Газета Спорт-Экспресс № 221 (3599) от 27 сентября 2004 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 7

27 сентября 2004

27 сентября 2004 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА. 10-й тур

ХАВАНОВ ПОКИДАЕТ СКА И РОССИЮ. ПОЧЕМУ - НЕ ЗНАЕТ ДАЖЕ МИХАЙЛОВ

Владимир ЮРИНОВ

из Санкт-Петербурга

После матча с "Салаватом Юлаевым", состоявшегося 22 сентября, у служебного выхода из питерского Ледового дворца Александра Хаванова ожидала группа болельщиков. Ждать им пришлось долго. Защитник вышел лишь спустя 50 минут после игры и на какое-то время попал в кольцо любителей автографов. Теперь очевидно, что самые терпеливые болельщики оказались вознаграждены в полной мере - эти автографы Хаванова можно будет считать абсолютным раритетом. Матч против "Салавата" оказался единственным, который хоккеист провел в Питере в форме СКА после приезда из-за океана. И, судя по всему, - последним его матчем в российском чемпионате.

Хотя на тот момент - по крайней мере внешне - ничто не предвещало подобного развития событий. Во встрече с "Салаватом" Хаванов вместе с другим энхаэловцем Семеновым действовал в первой паре защитников СКА и поочередно с партнером выходил на лед еще в одном звене - армейцы проводили этот матч в семь игроков обороны. Даже заработанное им в третьем периоде 5-минутное удаление (и, как следствие, матч-штраф) не испортило впечатления от игры Хаванова, выделявшегося и умелыми действиями в отборе, и грамотным первым пасом. Да и статистика питерцев при Хаванове говорит сама за себя: две победы и ничья в трех матчах, два из которых команда провела на выезде.

Факт остается фактом - с появлением Хаванова и Семенова другие армейцы почувствовали себя на льду гораздо увереннее. А после серии из четырех поражений подряд именно это и являлось, возможно, самым главным. Словом, все было нормально. И вдруг...

"Утром в день нашего матча с "Ладой" он пришел на тренировку и сообщил, что принял решение больше не играть в России, - рассказал главный тренер СКА Борис Михайлов корреспонденту "СЭ". - Не знаю, с чем это связано, - или с какими-то семейными проблемами, или город ему не понравился. Сразу же после приезда в Петербург с Кубка мира Хаванов сказал мне, что, наверное, не будет выступать за СКА. Тогда я уговорил его попробовать, однако закончилось все вот так".

Что же все-таки послужило причиной столь неожиданного решения защитника? Наверное, ответ на этот вопрос можно найти в высказывании Хаванова, сделанном им за несколько дней до отъезда из Петербурга: "Развитие и перспективы хоккейной команды - это ответственность руководителей клуба. А моя ответственность - прежде всего моя семья. И если семье здесь не понравится, без зазрения совести уеду и ни о чем не стану жалеть". Выходит, не понравилось.

Что же до ответственности руководителей клуба, то главным пострадавшим во всей этой истории оказался, безусловно, СКА, который внезапно лишился хоккеиста, на которого рассчитывал, и остался без какой-либо компенсации полученного - прежде всего морального - ущерба.

"Хаванов закончил выступления за команду по личным мотивам, никаких штрафных санкций по этому поводу в контракте не предусмотрено, - сообщил вчера президент клуба Борис Винокуров корреспонденту "СЭ". - Планы, связанные с ним, у нас, естественно, были. Но поскольку контракт Хаванова "страховочный" и заключался лишь на период локаута в НХЛ, то он мог прекратить свое действие в любой момент. Так что, считаю, ничего сверхъестественного не произошло".

Таким образом, дискуссия о выборе стратегии поведения российских хоккейных клубов в период локаута за океаном получила возможность выйти на новый виток. И - явный аргумент в пользу позиции "Авангарда", принципиально отказывающегося от заключения так называемых "страховочных" контрактов с представителями НХЛ. Контрактов, которые по сути своей не предполагают никакой ответственности игроков перед командами, в которые они приехали "переждать тяжелые времена". И которые платят им немалые деньги.

"Скажи, ты бы мог так поступить со своим "Сент-Луисом"? - поделился Борис Михайлов подробностями своей заключительной беседы с Хавановым. - Или, может, ты вообще закончил играть? Он ответил: "Нет, не закончил. Но в России играть больше не буду". Что тут можно поделать?"

Поделать действительно нечего. Просто в историю энхаэловского локаута-2004/05 вписана новая глава.