Газета Спорт-Экспресс № 39 (3717) от 21 февраля 2005 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 3

21 февраля 2005

21 февраля 2005 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА. 54-й тур

Юрий СЛЕПЦОВ: "ПОСТУПОК КОЗЛОВА Я МОГУ НАЗВАТЬ ТОЛЬКО БЕГСТВОМ"

В ЗОНЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ с Максимом ЛЕБЕДЕВЫМ

Затянувшаяся, до сих пор официально не завершенная история перехода нападающего "Атланты" Вячеслава Козлова из "Химика" в "Ак Барс" оказалась настолько запутанной, что перед ней спасовал даже Арбитражный комитет ФХР/ПХЛ. Пожалуй, в нашей хоккейной истории еще не было случаев, когда аргументы противоборствующих сторон признавались одинаково весомыми, и клубам предлагалось урегулировать вопрос самостоятельно.

Пострадавшей стороной в этой истории оказался "Химик". Ведь при любом разрешении трудового конфликта Козлов уже ничем не сможет помочь подмосковной команде. О том, как все происходило, корреспонденту "СЭ" рассказал глава администрации воскресенского района Юрий Слепцов, непосредственно занимающийся делами "Химика".

- Наверное, начать следует с того, что Козлов по большому счету не собирался во время локаута играть в России. Слишком уж большие домашние проблемы возникали у него в связи с таким переездом, - говорит Слепцов. - В течение сезона хоккеист неоднократно подчеркивал в своих интервью, что приехал в Воскресенск, следуя советам двух человек - Игоря Ларионова и бывшего генерального менеджера "Химика" Андрея Яковенко.

-Как правило, подобные переходы, больше напоминающие бегство, происходят тогда, когда клуб не выполняет перед хоккеистом своих обязательств.

- Вы применили, на мой взгляд, верную формулировку - "бегство". Ведь как все происходило? Во время паузы в чемпионате, когда в соответствии с контрактом Козлов улетел к семье в Америку, на базу команды приехал его водитель. И, ни слова не говоря, под удивленные взгляды хоккеистов и работников клуба забрал из раздевалки форму игрока. Аргумент у водителя был один - мол, Слава так распорядился. А позже в офис клуба пришел факс, в котором Козлов уведомлял руководство "Химика" о разрыве контракта.

Что же касается невыполненных обязательств, то на тот момент их не было. За все последнее время клуб имел перед Козловым небольшую задолженность в так называемом дополнительном вознаграждении за показанные результаты. Но она была погашена перед отъездом хоккеиста в Америку.

-В факсе назывались причины разрыва контракта?

- Да, Козлов обосновывал это теми пунктами соглашения, которые давали ему возможность покинуть команду в случае смены главного тренера и генерального менеджера. Подобный факт имел место, но ведь когда все произошло? Более того, когда мы вынуждены были сменить руководство команды, у которого не заладилось с выполнением задачи на сезон, то беседовали с Козловым - именно по этому пункту его контракта. И он не высказывал ни малейшего желания уйти. Естественно, никто бы его тогда не держал. Но он продолжал тренироваться и играть, набрал за это время очень хорошую спортивную форму.

Весь тренировочный процесс, организованный новым наставником, строился именно с тем расчетом, чтобы все хоккеисты "Химика", в том числе и Козлов, вышли на пик формы непосредственно к окончанию регулярного чемпионата. Тот Козлов, который приехал к нам из Атланты в сентябре, и тот, который выходил на лед в последних матчах перед Шведскими играми, - это два совершенно разных хоккеиста! После замены тренерского штаба прошло два периода дозаявок - и никаких проблем между форвардом и "Химиком" не было. А потом игрок вдруг засобирался в "Ак Барс", причем решил сделать это таким способом...

-Получается, Козлов стал источником конфликта между двумя командами суперлиги?

- Конфликта между клубами на уровне их руководителей не было и нет. Мы делаем свое дело, возрождаем в наших регионах большой хоккей, который, уверен, любят и в Подмосковье, и в Татарии. Речь ведь идет не о том, куда в конечном итоге пришел игрок, а как он уходил. Признать данный способ законным или хотя бы минимально порядочным мы не можем.

По этому поводу неоднократно беседовали с вице-президентом "Ак Барса" Равилем Шавалеевым. Никаких претензий к казанцам у нас нет, да и быть не может. Наша нынешняя позиция в данном споре продиктована не попытками вставить казанскому клубу палки в колеса, а желанием законными методами наказать человека, совершившего непорядочный, на наш взгляд, поступок.

-Как получилось, что "дело Козлова" вышло на весьма высокий уровень? Что вопросом перехода хоккеиста занимаются первые лица регионов?

- Наверное, это произошло по той причине, что наша первоначальная позиция была достаточно жесткой. Не по отношению к "Ак Барсу", а по отношению к самому хоккеисту. Арбитражный комитет предложил нам самим разобраться. Насколько знаю, президент Татарии Минтимер Шаймиев беседовал по этому вопросу с губернатором Московской области Борисом Громовым. После чего Борис Всеволодович порекомендовал руководству клуба решить вопрос мирно на уровне клубов, Козлова все-таки отпустить, но при этом на особые уступки "Ак Барсу" не идти. Что мы сейчас в общем-то и делаем.

-А что подразумевается под "особыми уступками"?

- У Козлова есть действующий контракт с "Химиком". До конца сезона. По трудовому законодательству РФ у наемного работника в подобной ситуации имеется три месяца для того, чтобы принять решение и при желании уволиться. В данном случае у Козлова было три месяца после смены штаба команды. Время это прошло, и мы сейчас имеем право потребовать с "Ак Барса" материальную компенсацию за игрока. После переговоров руководителей регионов мы снизили сумму в два раза. И теперь ждем ответных действий со стороны руководства казанского клуба. Нам хоть и все равно, откуда придет компенсация за Козлова, но, честно говоря, я не понимаю, почему "Ак Барс" должен нести это финансовое бремя.

-Считаете, подобную "неустойку" следовало бы взыскать с виновника?

- Это было бы по-настоящему справедливо. Из команды можно уходить no-разному, но делать это таким образом... Да еще в самый разгар борьбы за путевку в плей-офф. Расценивайте подобное как хотите, но мы это не можем расценить иначе, как удар в спину клубу, который и сделал из него игрока. Мы уже сняли в ледовом дворце "Подмосковье" стяг с фотографией Козлова и перечнем заслуг. Поверьте, в ближайшие годы он вряд ли там появится снова - каких бы высот хоккеист ни достиг. Нельзя так поступать!

-Соизмерима ли сумма компенсации, которую вы требуете от "Ак Барса", с заработной платой Козлова в "Химике"?

- Вполне. К сожалению, информация о заработной плате игроков является конфиденциальной. Но могу вам сказать, что изначально мы требовали компенсацию в размере 3-месячного заработка хоккеиста. Теперь, как я уже сказал, она снижена до полуторамесячной. И я продолжаю считать, что эту неустойку надо взыскивать не с "Ак Барса", а с самого Козлова. Хотя бы для того, чтобы происшедшее стало для него уроком порядочности.

Герман ТИТОВ: "НЕ МОГУ ОСУЖДАТЬ КОЗЛОВА"

Как отреагировали хоккеисты "Химика" на поступок одного из ведущих своих коллег? Прокомментировать сложившуюся внутри команды ситуацию корреспондент "СЭ" попросил капитана воскресенцев Германа Титова.

- Быть может, болельщики и руководители клуба вправе осуждать поступок Вячеслава, но не думаю, что подобное осуждение вы услышите от хоккеистов - даже "Химика", - говорит Титов. - Потому что мы зарабатываем свой хлеб таким же образом. Потому что не из книг и газет, а на собственном опыте знаем, насколько тяжел этот труд и насколько коротка хоккейная жизнь. И если у человека появляются лучшие возможности - его никто не осудит за то, что он ими воспользовался.

-Иногда подобные переходы случаются из-за того, что у хоккеиста происходит конфликт внутри команды, он не находит общего языка с кем-то из коллег в раздевалке или в быту. Ничего подобного у Козлова не было?

- По крайней мере я ничего не замечал. А такое, позволю себе заметить, скрыть весьма трудно, практически невозможно - все-таки львиную долю времени мы проводим вместе. Нет, его переход не связан с какими-либо обострившимися взаимоотношениями внутри команды.

-Каково ваше отношение к тому факту, что из-под сводов ледового дворца "Подмосковье" был снят стяг Козлова?

- Вы заставляете меня отвечать на очень сложный вопрос. Прежде всего я капитан команды и обязан не только поддерживать, но и проводить в жизнь все решения руководства клуба. Потому отвечать на него я буду не как капитан, а как просто хоккеист. Так вот, с этой позиции считаю, что наказание для Вячеслава слишком жесткое или даже жестокое. Все равно он навсегда останется воспитанником воскресенского хоккея, принесшим ему славу на мировом уровне.

Да, у такого ухода Козлова из команды есть немало шероховатостей. Да, его вряд ли назовешь своевременным. Да, к нему много вопросов у болельщиков. И все-таки... Для болельщиков Воскресенска он все равно останется своим - что бы с ним в дальнейшем ни произошло.

P.S. Для того чтобы самим расставить все точки над i в вопросе перехода Козлова из "Химика" в "Ак Барс", сначала следует ответить на главный философский вопрос: "Что первично?" Только выбирать надо не между материей и сознанием, а между уходом из воскресенского клуба и приглашением в казанский.

Если нападающий "Атланты" сначала ушел из "Химика", а уже потом, будучи хоть и с контрактом, но безработным, получил приглашение усилить "Ак Барс", то вроде нет темы даже для разговора. Сообщить об этом мог бы сам Козлов - увы, в его новой команде хоккеисту наложили табу на общение с прессой.

Но по всему выходит, что все произошло наоборот. Что причиной - и арбитража, и этого скандала с переходом - было приглашение в Казань. А громкий уход из "Химика" стал лишь следствием приглашения. По крайней мере в Воскресенске в этом все уверены. Уверен даже капитан "Химика" Герман Титов, не бросивший ни единого камня в сторону человека, покинувшего в самый ответственный момент его команду. И тогда картина получается весьма и весьма неприглядной.

Удивительно, но недавно два столь разных человека, как Виктор Тихонов и Владимир Плющев, практически одинаково отреагировали на новость о приезде в расположение "барсов" Дэни Хитли. Их мысль была такова: мол, доиграются казанцы до того, что в плей-офф против них станет с упоением болеть вся страна. Не возьмусь говорить за всю страну, но все Подмосковье против "Ак Барса" теперь болеть будет точно. Даже несмотря на то, что казанские любители хоккея в интернете извиняются перед воскресенскими - такого в болельщицком сообществе еще не было.

До истории с Козловым мы ни разу не могли упрекнуть руководство "Ак Барса" в ведении какой-либо нечестной игры. Ну, есть у команды финансовые возможности, стоит перед ней однозначно максимальная задача, справятся - молодцы. Мы видели, что казанский клуб пытается решить задачу имеющимися в его распоряжении способами и средствами, но не было повода заявить, что для "барсов" все средства хороши. Неужели первый такой повод появился? Что тогда ждать в дальнейшем от клуба, имеющего колоссальные, по российским меркам, финансовые возможности и не имеющего права проиграть нынешний чемпионат? Пусть каждый ответит на этот вопрос самостоятельно.

А еще пусть каждый попробует поставить себя на место руководителей "Ак Барса" и рискнет оставить 1000-летнюю Казань без хоккейного подарка. И что им теперь делать?