Кириасис.

Сергей БУТОВ

из Калгари

НЕМНОГО ПСИХОЛОГИИ

Шестое место, занятое российской двойкой Зубкова и Степушкина на прошлой неделе, вызвало слегка неоднозначную реакцию. Все сомнения развеял знаменитый немецкий механик Зепп Зингер, который в интервью "СЭ" признался, что даже представить себе не мог, что Зубков так здорово поедет в двойке. Спорить с Зингером бессмысленно - кто лучше его, готовившего российский боб вместе с братом Томом, знает способности этой машины?

Турнира четверок ждали с надеждой, но и с определенной долей опасения. По мнению большинства, на победу реально претендовали пятеро - россиянин Зубков, немец Ланге, канадец Людерс, швейцарец Аннен и американец Хэйс. Конкуренция жесточайшая! В таких условиях на первый план зачастую выходит не техника (вся пятерка располагает первоклассными машинами, развивающими отличные скорости) и даже не мастерство пилота (оно у всех также примерно одного - чрезвычайно высокого - уровня), а психология. И еще - мотивация.

Последние два пункта как раз и вызывали наибольшие опасения. По признанию Зубкова, слишком уж тяжело в моральном плане дался российскому экипажу последний этап Кубка мира. Весь сезон наши боролись за общую победу в Кубке, и, когда наконец добились своего в Лейк-Плэсиде, пришло чувство расслабленности и опустошенности. Поневоле возникал вопрос: найдут ли россияне дополнительные силы для последнего в этом сезоне старта?

БОБСЛЕЙ ПО-РУССКИ

Ко всему прочему, трасса в Калгари - одна из немногих в мире, которая зубковской четверке ну никак не подходит. Спокойная, без особой тряски, - эта трасса хороша для кого угодно, но только не для русских.

Нам подавай трассу поэкстремальнее, такую, как в немецком Альтенберге, или в итальянской Кортина-д'Ампеццо, или, на худой конец, как в австрийском Иглсе. Где надо "рубиться" на каждом участке, зубами вырывать каждую сотую секунды. Одним словом, проявлять характер.

Как раз с этим компонентом у нашей команды никогда проблем не было. Когда в 2001 году состоялось открытие новой трассы в Лейк-Плэсиде, немцы и швейцарцы, пройдя по ней, наотрез отказались вновь выходить на старт. "Вы что, с ума сошли? - восклицали они. - Да тут наши четверки просто не доберутся до финиша!" Русские в этой дискуссии не участвовали. Они просто сели в боб - и проехали трассу так, что ахнули даже организаторы, а вслед за ними и соперники. В итоге этап Кубка мира был проведен без накладок, а наши впервые в истории попали в призовую тройку.

А чего стоит случай, произошедший в швейцарском Санкт-Морице пару лет назад? Вовремя не затормозив, россияне не смогли удержаться в финишном створе, вылетели за пределы трассы и, выражаясь гоночным термином, попали в отбойник. Который, замечу, представляет собой груду камней, покрытых тонким слоем соломы.

Когда наша четверка со всего размаха влетела на эти самые камни, организаторам (да и не только им) оставалось надеяться лишь на то, что обойдется без жертв. Удар действительно был нешуточный, а больше всего досталось сидевшему позади всех Степушкину. Подбежала бригада "Скорой помощи, тут же достали носилки", хотели даже снять наш экипаж со второй попытки. Какие там носилки! Степушкин, поморщившись, встал и пошел сам. А во втором заезде наши финишировали с лучшим временем!

Вот что такое бобслей по-русски.

ПРОТЕСТ ПО-ШВЕЙЦАРСКИ

Обо всем этом европейцы отлично знают, поэтому на всякий случай стремятся вставить побольше палок в наши колеса. О протесте, поданном швейцарцами накануне заездов двоек, "СЭ" уже писал. Теперь последовало продолжение: бурю возмущения со все той же швейцарской стороны вызвал тот факт, что диаметр болтов, держащих коньки на российских четверках, составлял 1,4 см, а не 1,6, как прописано в правилах. Причем глубокая озабоченность сложившейся ситуацией была немедленно оформлена в виде очередного протеста.

На авансцену вновь пришлось выйти механику Васильичу. Так как болтов нужного диаметра у него с собой не оказалось, пришлось договариваться с американским коллегой: отмечу, что, несмотря на языковой барьер, понимание между Васильичем и американцем было быстро достигнуто. Посильную помощь оказал россиянам и канадский пилот Пьер Людерс, который по идее больше других должен быть заинтересован в снятии русских с "пробега". В награду за это канадец получил номер "СЭ", где рядом с отчетом о победном для Людерса турнире двоек была помещена его фотография с маленьким ребенком на руках. Людерс торжественно пообещал прочитать репортаж с помощью своей матери, которая знает русский.

КИПУРС СРАВНИЛ ЗУБКОВА С БУЛЬДОГОМ

И все-таки трасса Калгари для нас - особая трасса. Потому что именно здесь 17 лет назад Янис Кипурс и Владимир Козлов, выступавшие за сборную СССР, завоевали единственную в истории нашу золотую олимпийскую медаль в бобслее.

Кипурс теперь работает в стане "заклятых друзей" россиян - швейцарцев и считается одним из лучших специалистов в мире: детально разобрать прохождение каждого участка трассы он умеет как никто. На прекрасном - для человека, живущего много лет в Европе, - русском, пусть порой с трудом подбирая слова, Кипурс дал интервью "СЭ".

- Калгари для меня, как вы сами понимаете, особое место, - начал он. - В былые времена сердце сжималось, когда я оказывался здесь. Постепенно эмоции притупляются, но это нормально. Все-таки столько лет прошло!

-Сама трасса сильно изменилась с тех пор?

- Ну, может быть, на один процент - если на каком-нибудь выходе из виража залили чуть больше льда. А так - все по-прежнему.

-Бобслей далеко шагнул вперед с тех пор, как вы закончили карьеру?

- Да. Во-первых, в плане технологий. Во-вторых, в плане атлетизма. Наше поколение бобслеистов в основном тренировало силу и скорость. Сейчас же больше пекутся о том, чтобы машина была более легкой, чтобы посадить в нее тяжелого разгоняющего. Наши машины весили примерно на 50 килограммов больше, чем нынешние. Разумеется, теперь скорости возросли, а тогда разогнать боб было куда сложнее.

-Давайте вспомним Олимпиаду 1988 года. Ваша победа в турнире двоек так и осталась единственным в истории нашей страны золотом на Играх...

- Мы приехали в Калгари в качестве фаворитов - все-таки выиграли Кубок мира в том сезоне. Первый заезд прошел для нас нормально - мы стартовали в самом конце, проиграли три десятые и закончили в первой пятерке. А ко второй попытке неожиданно распогодилось - температура подскочила до плюс 10. К счастью, у нас был один из стартовых номеров. Мы не только отыграли отставание, но и "привезли" главным конкурентам почти секунду.

На следующий день погода опять преподнесла всем сюрприз. Подул страшный ветер, да такой, что флаги над трассой даже не развевались, а стояли, как лопаты. Когда пришло время стартовать нам, ветер поднял над трассой настоящее облако пыли. Пытаюсь разогнать машину - а такое впечатление, что толкаю стену. Сначала подумал, что Владимир (разгоняющий Кипурса - Владимир Козлов. - Прим.С.Б.) упал и остался на старте, поэтому так тяжело толкать. Все, решил, конец. Я запрыгнул в боб и почувствовал, что сзади кто-то шевелится: Владимир все-таки успел запрыгнуть. Еду, а мысли не о том, как пройти трассу, а о том, как бы накостылять напарнику после финиша за такой разгон. Приезжаем на финиш - время, естественно, очень плохое. Я еще не успел рта открыть, а он уже вовсю ругается: как же так, мол, словно стену толкал. Вот я и задумался: что-то здесь не то. А чудеса продолжаются. Экипажи, стартовавшие за нами, едут все медленнее и медленнее.

Организаторы схватились за голову: что делать? Гонку отменили. Согласно регламенту победителя можно определять по итогам двух заездов, но мы в это, естественно, не верили. Так просто нам победу не отдали бы. И точно: было принято решение провести два последних заезда на следующий день. Назавтра, к счастью, обошлось без инцидентов - по сумме четырех заездов мы выиграли у немцев целых семь десятых секунды.

-После такого успеха сложно было настроить себя на выступление в четверках?

- Непросто. Первый день мы витали в облаках - чемпионы! Но потом сели с Козликом - я всегда так называл Козлова - и решили не расслабляться. Остальные ребята серьезно готовились к Играм, и мы не имели права подвести их. В четверках также развернулся настоящий триллер. После первого дня мы были на втором месте. Третий заезд - мы снова вторые. И тут, как назло, - вновь потеплело. Плюс 18, представляете? Лед таял просто на глазах, на трассе была видна вода.

По закону подлости, нам предстояло стартовать в самом конце. Шансы на то, чтобы удержать хотя бы бронзовую медаль (о серебряной в тех условиях не было даже и речи), казались ничтожными. Наши главные конкуренты - американцы - стартовали вначале и в открытую ликовали, посчитав, что бронза у них в кармане. Но не тут-то было! На этой ледяной каше мы выдали лучший старт среди всех экипажей - правда, по дистанции стали проигрывать.

Наше преимущество таяло на каждой отсечке, но на самом финише мы все-таки вырвали медаль. На американцев было больно смотреть. А мы этой бронзе радовались не меньше, чем золоту в двойках.

А теперь самое интересное. Лишь спустя много лет я узнал, что предшествовало финальному заезду. Я - пилот, а потому обычно выходил из раздевалки последним. Разгоняющие в это время подтаскивали боб в зону старта. И вот они поставили его на площадку перед стартом на бок, начали разминаться, и вдруг боб с грохотом опустился на коньки. Это было настоящее ЧП, потому что на площадке непосредственно перед стартом лед был страшно грязным. Ребята, конечно, боб перевернули, почистили лезвия коньков тряпкой, но все равно повреждение было нанесено. Только начали разминаться - как опять боб встал на коньки (смеется). Чтобы меня не выводить из себя, мне так ничего и не сказали. Самое удивительное, что не проговорились и после финиша.

-Как вы оказались в Швейцарии, да еще в качестве тренера?

- Сразу после Олимпийских игр в Альбервилле я завершил спортивную карьеру - замучили травмы. Осенью того же 1992 года поехал с латвийской командой на этап Кубка мира в немецкий Винтерберг. Встретился со старыми соперниками - швейцарцами, немцами. Они спрашивают: "Как дела? Готовишься?" "Закончил", - отвечаю. Один швейцарец переспросил: "Ты серьезно? Подожди минутку". Схватился за телефон - давай звонить руководству своей федерации. Нам, говорит, как раз нужен тренер для юниорской сборной. Контракт подписал в тот же вечер. В первый же год добился определенных успехов с юниорами, а на следующий сезон работал уже с олимпийской сборной Швейцарии, которая готовилась к Играм в Лиллехаммере.

-Каковы ваши нынешние функции в швейцарской команде?

- Я отвечаю за качество прохождения трассы. У меня есть помощник, который снимает заезд на видеокамеру. Потом мы ходим по трассе вместе с пилотами - я объясняю, какие ошибки были допущены, даю советы.

-Если не секрет, с кем из производителей бобов работают швейцарцы?

- У нас другая, непривычная для России система. Федерация не имеет к бобам никакого отношения. Их производство, поиск спонсоров - личное дело самих спортсменов.

-Российская федерация, знаю, с радостью пригласила бы вас в свою команду, но пока это невозможно сугубо по финансовой причине. И все же: если вам предложат достойные условия, поедете работать в Россию?

- (Улыбается.) Я никогда не говорю "нет". Могу предположить, что мне было бы довольно легко работать с российской сборной. Я хорошо знаком со всей системой подготовки - и в ней, поверьте, есть множество плюсов. Строгая дисциплина, ответственность, четкая субординация между спортсменами и тренерами. Я пытался работать в свое время с американцами и французами, и у них постоянно возникали большие проблемы как с дисциплиной, так и с общей организацией дела.

-Победа Александра Зубкова в Кубке мира стала для вас сюрпризом?

- Для меня - ни в коем случае. Я еще три-четыре года назад готов был биться об заклад, что из него получится отличный пилот. Достаточно было увидеть, как Александр относится к своему делу, как работает на трассе. Зубков из породы тех бульдогов, что вцепятся в добычу - и ни за что ее не отпустят. Работоспособность, помноженная на талант, - вот что превратило его из простого пилота в звезду.

-Рискнете дать прогноз на турнир четверок?

- За победу будут бороться пять пилотов - Зубков, Людерс, Хэйс, Ланге и Аннен. Все решат сотые секунды.

ЗАКОЛДОВАННЫЕ ЦИФРЫ

В субботу в Калгари было тепло и солнечно, так что температура льда на трассе была всего чуть ниже нуля. Это резко повысило наши шансы - турнир двоек наглядно показал, что по холодному льду коньки идут неважно.

Первым из группы лидеров на дистанцию ушел Хэйс. Только наивный мог предположить, что американец, лишь недавно залечивший тяжелую травму ноги, не будет представлять большой угрозы. В первом же заезде под его напором пал рекорд трассы полуторагодичной давности.

Стало ясно, что в этот день рекорд будет бит еще не раз. Так и вышло. Выступающий следом Аннен мощно стартует - 4,99 - и на финише опережает Хэйса на 0,08. Зубков разгоняется чуть хуже - 5,01, но трассу проходит чище швейцарца и на финише, в свою очередь, устанавливает рекорд трассы - 53,34.

Слово за Ланге и Людерсом. Немец потрясает на старте - 4,96 (что всего на "сотку" хуже рекорда его соотечественника Кристофа Лангена, установленного аж в 1996 году). Ланге проходит дистанцию очень чисто - 53,21 - и становится лидером. Людерс тоже стартует будь здоров - 5,00, и хотя поначалу сильно отстает от немца, однако на финише накатывает - 53,24.

Второй российский экипаж - Евгения Попова - заканчивает первый заезд десятым, немного смазав концовку.

Попытка номер два. Четверка Попова отыгрывает одну позицию, уступив всего лишь "сотку" идущему восьмым латышу Мининсу. А вот и группа лидеров. Хэйс проводит заезд откровенно слабо - 53,91 и "отваливается" от лидирующей группы. Аннен хорош - 53,76. У Зубкова не получается старт - опять 5,01. Тем не менее Александр не уступает Аннену ни на йоту - те же 53,76. Идущий следом Людерс вновь зажигает на табло эти заколдованные цифры. Ланге поначалу, кажется, также повторит общий путь, но... Сильный накат на финише - и 53,66. Серьезнейшая заявка на победу.

По словам Зубкова, отыграть отставание от немца в 0,23 было сложно, но в принципе возможно. Очень многое, если не все, должно было зависеть в воскресенье от хорошего старта. А еще - от нервной системы.

Как же все в итоге сложилось? Я передаю этот репортаж, когда воскресные соревнования еще не начались, и могу лишь строить прогнозы. Так хочется, чтобы нашим сопутствовала удача!

БЕЗ РАЗГОНА И СТАБИЛЬНОСТИ

В заключение - о соревнованиях женщин. От Виктории Токовой и Надежды Орловой победы, конечно, не ждали. Этот сезон вообще получился для наших девушек, мягко говоря, скомканным. Все дело в том, что пилот Токовая в августе прошлого года родила. А уже в ноябре вышла на трассу Кубка мира.

Поначалу доктор команды ей строго-настрого запретил кататься, против было и руководство. Однако сама Виктория настояла: следующий год - олимпийский, и потеря нынешнего сезона обязательно аукнулась бы на Играх в Турине. К тому же к началу сезона братья Зингер сконструировали для Токовой новую двойку - и когда, если не сейчас, ее тестировать?

В Калгари невооруженным взглядом было видно, что девушкам катастрофически не хватает хорошего старта, а самое главное - стабильности. В женском бобслее старт не имеет такого основополагающего значения, как у мужчин, - плохой разгон вполне можно отыграть за счет классного пилотирования. Но от Токовой не знали, чего ждать: она могла здорово провести один заезд, а во втором наделать массу ошибок. В итоге - лишь 16-е место.

То, что в женском бобслее тон задают немки, ни для кого секретом не является. В этом сезоне неоднократно, особенно на домашних трассах, им удавалось оккупировать весь пьедестал. Однако здесь, в Калгари, немки встретили упорное сопротивление со стороны американок, а также - вот сюрприз - Николы Миничьелло из сборной Англии. Никола, кстати, использовала боб, на котором ее соотечественник Ли Джонстон совершил мини-сенсацию, заняв 7-е (сразу после Зубкова) место в двойках.

После первой попытки в первой тройке не было ни одной немки (почти уникальный случай). Однако уже во втором заезде все встало на свои места - Сандра Прокофф, вышедшая замуж за грека и носящая теперь фамилию Кириасис, с четвертого места перескочила на первое и победы уже не упустила. Миничьелло же поразила всех: она уверенно удержала вторую позицию. Третьей стала американка Шона Робок, а четвертой - юная подопечная Кипурса в сборной Швейцарии Сабина Хафнер.

Чемпионат мира. Калгари (Канада). 25 - 26 февраля. Женщины. Двойки. 1. Сандра Кириасис/Аня Шнайдерхайнце (Германия-1) - 3.43,01 (55,66 + 55,61 + 55,73 + 56,01). 2. Никола Миничьелло/Джекки Дэвис (Великобритания-1) - 3.43,29 (55,52 + 55,77 + 55,95 + 56,05). 3. Шона Робок/Валери Флеминг (США-2) - 3.43,73 (55,44 + 55,99 + 55,87 + 56,43). 4. Сабина Хафнер/Катарина Суттер (Швейцария-1) - 3.44,26 (55,49 + 56,18 + 56,06 + 56,53). 5. Джин Рэсин/Вонетта Флауэрс (США-1) - 3.44,28 (55,67 + 55,91 + 56,17 + 56,53). 6. Герда Вассейнштайнер/Дженнифер Исакко (Италия-1) - 3.44,39 (55,83 + 56,14 + 56,05 + 56,37). 16. РОССИЯ-1 (Виктория Токовая, Надежда Орлова) - 3.46,16 (56,12 + 56,39 + 56,71 + 56,94).