Газета Спорт-Экспресс № 30 (3708) от 10 февраля 2005 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 4

10 февраля 2005

10 февраля 2005 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Межсезонье

У КРОМКИ ПОЛЯ с Владимиром КОНСТАНТИНОВЫМ

ТАНЦУЙТЕ И АПЛОДИРУЙТЕ!

Тяжело в ученье - легко в бою. В правоте этого суворовского правила российские футболисты убеждаются каждый год, когда после трех месяцев изнурительных предсезонных сборов стартовые матчи чемпионата кажутся им если не легкой прогулкой, то по крайней мере интересной работой, за которой время летит незаметно. До первого "боя", однако, еще далеко, вот и приходится пока по два-три раза в день лить пот на тренировках. На поле, в тренажерном зале или, чего доброго, на кроссовой трассе.

Нагрузки нешуточные, такие, что к отбою сил почти не остается. А назавтра - снова тесты, "квадраты", силовые упражнения, ударная - в смысле ударов по воротам - работа. Сразу понимаешь: напрасно некоторые считают, что у футболистов не жизнь, а малина и что они только и делают, что лопатой деньги гребут.

И все-таки главный вопрос на сборах - не как преодолеть физическую усталость, а как не пасть духом, где найти новые эмоции на следующий тренировочный день. В этом плане легче футболистам тех команд, где творческая и относительно непринужденная обстановка, где руководители и тренеры пытаются хоть как-то разнообразить монотонную жизнь своих подопечных. Сегодня такая атмосфера, насколько мне известно, сложилась в "Локомотиве", "Спартаке", "Крыльях Советов"...

Между прочим, многое зависит уже от выбора места проведения сбора. Если команда, как пионеротряд, из года в год ездит по одному и тому же адресу, где футболистам знакома не только каждая кочка на тренировочном поле, но и дневная смена блюд на шведском столе, вряд ли у них будет хорошее настроение. А если, ко всему прочему, вместо обещанных штиля и безоблачного неба - целый день нудный дождь или, не дай бог, метель, как во второй половине января в Турции, Италии и Испании, то вообще хоть волком вой!

С точки зрения эмоционального фона в выигрышном положении те команды, которые регулярно выбирают новые маршруты для сборов. При том, естественно, что фирмы-устроители гарантируют им и качественные условия для проживания и тренировок, и достойных спарринг-партнеров, и удобный перелет. В нынешнем межсезонье к таковым смело можно отнести Объединенные Арабские Эмираты и юг Португалии, где, кстати, всем и с погодой повезло. Не случайно именно этот маршрут в январе выбрали умудренные опытом киевские динамовцы.

И - о двух наблюдениях непосредственно со сборов. Когда пару лет назад Властимил Петржела по подобию "Милана" и некоторых других больших клубов ввел в программу предсезонной подготовки "Зенита" занятия аэробикой под музыку, многие отнеслись к этому с умилением, даже ехидством. Мол, не мужское это дело. Но скептики в очередной раз были посрамлены! Сегодня подобные уроки танцев стали обычной практикой в целом ряде российских клубов. Поскольку польза от них очевидна: помимо развития координации, ритмики и просто физической нагрузки, необходимых в игре, коллективные занятия аэробикой раскрепощают футболистов, несут им радость общения на языке танца.

А вот в самарских "Крыльях", например, в последнее время привыкли "говорить" еще на одном необычном языке - языке... аплодисментов. Помимо общепринятого выражения восторга или благодарности в команде дружно хлопают в ладоши еще как минимум в двух случаях. В конце тренировки, когда все очень устали, а надо, допустим, пробежать еще два или три раза по 100 метров, аплодисменты в адрес тренеров означают - смилуйтесь, отпустите на несколько минут пораньше, а то сил нет совсем. И знаете, срабатывает - тает сердце Гаджи Гаджиева, и дает он игрокам вольную, хотя далеко не каждый тренер так же поступил бы на его месте.

А еще - неизвестно почему - бурными аплодисментами в "Крыльях" встречают того, кто к назначенному часу по какой-то причине опаздывает в клубный автобус. В том числе главного тренера. Действует лучше любого штрафа! По словам одного из таких опоздавших, нового в команде человека, ему в этот момент стало так стыдно, что он готов был сквозь землю провалиться. С того дня он и зарекся приходить к автобусу "на флажке".