Газета Спорт-Экспресс № 277 (3655) от 2 декабря 2004 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 6

2 декабря 2004

2 декабря 2004 | Футбол - РПЛ

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ЛЕГИОНЕР

ОТ АТЛАССКИХ ГОР ДО УРАЛЬСКИХ

Нуреддин ЗИЯТИ. Ни один футболист из Марокко не забирался так далеко в глубь России, как центральный полузащитник пермского "Амкара".

Защитник Кисеи нечасто появлялся в составе прошлогоднего бронзового призера первенства казанского "Рубина". Вратари Баги и Фухами разочаровали российскую публику соответственно в "Спартаке" и "Алании", середняках предыдущего чемпионата. Нуреддина Зияти судьба забросила на крайний пока для марокканских игроков восток России. И, несмотря на критическую турнирную ситуацию, в которой оказался "Амкар", ему единственному из соотечественников удалось добиться расположения российских болельщиков.

Сам Зияти не склонен переоценивать первые успехи и считает, что к лучшей своей игре еще не подошел.

- Десять матчей в чемпионате все-таки мало для настоящей адаптации в другой стране, в новом футбольном мире, - считает центральный полузащитник "Амкара". - Хотя я стараюсь по мере возможности ускорить этот процесс.

ПОЛИГЛОТ ИЗ ФУТБОЛЬНОЙ СЕМЬИ

В Перми Зияти оказался случайно. "Мне в бухарестском "Рапиде" предложили совсем другую кандидатуру, - рассказывал главный тренер пермской команды Сергей Оборин. - Но с первых же просмотров видеозаписей марокканец отвлек мое внимание от предложенного футболиста".

По собственному признанию Зияти, он и представить себе не мог, что 30-летие отметит в Предуралье по первому снегу: 28 октября его тепло поздравляли партнеры по новой команде и руководство "Амкара". Клуба, о существовании которого три месяца назад он и не подозревал.

- Родился я и начал играть в городке Мохаммедия, - повествует Зияти. - Переехал в Касабланку, выступал в клубе "Ража", выиграл с ним два национальных чемпионата, два Кубка африканских чемпионов и Суперкубок Африки. После чего продолжил карьеру в Европе: два года в турецком "Бурсаспоре", три - в бельгийском "Антверпене" и год в румынском "Рапиде". В сборной Марокко прошел все ступени, начиная с юношеской. За национальную команду сыграл 17 матчей.

- В "Амкаре" вы слывете полиглотом. И вообще в вашей манере держаться - не только на поле, но и в обыденной жизни - просматривается хорошее воспитание. Вы из богатой семьи?

- Нет. Отец был известным футболистом, а нашу семью можно отнести к среднему классу. Кстати, и младший мой брат - футболист. А способности к языкам у меня обнаружились с детства. Помимо арабского говорю на английском, французском, фламандском, турецком, румынском. Образование у меня обычное - школьное, потом футбольное. Выступления в разных странах - отличная жизненная школа, если, конечно, проявляешь интерес к познанию не только футбольных материй.

- Почему после спокойной и благополучной Бельгии вы пустились в странствия по Восточной Европе, которые в итоге привели вас к Уральским горам?

- В Бельгии климат мягче, но финансовая ситуация привлекательнее в России, хотя еще недавно в это трудно было поверить. Хотя и в Румынии первое время я чувствовал себя комфортно. Выбрали даже капитаном "Рапида". Год назад получил титул лучшего иностранца в национальном первенстве. Но в "Рапиде" сменился тренер: Редник ушел в Крайову, а команду возглавил Розван Луческу. С ним у меня случился конфликт на расовой почве, после которого оставаться в команде стало невозможно.

- Луческу - знакомая фамилия...

- Розван - сын Мирчи Луческу, тренера "Шахтера", - с довольной улыбкой на русском языке пояснил марокканец.

- "Амкар" первым из российских клубов вышел на вас?

- Нет. Первым был "Сатурн", но с его руководством мой агент не нашел согласия в финансовых вопросах. Потом я прошел успешные смотрины в "Алании", и контракт предложили хороший, но не понравилась обстановка в команде и вокруг нее.

ХОРОШАЯ МАШИНА "ЛАДА", ДА ВОДИТЬ ТРУДНО

- Не страшно было ехать в Россию?

- Нет. Хотя многие отговаривали: терроризм, мафия... Но я считаю, что в любой стране главное - честно выполнять свою работу. А тот, кто ищет проблемы, найдет их везде.

- Во Владикавказе вы попали бы в родную климатическую стихию: тепло почти круглый год, живописные горы. Для африканца все это, наверное, куда приятнее, чем промозглая осень в Перми?

- Для профессионального футболиста важен климат не в окружающей среде, а в команде. В "Алании" собрались игроки хорошего уровня, но выглядели они какими-то зажатыми, все время были как бы настороже. Хотя, возможно, мне это только показалось. А "Амкар", как я сразу понял, - одна большая семья, в которую меня приняли без всяких предубеждений. Есть только одна проблема - незнание языка, но и она скоро будет преодолена. Тем более что с первых дней у меня появились добровольные помощники.

- Кто именно?

- Марокканские студенты, обучающиеся в Перми. С их помощью и приспосабливаюсь к российским обычаям легче, и изучение языка проходит быстрее, и болельщиков у "Амкара" прибавилось на целую этническую группу.

- Не испытываете ли неудобств, связанных с иным вероисповеданием, чем ваши партнеры по команде?

- Я не ортодоксальный мусульманин, но обычаи ислама стараюсь соблюдать. Что нисколько не мешает взаимопониманию с игроками "Амкара". В этой команде уважают прежде всего человеческую личность, профессионализм, здесь не существует расовых или иных предрассудков. И потом, я легко вхожу в контакт, когда чувствую доброе к себе отношение.

- Вы уже работали в России, когда произошли бесланские события. Как отнеслись к этой трагедии?

- От всей души сочувствую пострадавшим в Беслане. Террористов, захвативших школу, мусульманами не считаю. Это отступники от ислама: Коран запрещает убивать невинных людей, тем более детей.

- Условия жизни в Перми вас устраивают?

- Мне выделили служебную квартиру в центре города, но предпочитаю жить на базе - так удобнее. И машиной обеспечили: "Лада", "десятка". Хорошая машина, только очень тяжело ее водить: нет гидроусилителя руля, еще кое-чего привычного.

С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ

- Как оцениваете уровень российского чемпионата по сравнению с теми, в которых участвовали ранее?

- Сборную России знаю давно - не раз видел еще в Марокко по телевизору, и она всегда мне нравилась. Российские команды больше уповают на технику - мне это ближе, чем, например, Бельгия, где придерживаются в основном силового стиля. Мои трудности были связаны еще и с тем, что "Амкару" приходилось бороться за место в премьер-лиге, и это действовало на нервы. Если бы такой опасности не было, легче вошел бы в командную игру. Огорчает только малая посещаемость стадионов, хотя Перми это не касается.

- Малая по сравнению с Марокко?

- И с Марокко, и с Европой, - опять переходит на русский Зияти.

- Насколько вам было психологически трудно отстаивать с "Амкаром" место в премьер-лиге после бухарестского "Рапида", для которого не существует иной цели, кроме золота чемпионата Румынии?

- Опускаться с небес на землю - ощущение, конечно, не из приятных. Но мне и в "Антверпене" пришлось пережить подобную ситуацию, так что не привыкать. "Амкар" - дебютант премьер-лиги, только набирает опыт выступлений в ней. Думаю, следующий сезон сложится для него гораздо успешнее.

- У вас была уверенность в том, что "Амкар" останется в премьер-лиге?

- Стопроцентная. У команд, которые оказались за нами в таблице, шансов удержаться было меньше, да и по игре они выглядели слабее нас.

Павел АЛЕШИН

Пермь - Москва