Газета Спорт-Экспресс № 39 (3717) от 21 февраля 2005 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 2

21 февраля 2005

21 февраля 2005 | Авто-мото

АВТО

А1 GRAND PRIX - ЭТО ШАНС ДЛЯ РОССИИ

Как уже сообщал "СЭ", в сентябре нынешнего года стартует новая мировая гоночная серия класса "формул" - А1 Grand Prix, создатели которой назвали ее Кубком мира по автогонкам - по аналогии с Кубком мира по футболу.

Событие это многие считают историческим, ведь уже очень давно в автоспорте не появлялось чемпионатов, в основе которых лежали бы принципиально новые идеи. И вот теперь шейху Мактуму Хашеру Мактуму аль-Мактуму, члену правящей королевской семьи Дубая, удалось такую идею выдвинуть. О том, что же это такое - А1 Grand Prix, подробно рассказал коммерческий директор серии Ричард Дорфман. Он приехал в Москву с деловым визитом и в минувшую пятницу побывал в редакции "СЭ".

-Мистер Дорфман, что подвигло шейха Мактума на попытку реализовать столь грандиозный проект?

- Его Высочество - большой поклонник автоспорта вообще и "Формулы-1" в частности, однако он стал ощущать, что автогонкам высшего уровня чего-то не хватает. "Ф-1" фактически перестала быть спортом в чистом виде. Победа в гонках стала вопросом денег, компьютеров, научных разработок и тому подобного. Вот шейх Мактум и начал размышлять о том, как вернуть в гонки спортивный дух, сделать их снова соревнованием людей, а не техники.

Цель была ясна: пилоты вновь должны стать главными героями происходящего, тогда как победа - делом рук человеческих, а не результатом применения высоких технологий. Добиться этого - значит привлечь на трибуны зрителей, причем не только тех, кто любит автоспорт и разбирается в нем, но и тех, кто с ним пока незнаком. Мы хотим дать людям зрелище, наслаждаться которым можно было бы всей семьей.

Выбрать для нового чемпионата удобные сроки оказалось в общем-то несложно. Все основные мировые автогоночные серии проходят, как правило, с весны по осень, зима же свободна. Поэтому наш чемпионат стартует осенью, а финиширует весной.

-Идея снова вывести на первый план в гонках человеческий фактор великолепна. Но как конкретно вы собираетесь это сделать?

- Изначально было решено, что наш чемпионат будет строиться по принципу моносерии. Другими словами, участники будут использовать абсолютно одинаковые автомобили, лишенные каких-либо сомнительных электронных устройств. Только при этом условии победа или поражение будут зависеть от пилота, а не от эффективности вспомогательной электроники.

В связи с этим организаторы берут на себя обязательство снабдить всех участников чемпионата абсолютно идентичными автомобилями, специально сконструированными всемирно известной фирмой "Лола". Никто не может вносить в конструкцию изменения - за исключением каких-то деталей по настройке для того, чтобы приспособить автомобиль к индивидуальным нуждам каждого конкретного гонщика.

-С пилотами и машинами ясно. Но почему вы уверены, что у ваших гонок будет большая зрительская аудитория?

- Потому что мы отдадим машины не командам, а странам! В нашем чемпионате будут участвовать команды, сформированные по национальному принципу. Например, команда России, Франции, Англии и так далее. Таким образом, человеку совершенно не обязательно быть фанатом автоспорта, нужно всего лишь быть патриотом своей страны. Более того, если это команда России, то и ее владелец, и гонщики, и спонсоры должны быть российскими. Мы стремились уйти от формулы "пилот против пилота" и прийти к формуле "страна против страны".

-Поскольку ваши гонки будут проходить зимой, они, видимо, действительно смогут заполнить существующий в это время года соревновательный вакуум...

- Именно так. Мы будем проводить гонки с сентября по апрель. Стартуем в Брэндс-Хэтче 25 сентября, затем - еще одна гонка в Европе, после чего серия отправится в Азию, Австралию, ЮАР, Бразилию, Мексику и США (там этапы пройдут во Флориде и Калифорнии). Наконец, вновь Азия - Китай. Всего планируется провести 12 этапов. Ранней осенью и поздней весной наши гонки вроде бы будут совпадать с "Формулой-1", но тут есть одна тонкость: мы не намерены использовать занятые "Ф-1" уик-энды.

-А почему вы отдали предпочтение моносерии? Если хотели привести гонки к соперничеству стран, логичнее было бы поручить странам и самостоятельную разработку автомобилей...

- Цель была прийти к абсолютной идентичности машин, чтобы никто не имел технического превосходства. Согласитесь, Великобритании с ее богатейшими традициями в области автомобильного спорта гораздо легче создать конкурентоспособный автомобиль, чем, например, Индии. Чтобы поставить всех наших участников в равные условия, совершенно необходим как единый производитель шасси, так и единый производитель мотора. Мотористом А1 Grand Prix избран Zitek, поставляющий 8-цилиндровые 3,4-литровые моторы мощностью 520 л.с.

В течение гоночного уик-энда никто, кроме инженеров и техников нашей серии, не будет иметь права прикасаться к основным узлам шасси и двигателей. Обслуживание, ремонт, замена каких-то деталей - все это будут делать наши люди. Инженеры серии будут находиться с командой на протяжении всего уик-энда, чтобы быть уверенными, что никто не вносит каких-либо несанкционированных изменений в автомобиль.

Мы полностью берем на себя и транспортировку машин с гонки на гонку - это тоже новшество в автоспорте высшего уровня. Для этого у нас есть три грузовых лайнера. Кроме того, мы станем обеспечивать участников чемпионата и топливом, и маслами, и резиной.

В НАШЕЙ СЕРИИ ЗАРАБАТЫВАТЬ БУДУТ ВСЕ

-Погодите-погодите. По вашим же словам, А1 Grand Prix - проект не только спортивный, но и коммерческий, то есть вы намерены извлекать некую прибыль. Но какая может быть прибыль, если все расходы организаторы берут на себя? Даже призовой фонд каждого этапа, а это миллион долларов, также обеспечиваете вы...

- А1 Grand Prix - это бизнес-проект, где зарабатывать будет каждый. Мы сделаем деньги на том, что продадим командам полностью оснащенные автомобили и заключим контракты на телетрансляции наших гонок. Команды сделают деньги на спонсорстве. Сколько спонсоров наберет команда, столько и заработает. К примеру, в Ливане можно набрать спонсорских контрактов на пять миллионов долларов, а в США - на 50. Чем больше собрал, тем больше заработал.

-А во сколько обойдется покупка автомобиля для будущего владельца команды?

- Взнос для всех одинаковый: два миллиона долларов. Эта сумма покрывает поставку техники - двух автомобилей на команду, а также их обслуживание нашими специалистами. Кроме того, мы как организаторы и владельцы серии будем получать проценты от общих сумм спонсорских контрактов, заключенных командами. Повторяю: делать деньги в нашей серии будут все. Собственно, это и есть рецепт успешного предприятия. Успешной автоспортивной серии - в том числе.

-Получается, А1 Grand Prix и впрямь будет кардинально отличаться от всех существующих гоночных чемпионатов. Та же "Формула-1" всегда считалась прежде всего полигоном сверхновых технологий...

- В том-то и разница между Ф1 и А1. У нас будет не соревнование техники и технологий, а соревнование между людьми, между странами. Мы не случайно называем нашу серию Кубком мира по автоспорту. Это не "Феррари" против "Минарди" или "Мерседес" против БМВ. Это гонщик против гонщика. Страна против страны. И чемпионом нашей серии будет не какой-нибудь Джон Смит, а страна. Например, Россия.

-В "Формулу-1", да и в любой мировой чемпионат высшего эшелона, очень трудно прорваться государству, где нет развитого автоспорта, автомобильной индустрии мирового уровня. В А1, судя по всему, будет иначе - вы даете шанс и тем странам, которые пока находятся на обочине автоспорта.

- И это тоже часть плана. К примеру, участником нашей серии уже стала Индия. Да, там нет автодромов международного уровня, зато огромное население. Таким образом, наша серия даст шанс миллионам и миллионам людей полюбить автогонки.

-Отстающим с точки зрения автоспорта странам путь в высший автогоночный свет заказан главным образом потому, что нет возможности создать собственное шасси, что является ключевым условием участия в любом чемпионате. Вы же позволите этим странам не думать о технической стороне. Речь пойдет только о гонщике!

- Именно! Причем гонщиков можно найти везде! Кто думал, что в Индии есть пилоты? Но теперь представитель этой страны выйдет на старт в "Формуле-1"! Это ли не пример?

-Трудно ли было договориться о создании А1 Grand Prix с Международной федерацией автоспорта (FIA)?

- Как только президент FIA Макс Мосли и вице-президент федерации Берни Экклстоун убедились, сколь серьезные бизнесмены стоят за идеей, какие деньги вовлечены в этот проект, они моментально дали свое согласие. Посудите сами: какие могут быть проблемы, если вдохновитель проекта - шейх Мактум?

-Итак, вы получили официальный статус Кубка мира по автоспорту. И уже не раз заявляли, что не соревнуетесь с "Формулой-1". Но ведь все равно держите ее в уме как конкурента?

- Между нами почти нет общего. Мы гоняемся в другие сроки. Не представляю, каким образом мы можем соревноваться с "Формулой".

-Но есть же амбиции...

- (Смеется.) Конечно, мы хотим быть лучшими в мире! Если бы было иначе, мы не остались бы в этом бизнесе. Шейх и партнеры уже потратили на организацию и на сам проект сто миллионов долларов. У "Лолы" уже выкуплены все машины. Кстати, за них и за моторы выписан самый крупный чек в истории автоспорта!

-Теперь объясните: почему ваш выбор остановился на "Лоле"?

- Причин две. Во-первых, "Лола" - это имя, достаточно громкое в автоспортивных кругах. Во-вторых, "Лола" запросила цену, которая нас устроила, и была готова не только направить все свои ресурсы на создание машины, но и построить ее чрезвычайно быстро, что нам и требовалось. Обычно путь от дизайнерского проекта до партии готовых автомобилей занимает три года. "Лола" прошла этот путь за пять месяцев.

И ФИГУ, И РОНАЛДО

-Нужны ли вашей новорожденной серии громкие имена?

- Думаю, что каких-то суперпилотов вы на стартовой решетке не найдете. А вот среди владельцев команд у нас почти сплошь звезды первой величины! Луиш Фигу, Роналдо, премьер-министр Китая, Нельсон Мандела...

Фигу вообще оказался первым, кто подписал контракт! Потому что он страстный поклонник автогонок. Что же касается Роналдо, то с ним контракт пока не подписан, но договоренность существует, и я уверен, что в ближайшем будущем все документы будут оформлены.

-Фигу, Роналдо... А как же две другие суперзвезды "Реала" - Зидан и Бекхэм?

- (Смеется.) Учитывая тот факт, что у всех этих футболистов один агент - Луи Висенте, мой хороший знакомый, ничего исключать нельзя! Владельцы британской команды А1 уже ведут переговоры с Бекхэмом о покупке части акций... И, кстати, знаете ли вы, что Зидан и Фигу в очень хороших отношениях с Михаэлем Шумахером? Маленький секрет: Михаэль очень хотел принять участие в нашем проекте, но пока этого сделать не может - "Феррари", сами понимаете...

-Изначально планировалось, что в А1 Grand Prix примут участие 24 - 25 команд. Сколько национальных заявок уже оформлено?

- На данный момент - 14. Это Голландия (владелец Ян Ламмерс, экс-гонщик "Ф-1"), Португалия, Великобритания (экс-чемпион мира "Ф-1" Джон Сертиз), ЮАР, Малайзия, Пакистан, Ливан, Индия, Китай, Австралия (еще один экс-чемпион мира "Ф-1" Алан Джонс), Мексика, Канада, Бразилия, Корея. Ждем еще как минимум три европейские команды. Плюс к этому сейчас активно ведутся переговоры в США.

-А как обстоят дела с Россией?

- Когда мы только начали разрабатывать идею, то определили для себя, команды каких стран хотели бы видеть на стартовой решетке. Эти команды обеспечили бы нам 85 процентов населения планеты в качестве телеаудитории! При этом Россия была и остается желаемым и желанным участником. Посмотрите наши пресс-релизы - там фигурирует и российский флаг. Но беда в том, что активного интереса к нашей идее мы пока в вашей стране не встретили. Зато довольно неожиданно машины стали покупать те страны, которые в наших планах и не фигурировали, - это Канада, Пакистан, Корея, Египет, Ливан, Малайзия...

-Возможно, российские бизнесмены и любители автоспорта просто не знают о такой великолепной возможности попасть в элиту мировых гонок?

- Надеюсь, после нашего интервью узнают! Кстати, хочу обратить внимание на тот факт, что выступления в нашей серии обойдутся дешевле, чем, к примеру, участие с командой в чемпионате "Гранд-туризма" или даже в "Формуле-3000". Не забывайте и о том, что наша бизнес-модель предполагает получение командами прибыли. Скажем, китайское правительство стало владельцем команды - и привлекло к спонсорству китайскую нефтяную компанию, туристические фирмы. То же самое могут сделать и в России. Было бы желание!

-А как будут проходить гоночные уик-энды?

- В пятницу запланированы две тренировочные сессии, в субботу - тренировка и квалификация. В воскресенье два старта - спринтерский получасовой заезд, по итогам которого будут определены места на стартовом поле основной гонки, а затем и сама эта гонка продолжительностью примерно час. У каждой команды, напомню, по две машины. В спринтерской и основной гонках могут участвовать не только разные машины, но даже и разные пилоты. Если в процессе тренировок и квалификации случилось так, что команда серьезно повредила обе машины, в гонке она участвовать не будет. Наконец, в каждой гонке предусмотрен один пит-стоп со сменой резины, но без дозаправки.

-Экономическое благополучие любого вида спорта во многом определяется доходами от телевизионных трансляций. Как дела в этом смысле у вас?

- Уже подписаны контракты с телекомпаниями Великобритании, Италии, ЮАР, Греции, Среднего Востока. Близки к завершению переговоры в Бразилии, Мексике, Австралии, Китае.

-Вы пытаетесь "раскрутить" совершенно новый автогоночный чемпионат. Близки ли вы сейчас к заветной цели?

- Самым сложным было заставить людей поверить в то, что все состоится! Но теперь люди начинают верить, что наш проект реален, что он не просто игрушка богатого шейха. Мы доказали, что действительно способны создать что-то совершенно новое.

-Не секрет, что чуть ли не главная прелесть "Формулы-1" в глазах болельщиков - это высочайшие скорости...

- В соответствии с новыми техническими правилами в "Формуле-1" будут 8-цилиндровые двигатели мощностью до 550 л.с. Так что по скорости наши серии не будут сильно отличаться друг от друга. Все тест-пилоты утверждают, что наши болиды прекрасно управляются. Кстати, раскрою маленький секрет: в течение 60 секунд во время гонки каждый пилот может воспользоваться турбонаддувом - например, на финише, для победного рывка. При этом на телеэкранах зрители смогут увидеть, сколько секунд этой самой супермощности осталось у каждого пилота.

-Мистер Дорфман, вы были одним из организаторов двух чемпионатов мира по футболу, трех Кубков мира по регби. Есть ли уверенность, что все ныне задуманное будет воплощено в жизнь?

- Если бы я так не думал, то не сидел бы сейчас перед вами. Я вообще-то практически ушел из бизнеса, когда позвонил шейх Мактум. На то, чтобы поверить в серьезность его намерений, мне потребовалось три месяца.

Ольга ЛИНДЕ, Лина ХОЛИНА