Газета Спорт-Экспресс № 198 (3576) от 31 августа 2004 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 2

31 августа 2004

31 августа 2004 | Экстремальные

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ

В Будапеште при большом стечении публики прошло красочное авиашоу Red Bull Air Race.

ВОЗДУШНАЯ АКРОБАТИКА НАД ГОЛУБЫМ ДУНАЕМ

Воздушные гонки - самая зрелищная и захватывающая дисциплина высшего пилотажа. Своим рождением они обязаны трехкратному чемпиону мира по этому виду спорта венгру Петеру Бешеному (Бешеный - не псевдоним, а настоящая фамилия). В свое время в США проводилось нечто подобное, но это были просто гонки на самолетах из пункта "А" в пункт "Б". Петеру этого показалось мало, и он решил, что соревнования будут гораздо интереснее, если разбавить их элементами высшего пилотажа. В результате Бешеный придумал и сконструировал препятствия, после прохождения которых должны выполняться различные фигуры: горки, бочки, иммельманы, мертвые петли...

Впервые Red Bull Air Race состоялись в прошлом году в Австрии, в них приняли участие шесть пилотов, включая изобретателя этой дисциплины, который и стал победителем. Гонки произвели такой фурор, что в этом году соревнования проводятся уже в три этапа - в Англии, Венгрии и США.

Авиагонки в Будапеште были приурочены к национальному венгерскому празднику Дню Святого Стефана. Еще за два дня до старта горожане были взбудоражены предстоящими полетами самолетов над Дунаем, а во время состязаний застрявшие в пробках на мостах автомобилисты вместо того, чтобы проклинать судьбу, с удовольствием наблюдали потрясающее шоу в будапештском небе.

Воздушный спектакль разворачивался на фоне главной достопримечательности венгерской столицы - ажурного здания парламента между мостами Цепным и Маргарет, перекинувшимися через Дунай в полутора километрах друг от друга. Тысячи зрители начали стекаться к полудню на набережные, где для подобных случаев имеются стационарные трибуны. Хотя до начала гонок оставалось еще добрых три часа, никто не скучал. Для "разогрева" публики над трибунами летали легкие спортивные самолеты, демонстрируя различные элементы высшего пилотажа, прямо на дунайскую гладь приводнился парашютный десант, а особый восторг присутствовавших вызвало сольное выступление Петера Бешеного, который в течение шести минут то пролетал совсем рядом с трибунами и его можно было хорошо рассмотреть, то взмывал ввысь и потрясал всех своей воздушной акробатикой.

А потом началось самое главное - соревнования. Каждый пилот должен был дважды - на старте и финише - промчаться под Цепным мостом, высота пролетов которого 10 метров. Ну прямо как Чкалов. Правда, наш ас, как утверждают знающие люди, блеснул своим мастерством под более низким мостом. Вдоль трассы были установлены препятствия: на четырех понтонах поднялись по две пластиковые надувные колонны на расстоянии от 10 до 14 метров друг от друга. Пролететь между ними нужно было в одних случаях параллельно поверхности понтона (расстояние между колоннами - 14 м), в других - в положении "лезвие ножа", то есть когда крылья ставятся перпендикулярно (расстояние между колоннами - 10 метров).

Мне неоднократно доводилось бывать на авиационных праздниках в подмосковном Жуковском, в которых участвовали летчики-испытатели на могучих машинах. Впечатляет, конечно, но там все проходит на большой высоте, огромной скорости и при жутком реве двигателей. А здесь ты с замиранием сердца следишь, как маленький самолетик, вылетев из-за горы Геллерт, как на санках скатывается с нее и ныряет под мост на скорости 400 км в час. Выскочив из-под него, переворачивается на бок, проходя препятствие, и взмывает ввысь, выполняя фигуры высшего пилотажа. Всего надо было пролететь между колоннами 9 раз, причем одно из препятствий установили так близко к трибунам, что, казалось, при желании можно было обменяться рукопожатием с пилотом. Шутка, конечно, но такие близкие и низкие полеты рождали чувство сопричастности с происходящим.

Выступления участников шоу оценивали опытные судьи, которые учитывали время прохождения дистанции и начисляли штрафные очки за неправильное прохождение препятствий или нечеткое выполнение фигур высшего пилотажа. Восемь пилотов преодолели дистанцию дважды - в предварительном и финальном раундах, а четверо лучших по их итогам летали в суперфинале, который окончательно расставил всех по местам. Вот как выглядела итоговая турнирная таблица. 1. Кирби Чамблис (США). 2. Клаус Шродт (Германия). 3. Петер Бешеный (Венгрия). 4. Стив Джонс (Великобритания). 5. Николя Иванофф (Франция). 6. Франк Верстеек (Нидерланды). 7. Пол Бонхомм (Великобритания). 8. Алекс Маклин (Испания).

Американский чемпион Кирби Чамблис оказался улыбчивым и добродушным рыжеватым увальнем. Невозможно было поверить, что именно он только что вытворял такие чудеса в небе Будапешта. Как выяснилось, трюковые полеты - хобби Чамблиса, а в обычной жизни он летчик гражданской авиации, в 24 года стал самым молодым пилотом на юго-западных линиях, а в 29 - самым молодым капитаном воздушного лайнера. Свой спортивный самолет Edge 500 Кирби называет "ракетой с крыльями" и собирается добиться на нем еще большего. Немец Клаус Шродт похож на университетского профессора - аккуратный, сосредоточенный, в строгих очках. В детстве любимым занятием Клауса было гонять на велосипеде по находившемуся неподалеку от их дома аэродрому. Когда вырос, стал пилотом "Люфтганзы". Как спортсмен Шродт выиграл много титулов на различных соревнованиях в Германии и за рубежом. Петер Бешеный не только изобрел данный вид авиаспорта, но и придумал много фигур для него, в том числе самую трудную - "крутящееся лезвие ножа". Венгр занимается акробатическими полетами с 1982 года. В свободное от них время тестирует различные самолеты. Он - единственный из участников гонок в Будапеште, кто никогда не был пилотом пассажирского самолета.

Устроители шоу использовали не только небо, но и воду, благо ширина Дуная в месте проведения гонок достигает полукилометра. Целая флотилия красивых прогулочных кораблей исполнила вальс под музыку Штрауса, а в центре огромного хоровода забавно крутился маленький кораблик, превращенный в настоящий фонтан. Под занавес праздника грянул продолжавшийся час (!) невероятной красоты фейерверк, яркие огни которого отражались в вечерней реке. Вот бы увидеть такое зрелище и в Москве!

Елена РЕРИХ

Будапешт - Москва