Газета Спорт-Экспресс № 34 (3712) от 15 февраля 2005 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 2

15 февраля 2005

15 февраля 2005 | Борьба - Вольная борьба

ВОЛЬНАЯ БОРЬБА

МЕСТ В ПАРТЕРЕ БОЛЬШЕ НЕТ

В Красноярске прошел традиционный турнир серии "Гран-при" "Иван Ярыгин". Он стал первым официальным международным соревнованием, проведенным по новым правилам, которые по решению Международной федерации любительской борьбы (FILA) вступили в силу с 1 января 2005 года. Корреспондент "СЭ" отправился в Красноярск, чтобы разобраться в тонкостях этой новации.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Изменение правил в любом виде спорта - революция, причем отнюдь не бархатная. Спортсмены и тренеры в основной своей массе - консерваторы, и любые нововведения вызывают у них прежде всего стресс. Да и болельщики от шараханий из стороны в сторону не в восторге.

Борьбе в этом смысле особенно не везет: за последнее десятилетие ее правила меняли так сильно и часто, что все уже окончательно запутались. Конечно, новые правила не вводят спонтанно или от хорошей жизни. Такой шаг бывает продиктован серьезными, глубинными проблемами. Как раз такими, которые сегодня испытывает борьба. FILA долго пыталась как-то удерживать ситуацию под контролем, не вынося при этом сор из избы, однако в последнее время эти проблемы приобрели такие масштабы, что все упорнее ходят слухи о намерении МОК исключить борьбу из олимпийской семьи. А ведь речь идет о виде спорта, который был представлен еще на Олимпиадах древности!

В принципе FILA начала всерьез задумываться о коренной реформе правил еще после Игр-88 в Сеуле, где три финальные схватки турнира по греко-римской борьбе закончились со счетом 0:0. Когда же эта история повторилась на следующих Олимпиадах, высокие чины МОК дали понять FILA: либо вы что-нибудь с этим сделаете, либо мы примем надлежащие меры.

И началось... Руководствуясь, в общем-то, благими намерениями, FILA начала тасовать правила, как колоду карт. Однако эффект такой свистопляски оказался, как и следовало ожидать, прямо противоположным: интерес к борьбе в мире значительно упал, причем как со стороны зрителей, так и со стороны средств массовой информации.

И вот 1 января 2005 года вступили в силу очередные и, пожалуй, самые революционные изменения в правилах. По мнению исполнительного директора Федерации спортивной борьбы России, члена бюро FILA по маркетингу Георгия Брюсова, есть надежда, что дурной сон, который преследовал этот вид спорта на протяжении долгих лет, наконец-то прервется.

- Основная задача FILA заключается в том, чтобы с помощью реформирования правил стабилизировать ситуацию в борьбе, - говорит Брюсов. - То, что правила в очередной раз будут изменены, стало известно достаточно давно. Несколько лет назад МОК разработал 8 критериев, которым должны отвечать все виды спорта, входящие в олимпийскую семью. При этом были выделены те виды, которые не до конца соответствовали данным критериям и над которыми нависла реальная угроза потери олимпийского статуса. В этот список попала и борьба, что послужило толчком для разработки и введения в ней новых правил.

-Мнения спортсменов при этом учитывались?

- Порой бывает так, что интересы FILA и интересы борцовской общественности абсолютно не совпадают. Это как раз тот самый случай. Сказать, что к мнению борцов прислушивались, значит, покривить душой. Как бы там ни было, 7 ноября 2003 года исполком FILA на своем заседании в Москве принял решение о введении новых правил. Причем все делегаты поддержали его едва ли не единогласно. Подозреваю, что многие из них просто не вникли в суть проблемы. Потому что на тренерском и судейском семинарах, которые прошли в конце прошлого и начале этого года в Италии, вопросы посыпались как из рога изобилия. Все сразу засуетились, стали прикидывать, как новые правила отразятся непосредственно на них. Хоть дебаты и были жаркими, большинство спорных вопросов были сняты с повестки дня. Однако я бы не стал исключать возможности того, что в новый свод правил в дальнейшем будут внесены еще какие-то коррективы.

-В нашей стране все уже давно привыкли к тому, что любые нововведения не сулят ничего хорошего. Однако, как мне кажется, нынешние правила можно назвать нейтральными. Вы с этим согласны?

- Безусловно. Раньше, если помните, всерьез говорили, что клинч специально придуман для того, чтобы не дать Карелину выиграть Олимпиаду. Думаю, давно пора отказаться от стремления найти в чем угодно политическую подоплеку. Никаких заговоров против России нет. Мы больше не та страна, которую откровенно боялись. Теперь Россия - просто часть международной борцовской системы, важная часть, но не более того.

ТЕОРИЯ

Самое главное изменение претерпел формат схватки - вместо двух периодов по три минуты она теперь состоит из трех двухминутных периодов. Формально время поединка осталось прежним, но для победы спортсмену отныне достаточно выиграть два из трех периодов. Этакий теннисный вариант: даже если ты взял верх в первом периоде со счетом 6:0, а в двух других уступил - 0:1, победа достанется противнику. Если один из соперников стал лучшим в первом и втором периодах, необходимость в третьем отпадает. В случае туше схватка автоматически прекращается независимо от периода, в котором кто-то из противников оказался на лопатках.

Если за весь период борцы не провели ни одного технического действия, спор решается с помощью клинча. В греко-римской борьбе он остался без изменений - захват производится на корпусе, а в вольной и женской борьбе ситуация с клинчем теперь другая. С помощью жеребьевки определяется борец, который имеет право захватить ногу соперника, после чего арбитр дает свисток, и борьба продолжается. Если счет в периоде оказался ничейным, но результативным, победа присуждается тому, кто заработал баллы последним.

Новые правила направлены в первую очередь на повышение зрелищности. Бросок с большой амплитудой, ставящий противника в опасное положение, который раньше оценивался в 5 баллов, теперь приносит победу в периоде. Также досрочно выиграть период можно, проведя два приема по 3 балла или набрав 6 баллов подряд.

Еще одно важное изменение - отмена партера, в который спортсмена могли поставить за пассивное ведение схватки, и предупреждений за пассивность. Уклоняющихся от борьбы решено наказывать баллами. Аналогично штрафуются те, кто во время борьбы в стойке хотя бы одной ногой заступил за пределы ковра.

Все вышесказанное - теория. А что же получилось в Красноярске на практике?

ПРАКТИКА

Местная публика в борьбе разбирается. Однако даже искушенным красноярским болельщикам диктор на протяжении всех трех дней турнира терпеливо разъяснял нюансы нововведений на конкретных примерах из схваток. Кстати, для удобства зрителей в каждой весовой категории все поединки - от предварительных до финальных - проводятся теперь в один день. Во-первых, это просто логично, а во-вторых, ты заранее знаешь, когда на ковер выйдет твой любимец.

Казалось бы, новые правила должны приструнить поклонников откровенно оборонительной манеры борьбы и одновременно развязать руки приверженцам атакующего стиля. Зачем проводить на ковре изнурительные 6 минут, если можно выполнить два красивых броска с большой амплитудой - и победа у тебя в кармане? Так-то оно так, но почему-то ни головокружительных комбинаций, ни по-настоящему зрелищных приемов мы в Красноярске не увидели. Победа в периоде большей частью добывалась скучным проходом в ноги стоимостью в один балл.

- Что-то не очень мне понятен смысл новых правил, - призналась призер чемпионатов мира и Европы Анна Шамова. - Раньше для победы нужно было заработать 3 очка, а сейчас получил одно - и тяни время до перерыва. Точно такая же тактика вполне может принести успех и во второй двухминутке, а с ним и выигрыш всего поединка.

Что касается судейства, то бросилось в глаза практически полное отсутствие апелляций к арбитрам со стороны спортсменов и их секундантов, чего в борьбе всегда было в избытке. Вряд ли причиной этого стала идеальная работа судей. Скорее всего, борцы и тренеры пока еще не вникли во все нюансы новых правил, и предпочитали лишний раз не высовываться - от греха подальше. В целом арбитры отработали достаточно квалифицированно, однако порой в их трактовке одних и тех же действий борцов на ковре наблюдался разнобой. Впрочем, судьи - тоже живые люди, и им, как и всем, необходимо время для освоения новинок.

- Правила не такие уж сложные, как кажется на первый взгляд, - считает главный судья турнира, член судейской комиссии FILA Нугзар Журули. - Может, спортсменами они воспринимаются чуть труднее, чем арбитрами, но со временем все наладится. Кстати, присутствовавший в Красноярске делегат FILA высоко оценил судейство на турнире. Наибольшие проблемы пока вызывает пункт правил, согласно которому должен штрафоваться спортсмен, заступивший в стойке за пределы ковра.

-Арбитры работали с листа или вы провели с ними соответствующую работу?

- Разумеется, провели. В январе в Италии FILA организовала судейский семинар, на котором мы подробнейшим образом разобрали все нюансы новых правил. По-моему, их введение должно принести пользу. Уже сейчас видно, что схватки стали гораздо динамичнее, в них намного меньше пауз, которые раньше часто возникали в связи с вынесением предупреждений за пассивность. Поединки в основном проходят в стойке, а это, согласитесь, всегда зрелищно.

Однако есть и иные точки зрения. Так, чемпионка мира и Европы Бригитта Вагнер из Германии в ответ на мою просьбу поделиться впечатлениями от новых правил довольно резко сказала, что собственными руками задушила бы того, кому пришло в голову отменить партер: "Партер - это мой козырь, а они одним махом лишили меня его!"

И таких недовольных, как Вагнер, хватает. Весьма противоречивые отзывы получил порядок выявления победителя в ничейном периоде. Раньше борца, получавшего преимущество в скрестном захвате, определяли по соотношению предупреждений за пассивность и фишку бросали только в том случае, если это соотношение тоже было равным. Теперь же, когда пассивность вынесена за скобки, а скрестный захват у вольников и женщин перестал быть таковым, на первый план вышла судейская фишка - ее бросают в любом случае.

- Меня смущает немалая доля случайности в решении этого вопроса, - говорит старший тренер женской сборной России Валерий Онопко. - Вот смотрите: встречаются два равных соперника, счет после первого периода 0:0. Судья подбрасывает фишку, чтобы определить борца, имеющего преимущество. Повезет только одному. Поверьте, для классного мастера не составит большого труда реализовать в баллы захват ноги в отличие от захвата "крест".

С Онопко солидарен главный тренер сборной США по вольной борьбе Кевин Джексон:

- Моим ребятам не нравится принудительный захват за ногу. Когда соперник берет твою ногу во время схватки, это одно: в динамике борьбы многое можно изменить. И совсем другое, если тебя заставляют отдать ему ногу в статичном положении.

Однако не все склонны драматизировать ситуацию.

- Далеко не факт, что атлет, имеющий приоритетное право на захват ноги, владеет преимуществом, - считает президент клуба спортивной борьбы ЦСКА Андрей Силецкий. - Некоторых борцов только возьми за ногу - они тут же начнут контратаку в корпус. А вот с чем я не согласен, так это с правилом последнего приема - когда в случае результативной ничьей победа в периоде отдается тому, кто последним заработал баллы. На мой взгляд, это несправедливо. Какая разница, первым ты или последним провел прием? Главное ведь, что провел!

Сергей БУТОВ

Красноярск - Москва