Газета Спорт-Экспресс № 34 (3712) от 15 февраля 2005 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

16 февраля 2005

16 февраля 2005 | Теннис

ТЕННИС

18-летняя москвичка Евгения Линецкая стала одним из главных открытий этого года, уже успев подняться в рейтинге WTA Tour с 95-го места на 57-е

Евгения ЛИНЕЦКАЯ

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО ХАРАКТЕРА

ДОСЬЕ "СЭ"

Евгения ЛИНЕЦКАЯ

Родилась 30 ноября 1986 года в Москве. Живет там же.

Рост - 177 см. Вес - 60 кг. Правша.

Победительница четырех турниров ITF: 2002 - Минск; 2003 - Санкт-Петербург; 2004 - Бронкс, Джексон. На турнирах WTA Tour дошла до полуфинала в Паттайе-2005, четвертьфинала в Токио-2004. На Australain Open-2005 попала в число 16 сильнейших.

На данный момент - 57-я ракетка мира в одиночном разряде и 750-я - в парном.

За карьеру заработала 144 256 долларов призовых.

Тренер - Георгий Акопян.

Этот разговор с нашей бурно прогрессирующей теннисисткой состоялся на прошлой неделе после ее тренировки в Московской академии тенниса на юго-западе столицы. На следующий день Липецкая должна была отправиться на очередной турнир в Мемфис, где ее соперницей в первом круге стала американка Чанда Рубин. Выяснив, что обстоятельных интервью российским журналистам Евгения еще не давала, я предложил ей начать с самого начала.

ОТ ОДЕССЫ ДО БРОНКСА

-Как с теннисом познакомились?

- Когда мне было шесть лет, мы с родителями отдыхали в Одессе. Папа с мамой играли, я мячики собирала. А потом по предложению одного тренера две недели ходила в секцию, где мне очень понравилось. После возвращения в Москву начала играть у стенки около школы. Мячи периодически залетали на соседнюю помойку. Ну а потом родители решили отдать меня в спортшколу в Лужники к тренеру Ирине Григорьевне Гранатуровой. Там я до 11 лет занималась с Верой Душевиной и другими девочками.

-Ваша мама сказала мне, что изначально мечтала сделать из вас профессионального игрока. А вы сразу почувствовали, что теннис - это ваша будущая работа?

- Конечно же, нет. Для меня он и сейчас удовольствие. Просто мне всегда нравилось всех обыгрывать. Конечно, когда я была маленькой, то не понимала, сколько труда надо приложить для того, чтобы стать первой в мире. Но добиться результата хотелось всегда.

-А кроме тенниса увлечения у маленькой девочки были?

- С трех до пяти лет ходила на бальные танцы, даже в соревнованиях участвовала. Только там у меня не сложилось. Я раньше музыку плохо слышала и в ладоши хлопала невпопад.

-Каких успехов вы добились на юниорских турнирах?

- В одиночном разряде вышла в четвертьфиналы Уимблдона и Orange Bowl, в парном - в полуфинал US Open. Выиграла несколько не самых сильных по составу турниров 3-й и 4-й категории. Но я не ставила себе задачи стать первой в мире в возрасте до 18 лет. Хотелось поскорее выйти на новый уровень и начать играть со взрослыми.

-И когда вы дебютировали на взрослых турнирах ITF?

- В 2001 году, когда мне исполнилось 14 лет. Причем сразу же попала в финал. В следующем сезоне вообще не участвовала во взрослых турнирах, и рейтинговые очки у меня сгорели. А в 16 я уже стала играть сколько положено, и 2003 год закончила на 221-м месте в классификации.

-Сложно вам дался переход из юниорского тенниса во взрослый?

- Не очень. Атмосфера на профессиональных турнирах, конечно, другая, и люди новые вокруг. Приходится общаться с теми, кто были твоими кумирами, поэтому для начала надо научиться комфортно чувствовать себя в этой среде. Что же касается самого тенниса, то не сказала бы, что есть большая разница между теннисистками, стоящими за пределами первой сотни, и сильнейшими юниорками.

-Где выиграли самый значимый пока свой титул?

- Наверное, на 50-тысячнике в Бронксе. Не знаю, насколько значима была та победа, но уж больно мне турнир понравился, хотя и проходил он в негритянском районе Нью-Йорка. Говорили, что там небезопасно, поэтому секьюрити везде стояли. Вместо раздевалок, судейской, помещений для врача и массажиста - какие-то кабинки. Ресторан для игроков - на мокрой траве. Дождь постоянно. Казалось бы, первенство какого-нибудь двора и то в лучших условиях проводится. Но когда я после финала произнесла чемпионскую речь, все афроамериканцы, которые пришли на игру, аплодировали мне стоя.

-Почему?

- А я сказала, что на финале собрались очень хорошие люди, по-настоящему увлекающиеся спортом, и играть здесь вовсе не страшно.

-То есть вы себя лучше проявляете в экстремальных условиях?

- Получается, что так (улыбается).

ИЗ МЕЛЬБУРНА - В ПАТТАЙЮ

-Серия хороших результатов в конце прошлого года и начале этого оказалась неожиданной?

- Нет, я ждала, что результаты пойдут. Порой даже удивлялась, почему проигрываю - вроде бы пора уже выигрывать. Кстати, не считаю, что добилась чего-то экстраординарного. Главное для меня сейчас - двигаться вперед.

-Давайте вспомним ваше выступление на Australian Open.

- Перед первым матчем против Любомиры Курхайцовой из Словакии я, как обычно, нервничала. Во втором матче, в котором моей соперницей была еще одна словачка, Мартина Суха, играла более раскованно. Очень сложным получился поединок третьего круга против американки Эми Фрэзер. Мне пришлось максимально выложиться, чтобы добиться победы.

-32-летняя Фрэзер принимала участие в своем 64-м турнире "Большого шлема", а вы - лишь во втором. Полагаю, с такими опытными соперницами вам пока особенно трудно сражаться?

- Все зависит не от возраста игрока, а от моей игры. Заранее я никому не уступаю. Если нахожусь в хорошей форме, то выхожу на корт и борюсь.

-В 1/8 финала вы уступили Амели Моресмо. Это уже ваш уровень или с представительницами первой десятки еще сложно соперничать?

- Знаете, я поняла, что уже вполне реально могла одолеть француженку, но мне не хватило опыта. Немножко растерялась, не знала, как правильно действовать вначале, какой тактики придерживаться. К тому же матч проходил на большой арене, на трибунах много народа, вокруг телекамеры... Вот концентрацию слегка и потеряла.

-С кем-то еще из десятки кроме Моресмо встречались?

- Нет, только тренировалась со Светланой Кузнецовой и Алисией Молик.

-Сложно было подтвердить свой класс на турнире в Таиланде, добившись заметного успеха в Австралии?

- Нет. Турнир в Паттайе не привлекал такого внимания, как Australian Open, поэтому можно было расслабиться и играть в свое удовольствие. Тем более что там такие хорошие условия: отель пятизвездный, море, пляж. Иногда даже хотелось не в теннис играть, а загорать и купаться.

-В Австралию и Таиланд вы ездили втроем - с папой и тренером?

- Да.

-Насколько для вас важна поддержка родителей?

- Очень важна. Как же без них-то? Это родные люди, которые всегда помогут и будут воспринимать меня такой, какая я есть. Что бы ни случилось, я знаю, что у меня есть тыл.

-В четвертьфинале в Паттайе вы обыграли Веру Звонареву. Для вас принципиальны матчи с соотечественницами?

- Да нет, особенно не принципиальны. Просто перед такими встречами я лучше настраиваюсь, поэтому и теннис показываю более высокого качества. Веру я с детства знаю, хотя и не играла с ней до этого ни разу. Но победить, что уж там скрывать, очень хотелось. Кстати, перед тем матчем я поехала на экскурсию на острова, покаталась там на скутере.

-Это помогло?

- Мне кажется, да. Я расслабилась и, может быть, поэтому так хорошо и играла.

-А что случилось в полуфинальном поединке с Кончитой Мартинес?

- Да перегрелась на солнце. В Таиланде ведь днем 40 градусов при высокой влажности, а у меня все четыре матча начинались в самую жару - в три часа. К тому же перед ними надо было еще и размяться. Вот усталость и накопилась. С самого начала было тяжело двигаться, а поскольку Мартинес любит долго разыгрывать каждое очко, я после первого сета зигзагами ходила. Очень хотелось доиграть матч, ведь я до этого ни разу не отказывалась от продолжения борьбы, но, увы, не удалось. Иначе, наверное, весь вечер пластом бы лежала.

ПОЗДРАВЛЕНИЯ ОТ ХИНГИС

-В Паттайе после долгого перерыва на официальном турнире сыграла Мартина Хингис. Каково вам рядом со столь знаменитой теннисисткой, которую вы прежде видели только по телевизору?

- Хингис я просто обожаю. Меня раньше часто с ней сравнивали, потому что я улыбалась во время игры так же, как она. Когда на тренировке в Паттайе Мартина вышла на соседний корт, я ни одной подачи не подала. Потом мы с ней познакомились, парой слов перекинулись. А когда я Веру обыграла, она подошла и поздравила меня. В жизни Мартина оказалась такой же приятной, открытой и милой девушкой, какой я ее себе представляла. Хотя ходила она везде с двумя охранниками, никакой заносчивости нет и в помине. Играет, к сожалению, Мартина уже не очень, но было видно, что человек получает от тенниса удовольствие.

-Даже несмотря на поражение в первом же круге?

- Да. Возможно, она была недостаточно хорошо подготовлена. А может, теннис ушел вперед, и Мартине перестало хватать того уровня, на котором она играла раньше.

-Вы уже стали своей в WTA Tour?

- В принципе никогда не ощущала себя там аутсайдером, но сейчас полностью чувствую себя в своей тарелке, знаю практически всех.

-Подруги уже появились?

- Сложно в нашем виде спорта дружить по-настоящему. Ведь, как ни крути, все мы соперницы друг другу. Но отношения со всеми хорошие, врагов у меня нет.

-С кем чаще всего общаетесь на турнирах?

- С Мартой Домаховской из Польши, с нашей Людой Скавронской.

-А с россиянками из первой сотни?

- Да со всеми. За исключением, наверное, Маши Шараповой, которая, как правило, сама всех избегает.

О СТИХАХ И ПСИХОЛОГИИ

-Чем интересуетесь кроме тенниса? Черная кепка с эмблемой "Феррари", видимо, свидетельство того, что вы поклонница Михаэля Шумахера?

- "Формулой-1" меня тренер заразил. А вообще я учусь на третьем курсе педагогического института. Заочное отделение, факультет психологии. И еще в свободное время стихи пишу.

-Институт сами выбирали или родители?

- Сама, ведь психология в спорте очень важна. К тому же я люблю общаться с людьми, и мне хочется научиться помогать им разбираться в себе.

-В теннисе полученные в институте знания вам как-то помогают?

- Бывает, хотя до спортивной психологии мы еще не добрались. Но я часто ловлю себя на мысли о том, что с точки зрения науки я и раньше интуитивно все делала правильно.

-Какими-то еще видами спорта увлекаетесь?

- Люблю смотреть баскетбол и фигурное катание, но их знатоком себя не считаю.

-А в поэзии кому-то подражаете или ищете свой путь?

- Когда маленькая была, то подражала Пушкину и Цветаевой. А сейчас не знаю.

-Кроме стихов хобби у вас есть?

- Люблю с собакой в лесу гулять, да и вообще природу люблю. Еще - компьютеры, музыку, хожу с друзьями в кино. В общем, как все.

-Ваше имя знаменито в теннисном мире...

- (Улыбается.) Да, но меня за границей еще не научились правильно по имени называть. Приходится объяснять, что меня зовут так же, как Кафельникова, но только не Евгений, а Евгения.

-Кафельников входил в число ваших любимых игроков?

- Скажем так: он мне нравился. Всегда относилась к нему с уважением.

-А кумиры у вас были?

- В детстве - Хингис и Граф. Особенно Штеффи меня восхищает: и в теннисе многого добилась, и замуж за Агасси вышла, и детей родила.

-А вы себя представляете замужем за теннисистом?

- Может быть.

-Теннисные профессионалы, на ваш взгляд, интересные люди?

- Такие же, как и все остальные. Но когда ты общаешься с теннисистом, вы лучше понимаете друг друга. Можете что-то подсказать друг другу, посоветовать. В то же время постоянно говорить о теннисе тяжело. Но это уж как кому нравится.

ПОПАСТЬ В ДВАДЦАТКУ - РЕАЛЬНАЯ ЗАДАЧА

-Какова у вас цель в теннисе?

- Стать первой в мире, какая же еще.

-А в этом году?

- Сначала поставила перед собой задачу войти в число 50 сильнейших, хотя тренер сразу сказал, что мне по силам попасть в двадцатку. Сейчас я тоже думаю, что это реально.

-Какие покрытия предпочитаете?

- Хард, но не австралийский, а более быстрый американский. В залах мне тоже нравится играть, но там мало турниров проводится. К сожалению, еще реже доводится выступать на траве, которая удобна мне потому, что я в основном использую достаточно плоские удары. К траве, правда, привыкать долго надо, но зато, когда привыкнешь, получается неплохо.

-Хотели бы сыграть за сборную России?

- Конечно. Россия - это моя страна, здесь я родилась и живу.

-А какой вопрос вам чаще всего задают сейчас мои зарубежные коллеги?

- Почему у нас в стране появилось так много сильных теннисисток.

-И что вы отвечаете?

- Потому что у нас еще не слишком много возможностей по-настоящему выбиться в люди, а теннис дает такой шанс. К тому же работоспособность и целеустремленность очень присущи характеру русской женщины. Вот мы и тянемся друг за дружкой.

-И если кто-то поднялся на вершину...

- ...то все хотят туда же. В том числе и я.

Евгений ФЕДЯКОВ