Газета Спорт-Экспресс № 42 (3720) от 25 февраля 2005 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

25 февраля 2005

25 февраля 2005 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Сегодня на Васильевском спуске в Москве состоится уникальное для России событие - команда "Джордан" проведет официальную презентацию перед гоночным сезоном-2005.

Алекс ШНАЙДЕР

МЫ ХОТИМ БЫТЬ РОССИЙСКОЙ КОМАНДОЙ

В церемонии примут участие призовые пилоты "Джордана" - новички "Больших призов" Нарайн Картекян из Индии и португалец Тьяго Монтейро, а также боссы конюшни Трэвор Карлин и Колин Коуллз. Напомним, что под названием "Джордан" команда выступает последний сезон - с 2006 года она будет называться "Мидлэнд".

Накануне этого события корреспондент "СЭ" встретился с нынешним владельцем "Джордана", президентом группы компаний Midland господином Алексом Шнайдером в его московском офисе на Старом Арбате.

-В одном из интервью российской автоспортивной прессе вы сказали, что при формировании команды на сезон-2005 намерены отдавать предпочтение гонщикам, обладающим опытом участия в "Формуле-1", - что логично для команды, по сути, дебютирующей в "Больших призах". С этой точки зрения, приглашение на роль призовых пилотов Нарайна Картекяна и Тьяго Монтейро выглядит немного странным. Из каких соображений были выбраны именно они?

- Не помню, чтобы я говорил о каких-либо своих предпочтениях относительно опытных пилотов. Тем не менее и Нарайн, и Тьяго очень хорошие, быстрые гонщики, и наш выбор пал на них потому, что Трэвор (Карлин, спортивный директор "Джордана". - Прим. О.Л.) работал с ними в младших "формулах", прекрасно знает обоих и высоко отзывается об их возможностях. Поэтому мы решили дать им шанс попробовать себя в "Формуле-1". И Тьяго, и Нарайн уже достигли определенных успехов в младших "формулах", поэтому логично предоставить им возможность для дальнейшего роста. Это обычная практика для "Формулы-1" - привлекать в команды молодых перспективных пилотов.

Есть и еще один аспект. Индия для нас - важный рынок. Мы продаем сталь в эту страну, покупаем сталь в этой стране, мы намерены развивать свой бизнес здесь и в будущем. К тому же я уверен, что Индия, вторая по численности населения в мире, - это хороший рынок и для "Формулы-1". Надеемся, что присутствие Нарайна в нашей команде вызовет горячий интерес его соотечественников и к нам, и к "Формуле-1".

-Накануне вашего визита в Москву стало известно, что и тест-пилота вы подобрали из той же когорты - Ники Пасторелли...

- Да-да, Ники - прошлогодний чемпион европейской "Формулы-3000", поэтому я думаю, что он продходящий кандидат на роль тест-пилота.

-Анонсируя создание новой команды "Больших призов" Midland F1, вы объявили о том, что дизайном шасси для нее будет заниматься всемирно известная фирма "Даллара". Теперь, когда в вашем распоряжении хорошо оснащенные фабрики "Джордана" и опытнейшие специалисты, имеющие опыт конструирования болидов "Формулы-1", изменилось что-то в ваших первоначальных намерениях?

- Ничего не изменилось. Специалисты "Даллары" продолжают разработки шасси для нашей команды, однако теперь этот коллектив значительно усилился как раз за счет инженеров "Джордана" - всех лучших специалистов, которые трудились в ирландской конюшне, мы немедленно подключили к процессу. Думаю, что подобное объединение усилий принесет положительный результат.

-Но если основные разработки шасси ведутся "Далларой", в чем будут заключаться функции такого известного и уважаемого в "Формуле-1" специалиста, как бывший технический директор "Джордана" Гэри Андерсон?

- Гэри Андерсон является руководителем проекта Midland F1 в "Далларе" и работает в тесном контакте с тамошними инженерами.

-Никто из пришедших в "Формулу-1" в последние годы - ни новички из "Заубера" или "Тойоты", ни те, кто унаследовал место в "Больших призах" у сошедших со сцены по той или иной причине - те же "Ягуар" и БАР, - пока не достигли заметных успехов. Что позволяет вам надеяться, что ваша команда станет исключением?

- Не согласен с тем, что никто из них не добился успеха. "Заубер" достиг солидного уровня результатов, а БАР вообще стал вторым в Кубке конструкторов, пропустив вперед только "Феррари". Тем не менее мы являемся реалистами. Ведь "Джордан" стал нашим лишь три с половиной недели назад, и за такой короткий срок мало что можно изменить. Мы унаследовали команду, унаследовали уже спроектированное шасси, поэтому не ставим перед собой каких-то глобальных целей. Наша цель - финишировать в гонках. Надеемся, что машина будет достаточно надежной, и в случае если нам представится шанс получить очки, мы сможем их получить. Так что надеемся лишь выступить не хуже, чем "Джордан" в прошлом сезоне. А вот в следующем году, когда вступит в силу еще целый пакет обновлений технического регламента, в частности, в том, что касается двигателей, и мы уже будем называться не "Джордан", а "Мидлэнд", цели изменятся. Ведь в разработки нового шасси мы вкладываем большие денежные средства и серьезные людские ресурсы, поэтому надеюсь, что сможем добиться качественно иных результатов. При том годовом бюджете, который мы готовы обеспечить, успехом будет твердое место в середине пелотона. Потому что соперничать нам придется с командами, обладающими гораздо более солидными бюджетами.

- А чем вы намерены привлечь к сотрудничеству серьезных спонсоров из числа крупных российских компаний?

- Постараемся объяснить, какие выгоды сулит участие в таком глобальном и популярном спортивном зрелище, как "Формула-1", чьи этапы проводятся по всему миру, и каждый год в календаре чемпионата мира возникают новые и новые адреса. Думаю, что для российских компаний участие в "Формуле-1" будет хорошим дополнением к имиджу. К тому же мы хотим, чтобы нашу команду воспринимали как российскую, поэтому намерены иметь, в частности, российского гонщика в роли тест-пилота, а в ближайшие несколько лет сделать кого-то из россиян и призовым пилотом. Поэтому уверен: для российских бизнесменов быть партнерами российской команды в "Формуле-1" будет престижно и почетно, и такое партнерство откроет все возможности как на внутреннем рынке, так и на мировом.

-А вы не опасаетесь, что новая мировая гоночная серия, А1 Grand Prix, организаторы которой очень хотят видеть у себя российскую команду, составит вам определенную конкуренцию в поиске российских деловых партнеров?

- Al Grand Prix по сравнению с "Большими призами" - младшая "формула", которая изначально оперирует и более низкими бюджетами, то есть этот чемпионат совершенно иного уровня. "Формула-1" была, есть и еще долго будет вершиной автоспорта. Сравнивать с ней другие чемпионаты - все равно что сравнивать с НБА первенство колледжа по баскетболу. Поэтому уверен: раз мы будем российской командой, российские спонсоры обязательно захотят сотрудничать именно с нами.

-Как-то вы обмолвились, что рассматриваете кандидатуру Романа Русинова, чемпиона мира в серии LeMans Endurance, на роль тест-пилота Midland F1. А кого еще из российских гонщиков вы знаете? Кто из молодых пилотов, выступающих за рубежом, привлек ваше внимание?

- Считаю Романа достойной кандидатурой на роль тест-пилота. Сейчас мы находимся в стадии завершения переговоров с ним. Что же касается других молодых российских пилотов, то здесь я полностью полагаюсь на Трэвора Карлина и Колина Коуллза - именно они заняты селекцией. Я же не слежу за этим ежедневно - у меня иные обязанности, хотя стараюсь быть в курсе происходящего. От них уже слышал фамилию Алешин.

-Не секрет, что вы успешный бизнесмен и ваш бизнес не имеет никакого отношения к автогонкам. Что же привело вас в "Формулу-1"? Это ваше хобби или вы рассматриваете "Большие призы" как хорошую рекламу?

- С одной стороны - это, конечно, хобби, потому что я фанат "Формулы-1". С другой стороны - мы, как глобальная компания, намерены и дальше развивать свой бизнес, для чего постоянно отыскиваем новые возможности. Хотим развивать свой бизнес в Индии, Мексике, в других странах, в том числе и в России. И в "Формулу-1" мы пришли именно с этой целью - расширить свои возможности. К примеру, в России хотели бы наладить производство запчастей для автомобилей, поставляемых в страну зарубежными гигантами автоиндустрии. Когда мировые автогиганты придут на российский рынок, хотим, чтобы в роли своих поставщиков они рассматривали именно нас. Через "Формулу-1" мы получаем уникальный шанс наладить с ними взаимовыгодные деловые контакты, потому что почти все крупнейшие компании, производящие автомобили, так или иначе присутствуют в "Больших призах".

-А чем именно "Формула-1" привлекает вас как болельщика? Какой команде и какому пилоту вы отдаете предпочтение?

- "Формула-1" интригует меня всем. Борьбой, страстями, высокими технологиями и... закулисной политикой. Это же страшно интересно! Что же касается моих предпочтений как фаната, то это "Феррари". Потрясающая команда! Результаты говорят сами за себя. Из гонщиков очень нравился Айртон Сенна, среди современных пилотов совершенно изумителен Михаэль Шумахер. "Феррари", как команда, и Шумахер, как гонщик, абсолютно заслуживают тех побед, которых достигли, потому что относятся к делу очень и очень серьезно.

-Если бы сейчас вы были абсолютно свободны в своем выборе, кому из звездных пилотов "Формулы-1", прошлых и нынешних, вы без раздумий предложили бы место в своей команде?

- Конечно, Сенне. Он был совершенно уникален. Жаль, что теперь он ни для кого недоступен.

-Как вы относитесь к инициативе GPWC о создании в 2008 году альтернативного "Формуле-1" чемпионата и намерены ли по примеру "Заубера" подписать предложенный холдингом так называемый меморандум о намерениях?

- Мы ведь новички в мире "Формулы-1", поэтому, прежде чем принимать какие-то серьезные решения и подписывать какие-либо меморандумы, должны осмотреться, разобраться во внутренних политических интригах и течениях, понять, что для нас выгодно, что нет. К тому же со стороны мистера Экклстоуна участники чемпионата мира получили предметные предложения, а со стороны GPWC - пока только меморандум о намерениях, то есть... слова. Мы пока не очень понимаем, насколько эти намерения реальны и осуществимы. У нас есть много вопросов, на которые пока нет ответов. А вот когда мы получим эти ответы, тогда и будем думать, подписывать меморандум, предложенный GPWC, или нет.

Ольга ЛИНДЕ