Газета Спорт-Экспресс № 39 (3717) от 21 февраля 2005 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

21 февраля 2005

21 февраля 2005 | Бобслей

БОБСЛЕЙ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

СНЕЖНАЯ ЛОТЕРЕЯ - ЭТО НЕ ДЛЯ НАС

Вчера в Калгари были разыграны первые комплекты медалей чемпионата мира.

В соревнованиях бобов-двоек победу одержал экипаж канадца Пьера Людерса. Россияне Александр Зубков и Дмитрий Степушкин заняли 6-е место.

Сергей БУТОВ

из Калгари

СУБКОФФ - ЭТО ГОЛОВА!

-Дайте-ка угадаю. Вы, наверное, приехали в Калгари на санки? - улыбнулся таксист, разглядывая аккредитационную карточку на моей груди.

- Вообще-то на бобслей.

-Ах, извините, пожалуйста, - шутливо раскланялся он. И тут же вполне серьезно поинтересовался: - А что, между ними есть какая-то разница?

Этот короткий разговор прекрасно отражает отношение простых канадцев к чемпионату мира, который проходит у них дома. Мол, знать не знаем, ведать не ведаем.

Справедливости ради замечу, что есть и противоположные примеры. Вчера мне довелось стать свидетелем диалога двух пожилых индейцев неподалеку от трассы в Canada Olympic Park, где проходит мировое первенство. Они оживленно беседовали о бобслее. Привести полный текст их разговора не берусь из-за обилия весьма отдаленно относящихся к английскому языку речевых оборотов и специфического индейского акцента, но суть этого спора о шансах различных пилотов на победу была такова:

-Людерс - это голова, - убежденно говорил один.

- Кто? Людерс? Да не смеши меня, - возражал другой. - Вот Аннен - это голова. Аннену я бы палец в рот не положил.

-Да что твой Аннен! Вот кому бы я палец в рот не положил, так это русскому. Как там его звать?

- Зубков, - подсказал я.

-О да, Субкофф. Попомните мои слова, молодой человек, этот Субкофф и выиграет. Точно вам говорю.

Вот она, народная любовь канадских жителей к русскому пилоту Зубкову. Индекс популярности в чистом виде. Россияне действительно за рекордно короткие сроки прочно вошли в мировую элиту, и их статус фаворитов, который они теперь автоматически получают перед стартом соревнований любого уровня, никто оспорить даже не пытается.

В этом сезоне успехи Александра Зубкова и разгоняющего Дмитрия Степушкина в двойке были не столь заметны, как в четверке, в которой наши выиграли Кубок мира. Пусть российский дуэт и не блистал, но очки в общий зачет набирал исправно. А на последнем кубковом этапе в Лейк-Плэсиде Зубков и Степушкин произвели фурор - второе место по сумме двух заездов и третья строчка в итоговой таблице.

Вклад Степушкина в общий успех весьма велик - это вам подтвердит Зубков. Однако так уж исторически сложилось, что разгоняющие всегда находятся немного в тени своих пилотов.

-Вам не обидно, что все лавры в основном достаются пилоту? - спросил я Степушкина.

- Знаете, а я так не считаю. Наш экипаж - это единое целое, и каждый его член получает по заслугам.

-Вы - бывший легкоатлет, не так ли?

- Да, мастер спорта международного класса по тройному прыжку.

-А в бобслей каким ветром вас занесло?

- В какой-то момент остановился в спортивном росте, а тут приходит приглашение от президента бобслейной федерации Валерия Лейченко. Он меня заприметил на чемпионате России 2000 года и предложил попробовать свои силы в роли разгоняющего.

-Что тогда знали о бобслее?

- Да ровным счетом ничего. Только то, что придется по льду ездить.

-Какие были впечатления после первого спуска по трассе?

- (Смеется.) Ну а как вы думаете? Страшно, конечно. Причем гораздо сложнее было не проехать трассу, а запрыгнуть в разогнавшийся боб. Глаза круглые, весь цепенеешь, а надо еще ручки боба закрыть, затормозить вовремя.

-Сколько времени понадобилось, чтобы прогнать страх?

- Примерно год. А до этого было, мягко говоря, некомфортно.

-Вы когда-нибудь падали на трассе?

- С одним только Зубковым четыре раза. Удовольствие то еще. Плюс после падения снова садиться в боб очень непросто психологически.

-Вас сразу поставили в пару к Зубкову?

- Да. Саша к тому времени сам только полгода занимался бобслеем, поэтому нас, как новичков, и решили объединить.

-Вам где больше нравится выступать - в двойке или в четверке?

- Когда стали выигрывать, то в четверке. До этого же было все равно.

-А где сложнее?

- Пожалуй, в двойке. Спуск в ней труднее технически. А четверка более зрелищная. Кстати, далеко не все выступают и там, и там. Не так это просто - перестроиться с одного вида на другой.

РАЗБОР "ПРОЛЕТОВ"

Тренировочные заезды, которые всегда предшествуют официальным стартам, - крайне важное для бобслеистов мероприятие. Этакий испытательный полигон, на котором оттачивают тактику и технику или опробуют, допустим, новые полозья. В России этим заниматься негде - нет трасс, которые хотя бы минимально отвечали международным стандартам, а экспериментировать во время соревнований - значит заранее обречь себя на поражение.

Россияне ездят на трассе в Калгари уже не первый год. Но все равно нельзя сказать, что они знают ее досконально. Поэтому тренеры и пилоты при первой же возможности продолжают изучать желоб - чуть ли не каждый его сантиметр. Проводят, скажем так, разбор будущих "пролетов".

Увидев, что главный тренер сборной России Олег Сухорученко и пилот Виктория Токовая как раз собрались совершить очередной подъем по полуторакилометровой трассе, я напросился к ним в попутчики. Токовая, нацепив на обувь шипованную "подметку", захрустела по льду желоба, а мы с Сухорученко пошли параллельно.

- В принципе трасса в Калгари хорошая, - говорит тренер. - Как и специалисты, занимающиеся ее подготовкой. Между прочим, чтобы стать профессиональным сервисером, нужно лет пять учиться и практиковаться. Днем тут обычно довольно солнечно, но трасса от этого не страдает. Во-первых, она технологически может "держать" лед даже при плюс 30. А во-вторых, организаторы почти полностью закрывают ее от прямых солнечных лучей специальными тентами, которые во время соревнований убираются. К вечеру погода меняется - резко холодает, причем иногда так, что зуб на зуб не попадает. Но бобслеисты, как и футболисты, "играют" в любую погоду. Даже в лютый мороз. А все из-за телевидения: очень уж большими убытками грозит каналу Eurosport, ведущему, как правило, прямые трансляции, отмена или перенос заездов. Кстати, в холод бобы тяжелее разгонять - коньки как бы прилипают ко льду.

На каждом вираже Сухорученко и Токовая останавливаются. Пилот делится впечатлениями, а наставник дает конкретные советы. При этом он делает характерные движения руками, как бы выписывая повороты. Ему так проще "пройти" трассу, ведь Сухорученко - сам в прошлом неплохой бобслеист.

- Одинаковых виражей не бывает, - продолжает он. - К каждому нужен свой подход: какой-то лучше проехать сверху, какой-то - для более скоростного выхода из него - снизу. Грамотно определить, где и как нужно действовать, непросто, но без этого никуда: любой просчет - потеря долей секунды.

-Многое, наверное, зависит и от старта?

- Безусловно. Надо ведь не просто быстро разогнать машину, но и запрыгнуть в нее так, чтобы придать дополнительное ускорение. Бывает, что у двух экипажей разгон по времени одинаковый, а высокую скорость наберет лишь один из них. Это из-за разной динамики движения.

Специфика бобслея такова, что полностью увидеть заезд невозможно. Поэтому тренеры рассредоточиваются по трассе и наблюдают прохождение своими подопечными и соперниками какого-то определенного отрезка. Одним из первых тренировочный заезд предстояло совершить канадцу Пьеру Людерсу. Сухорученко говорит: "Пойдем посмотрим, как он будет проходить "девяточку". То есть вираж под номером 9. Подходим к месту, а там народу на крохотном пятачке уже собралось столько, что хоть заранее билеты покупай.

Через минуту мимо нас проехал Людерс. Вернее, просвистел. Сухорученко, снимавший этот проезд на видеокамеру, остался вполне удовлетворен увиденным.

-Неужели на пленке можно будет хоть что-то разобрать?

- Опытным глазом - без проблем.

ШПИОН АННЕН

Бобслеисты свои машины особенно не прячут. В отличие от саночников. Например, победитель Кубка мира этого сезона наш Альберт Демченко свои боевые сани никому не позволяет внимательно рассматривать: проехал - и прячет под замок.

Бобслеисты, конечно, тоже не особенно жалуют тех, кто с видеокамерой ходит около их бобов. К особо настырному оператору могут быть применены и "штрафные санкции", но все равно особой конспирации нет. Во время заездов все машины стоят по соседству. Правда, перевернутые вверх дном, так что видны только лезвия коньков. К слову, лезвиями их можно назвать с большой натяжкой: проведете по ним голой ладонью и не поранитесь. Их толщина стандартная - 4 миллиметра, а секрет заключается в материале, из которого они сделаны. Глядя на коньки, понимаешь, как много зависит от мастерства пилота: малейшая неточность в управлении - и боб тут же пойдет юзом. Но все самое интересное для конкурентов находится внутри боба. Вот туда без разрешения лучше нос не совать.

В какой-то момент рядом с двойками Зубкова и другого российского пилота - Евгения Попова никого из членов команды не оказалось. И один из наших основных соперников - швейцарец Мартин Аннен - немедленно этим воспользовался. Подойдя к машинам, он, воровато оглядевшись, впился взглядом в двойку Зубкова, присев около нее на корточки.

Не знаю, что там удалось рассмотреть вражескому лазутчику Аннену, но за несколько часов до первых официальных заездов швейцарцы подали на сборную России протест. Суть его сводилась к тому, что задний груз на двойке Зубкова был не приварен, как того требуют правила, а привинчен болтами. Швейцарцам, видимо, показалось, что именно поэтому они раз за разом проигрывают русским. Наши же тренеры сошлись во мнении, что протест был подан не с целью добиться дисквалификации Зубкова, а чтобы подергать ребят перед стартом, поэтому отреагировали на случившееся спокойно.

- Протест подали? Ну что ж, им тоже хочется побеждать, - хитро улыбается Сухорученко. К началу заездов груз был приварен руками (по отзывам членов команды - "золотыми") механика Васильича.

КОСМИЧЕСКИЙ БОБСЛЕЙ

Бобслей - это зимняя "Формула-1", говорят о своем виде спорта бобслеисты. И никакого хвастовства, явного преувеличения тут нет. Чтобы убедиться в этом, достаточно хоть раз побывать на трассе. Президент Федерации бобслея России Валерий Лейченко не устает принимать поздравления от иностранных коллег - Россия вышла на второе место в мире по общему количеству телезрителей, смотревших в этом сезоне бобслейные трансляции. Впереди только Германия, в которой - культ всех технических видов спорта. Но бобслей по телевизору и живьем - это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Это не спорт - зрелище!

В России бобслей только-только начинает обретать настоящую популярность. И беда наших болельщиков в том, что подавляющее их большинство никогда не видели его своими глазами.

А жаль. Ведь каждый заезд - это маленький спортивный подвиг. Нервное напряжение такое, что, кажется, тебя вот-вот разорвет на куски. Команда "на старт", рев трибун, полная выкладка на разгоне... Несколько виражей, и боб разгоняется до 130 км/ч. Ориентироваться на трассе приходится в основном интуитивно. Но это - пилотам. Разгоняющие трассу не видят вовсе. А ведь им надо на ней работать - например, правильно "переложиться" на вираже за доли секунды. Дышать нельзя. То есть можно, конечно, но не получается. Максимум, что успевают сделать бобслеисты во время спуска, это три-четыре коротких вдоха и один большой выдох на финише. В машине трясет, как на электрическом стуле, - амортизации никакой. На самых скоростных виражах члены экипажа испытывают перегрузку, в четыре раза превышающую их собственный вес. Прямо не боб, а космическая ракета!

НЕ НАШ ДЕНЬ

Зубкову согласно жеребьевке предстояло стартовать девятым. Нормальный вариант: с одной стороны, важно быть в первой десятке - лед еще не разбит, с другой - главные конкуренты стартуют впереди и, значит, станут ориентирами.

Первым из сильнейшей группы уходит на трассу Людерс. Мощный разгон и быстро пройденный верхний отрезок, но внизу скорость падает, и канадец на финише собой недоволен - 54,77. Шестым в путь отправляется немец Рене Шпис. От него, конечно, ждут сюрпризов, но все же не победы. А он накатывает на финиш с лучшим результатом - 54,64. Стартовавший за Шписом Аннен проигрывает ему 0,07. А вот и двойка Зубкова. Блестящий старт, все отсечки пройдены с лучшим временем, но на финише, как и у Людерса, боб резко теряет скорость, и в итоге Зубков финиширует одновременно со швейцарцем - 54,71.

Перед второй попыткой поднимаемся к месту старта. Не верьте тому, кто говорит, что бобслей надо смотреть на финише. Все самое интересное происходит именно наверху. Здесь эмоции бьют ключом. Надо видеть, как готовятся к старту разгоняющие, доводя себя до точки кипения. Наверное, так на бой настраиваются только боксеры. Разгоняющий Людерса - темнокожий Ласселес Браун, похоже, готов вступить в рукопашную с любым, кто окажется у него на пути. А трибуны, чувствуя его состояние, подливают масла в огонь: Come on, guys! Go, Canada, go! Пилоты, наоборот, должны сохранять хладнокровие, не терять концентрации. Самый спокойный экипаж на старте, по-моему, зубковский. Дмитрий Степушкин абсолютно невозмутим, будто не ему сейчас толкать это железо по льду.

Подморозило. Лейченко дает команду:

- Дима, коньки прилипают. Жестко снимай боб, жестко!

Степушкин, как и велено, снимает жестко, да так, что второй раз подряд у нас лучший разгон. Однако где-то на середине трассы время резко ухудшается - машина ни в какую не хочет держать скорость. На финише все хватаются за головы - лишь десятое время во второй попытке!

Зубкова помимо немцев Андре Ланге и Шписа обходит и швейцарец Иво Рюгг. Мы - шестые, однако все понимают, что главная борьба будет завтра. Другой российский экипаж - Попова и разгоняющего Алексея Андрюнина - закончил день на 16-м месте.

Наутро в Калгари повалил густой снег, и не прекращался вплоть до последнего заезда. Сей природный катаклизм энтузиазма в стане нашей сборной не вызвал: снег - всегда лотерея.

Радовало лишь одно: Зубкову предстояло стартовать вторым, и была надежда, что трассу не успеет как следует засыпать. К сожалению, она не оправдалась. Третий заезд, как и второй, россиянам не удался - машина категорически отказывалась быстро ехать по заснеженному желобу. После того как время Зубкова - 55,26 - улучшили восемь экипажей, стало ясно, что медалей россиянам не видать. Им оставалось только защищать свою шестую позицию от посягательств немца Даниэля Шмида, который дышал Зубкову в спину - всего 0,02 отставания. Людерс же упрочил свое преимущество перед Ланге. Третьим шел Аннен.

- Безобразие какое! - возмущался Лейченко. - Когда стартовали наши, уборщики снега еле шевелили метлами. А стоило объявить Людерса, как на трассу высыпало пол-Калгари и вылизало ее от начала до конца. Быстренько очистили от снега и колею, а ведь это самое главное для хорошего старта. Да, грамотные ребята на трассе работают, ничего не скажешь.

Тем временем появилась надежда на то, что наш второй экипаж сможет вмешаться в борьбу за место в десятке. Третий заезд Попов провел очень прилично, и перед решающей попыткой занимал 13-ю строчку.

Однако с ним произошло то, что в бобслее случается сплошь и рядом: проиграв австрийцам Стампферу и Лекеру соответственно 0,02 и 0,01 по сумме четырех заездов, россиянин откатился на 15-е место.

Как назло, прекрасно выполнил последнюю попытку англичанин Ли Джонстон, и после того, как его время не смог превзойти Шмид, за 6-ю позицию Зубкова стало тревожно. Четвертый заезд россиян прошел по привычной схеме - отличный старт и медленный нижний участок. Преимущество Зубкова перед британцем таяло буквально на глазах, и вновь все решило мгновение - лишь на 0,01 впереди оказался наш экипаж. Это была пусть и локальная, но все же победа. Больше никаких изменений в первой пятерке не произошло. Людерс, которому создали все условия, не подкачал, и под рев стал чемпионом мира в двойке второй год подряд.

- В целом мы довольны и своим местом, и выступлением, - сказал, едва отдышавшись, Зубков. - Что поделать, если не хочет эта машина идти по снегу! Разгонялись мы каждый раз очень прилично, в трех из четырех заездов стали лучшими по разгону, чего нам давно не удавалось. Но, увы, сегодня был не наш день. Однако мы не отчаиваемся - впереди турнир четверок.

Чемпионат мира. Калгари (Канада). Мужчины. Двойки. 1. Людерс/Браун (Канада) - 3.39,38 (54,77 + 54,78 + 54,88 + 54,95). 2. Ланге/Кушке (Германия) - 3.39,52 (54,80 + 54,83 + 55,00 + 54,89). 3. Аннен/Хефти - 3.39,70 (54,71 + 54,97 + 55.07 + 54,95). 4. Рюгг/Гранд (все - Швейцария) - 3.39,76 (54,74 + 54,86 + 55,16 + 55,00). 5. Шпис/Сагмайстер (Германия) - 3.39,94 (54,64 + 55.08 + 55,12 + 55,10). 6. ЗУБКОВ/СТЕПУШКИН - 3.40,43 (54,71 + 55,12 + 55,26 + 55,34)... 15. ПОПОВ/АНДРЮНИН (все - Россия) - 3.41,51 (55,24 + 55,32 + 55,50 + 55,45).