Газета Спорт-Экспресс № 113 (3491) от 24 мая 2004 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

24 мая 2004

24 мая 2004 | Современное пятиборье

СОВРЕМЕННОЕ ПЯТИБОРЬЕ

Как уже сообщал "СЭ", с 26 мая по 1 июня в столичных спорткомплексе "Олимпийский" и конно-спортивном комплексе "Битца" пройдет чемпионат мира. А ровно 30 лет назад, тоже в Москве, чемпионом мира в личном и командном зачетах стал прославленный Павел Леднев, ныне - вице-президент Федерации современного пятиборья России.

Павел ЛЕДНЕВ

МЕДАЛИ В МОСКВЕ НЕ ПОМЕШАЮТ. НО ГЛАВНЫЙ СТАРТ - В АФИНАХ

Павел ЛЕДНЕВ

Родился 23 марта 1943 года.

Обладатель 7 олимпийских медалей. Командный зачет: 2 золота (1972, 1980), серебро (1968). Личный зачет: серебро (1976), 3 бронзы (1968, 1972, 1980).

Многократный чемпион мира в личном (1973 - 1975, 1978) и командном (1973 - 1974) зачетах. Чемпион СССР (1968, 1973) в личном зачете.

Заслуженный мастер спорта (1972).

Павел Леднев, герой первого московского первенства мира 1974 года - личность знаменитая. В истории современного пятиборья ему нет равных ни по общему количеству олимпийских медалей, ни по количеству Игр, на которых были они завоеваны. Кроме того, Леднев - самый великовозрастный чемпион и призер за всю историю олимпийского пятиборья. Неудивительно, что легендарный спортсмен занесен в Книгу рекордов Гиннесса.

КНИГА ГИННЕССА И ТЕЛЕГРАММА ПУТИНА

- Павел Серафимович, каково ощущать себя персонажем знаменитой Книги Гиннесса?

- Конечно, приятно, когда тебя провозглашают рекордсменом в современном пятиборье. Ведь наш вид спорта - это не кто дальше плюнет.

- В это издание попадают люди по меньшей мере незаурядные. Вы себя таковым считаете?

- Нет, хотя, быть может, это от скромности. Ведь мое включение туда является не случайностью, а следствием упорного и честного труда. Горжусь тем, что в свое время смог найти методику подготовки, которая привела меня к успеху.

- А в предначертанность судьбы верите?

- Нет. Человек сам является ее творцом.

- Когда в прошлом году вы отмечали свое 60-летие, Владимир Путин направил вам поздравительную телеграмму. Как восприняли это?

- Честно говоря, был поражен. Никак не ожидал получить поздравление от президента страны. Эта телеграмма переполошила и всех жильцов нашего дома, и сотрудников почтового отделения. Соседи, конечно, знали, что я бывший спортсмен, но никак не могли разобраться, какой именно - пловец, стрелок или фехтовальщик. А когда узнали, кто я на самом деле, стали больше обращать на меня внимания и здороваться.

- Быть человеком-легендой легко?

- Я не считаю себя живой легендой, тем более что в такие ямы попадал... Да и характер у меня вредный. Если что-то не так, сразу замыкаюсь в себе. А окружающих это очень раздражает.

- Жизненное кредо у вас есть?

- Всегда быть самокритичным.

ОШИБКА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПАВЛОВА

- Какой чемпионат мира для вас самый памятный?

- Наверное, тот, который прошел в Лондоне в сентябре 1973 года. На нем мне победа и в личном зачете очень легко далась, и в команде мы с Владимиром Шмелевым и Борисом Онищенко уверенно завоевали золото. А ведь это был мой первый чемпионат мира после дисквалификации. В 1969 году в аэропорту перед отлетом на сборы меня пытались обворовать. Я поймал вора за руку и поучил малость уму-разуму, однако прибежавшие на шум милиционеры сразу обвинили меня чуть ли не в вооруженном нападении - я же был при пистолете. Доказать, что я не преступник, а пострадавший, не удалось. Руководство национальной федерации предлагало дисквалифицировать меня на год, да и то условно, однако тогдашний председатель Спорткомитета СССР Сергей Павлов настоял на самой жесткой мере - пожизненной дисквалификации с запретом работать в спорте, поскольку незадолго до этого я попался на фарцовке.

- И что вы сделали после вынесения приговора?

- Запил (смеется). Поймите правильно, это был самый ужасный день в моей жизни: я остался без работы, без зарплаты, с сомнительной репутацией. Но надо было жить дальше. Я надеялся, что рано или поздно меня амнистируют, поэтому начал потихоньку тренироваться. Потом стал выступать на неофициальных турнирах, в различных матчевых встречах. Мои успехи были замечены руководством федерации, и оно, видя, что я веду себя хорошо, решило ходатайствовать о моей реабилитации. Снял дисквалификацию все тот же Павлов. А после моей победы на Олимпиаде в Мюнхене он сказал: "Я рад, что ошибался".

- Далее последовала серия ваших блестящих выступлений на чемпионатах мира. Может, верно говорят, что своими победами мы обязаны нашим врагам?

- Да не было у меня врагов. И Павлова я таковым не считал. Позднее мы с ним даже подружились.

- То есть вы умеете прощать?

- Я человек не злопамятный. Всегда стараюсь понять, почему ко мне отнеслись плохо, если я того не заслужил: по недомыслию, неопытности или случайно. А вот от людей, которые делают это умышленно, лучше держаться подальше.

ПЫЛЬНЫЕ САПОГИ - ХОРОШАЯ ПРИМЕТА

- Часто ли вам приходилось хитрить?

- Бывало. Иногда на тренировках полезно выглядеть чуть-чуть слабее, чем ты есть на самом деле. Например, на занятиях по фехтованию я порой давал себя уколоть, а затем на соревнованиях обескураживал соперника, отвечая на его аналогичную атаку результативным контрвыпадом.

- Пятиборцы - суеверный народ?

- Еще бы! Причем у нас в каждом из пяти видов - свои приметы. Например, в фехтовании лучше первым пробовать гарду, а в конкуре мы после последней тренировки сапоги не чистим.

- Кстати, вам больше нравилось выступать на конях или на кобылах?

- Все равно. Главное, чтобы лошадь была уравновешенной. Люблю, когда животное слушается меня, хотя некоторые предпочитают "самовозов".

- Что имели в ваше время олимпийские чемпионы в материальном плане?

- Хорошую квартиру, мебель. В виде поощрения нам разрешали купить по магазинной цене автомобиль (они были тогда страшным дефицитом), который мы тут же с немалой выгодой перепродавали. Но сегодня именитые спортсмены зарабатывают гораздо больше.

- Вам не обидно за свое поколение?

- Есть немного. С другой стороны, нам грех жаловаться: по тогдашним меркам у нас тоже было все необходимое и даже чуть сверх того.

- Романтики в пятиборье раньше было больше?

- Когда только начинаешь заниматься каким-то делом, оно почти всегда кажется романтичным и идет в охоточку. Но спорт - это своего рода наркотик. Выполнил норму первого разряда - хочется стать мастером спорта. Потом замахиваешься на мастера спорта международного класса, стремишься попасть в сборную. И только тут замечаешь, что всю романтику вытеснили тяжелые трудовые будни.

- А вы кто по натуре - романтик или прагматик?

- Я трудоголик. Мне доставляет огромное удовольствие делать что-то такое, что не каждый может. Нравится преодолевать себя, заставлять пахать каждый день, а когда все получается, говорить с чистой совестью: "Ай какой я молодец!"

- На Олимпийских играх вы в командных соревнованиях выступали более успешно, чем в личных. Можно ли сказать, что Леднев - человек команды?

- Да. Это был мой лозунг - работать на команду. Я верил, что если у нас будет сильная сборная, то каждый из ее членов сможет попасть в тройку призеров в личном зачете.

ТОЛЬКО БЫСТРО БЕГАТЬ И ПЛАВАТЬ НЕДОСТАТОЧНО

- Сейчас многие виды спорта, в том числе и пятиборье, вынуждены идти на изменения в правилах, чтобы стать более зрелищными и привлечь внимание телевидения. Как вы относитесь к этому?

- Да, есть теперь турниры, на которых во всех пяти видах программы участники соревнуются наперегонки. Воспринимаю это как шоу, не имеющее ничего общего с настоящим современным пятиборьем - трудным и интересным видом спорта.

- Существует ли российская школа пятиборья?

- Думаю, школа у нас осталась советская. Раньше школы высшего спортивного мастерства работали почти в каждой республике, были базы по всему Союзу, а занимались пятиборьем только на высоком уровне пять с половиной тысяч человек. Сегодня же, думаю, основная масса занимающихся нашим видом спорта живет в Самаре, а центром подготовки остается Москва. Кстати, нашими учителями следует признать венгров. Венгрия, в которой мы часто проводили учебно-тренировочные сборы, всегда славилась хорошими тренерами по фехтованию, а также отлаженной системой подготовки пятиборцев. У них пятиборье начинается с ОФП, бега и плавания. Наверное, эта база и обеспечивает венграм успех - они всегда если не на пьедестале, то в числе сильнейших. У нас же любят загружать молодых всем сразу, и ранняя специализация, как правило, мешает достичь стабильности на соревнованиях.

- За минувшие годы система тренировок пятиборцев как-то изменилась?

- Раньше каждый не только уделял особое внимание проблемному для себя виду, но и остальные отрабатывал. Сейчас же некоторые думают, что можно сделать ставку на, скажем, функциональные виды - плавание и бег. Но пятиборье немыслимо без стабильности во всех пяти дисциплинах. Да и по времени наши тренировки были более продолжительными. Я работал три недели подряд по 9 часов ежедневно. Плавание для меня было естественным утренним занятием. Полагаю, теперь вряд ли кто-то выдержит такие нагрузки...

- А сами пятиборцы вашего поколения и нынешние отличаются друг от друга?

- Мы жили совсем по-другому. У нас была дисциплина - не лагерная, конечно, но очень жесткая. За опоздание на тренировку можно было вылететь из сборной в два счета, незаменимых не было. Сейчас же ситуация иная. Почему? Наверное, потому, что тренер держится за спортсмена, так как боится потерять свою ставку. Не хочется обижать молодых, но у них порой очень неважные внутренняя культура и интеллект, отсюда - плохая психологическая устойчивость. Многие не способны самостоятельно принимать решения в критических ситуациях, не знают, что такое самоанализ. А ведь самый лучший тренер для спортсмена - это он сам. Другой человек может только приблизительно объяснить тебе, что ты должен чувствовать в той или иной ситуации, как правильно выполнять то или иное упражнение.

- С вашей точки зрения, пятиборье прогрессирует?

- Думаю, как раз наоборот. Многие тренеры ударились в силовую подготовку. Я же считаю, что только быстро плавать и бегать в пятиборье недостаточно.

- Сейчас пятиборцу легче достичь успеха, чем раньше?

- Однозначно сложнее. Теперь в каждой стране, по крайней мере европейской, есть один-два спортсмена, претендующих на медали. Правда, у нас пятиборцу выиграть всегда было сложно. За свою карьеру я лишь дважды был чемпионом СССР, а чемпионом мира в личном и командном зачетах - шесть раз.

НЕ "ПЕРЕГОРЕТЬ" БЫ К ОЛИМПИАДЕ!

- Говорят, великие чемпионы редко становятся хорошими тренерами, потому что им очень тяжело заново переживать свою спортивную жизнь в учениках. Вы с этим согласны?

- Нет. Чаще это происходит из-за того, что, пока спортсмен становился великим, кто-то упорно учился, чтобы стать хорошим тренером. И когда чемпионы спускаются с олимпа, места уже заняты.

- Тем не менее ваша тренерская карьера сложилась удачно.

- Да. С 1981 по 1987 год я возглавлял сборную страны, и она не проиграла ни одного старта. Среди моих воспитанников - бронзовый призер Сеула-88 Вахтанг Ягорашвили. И меня не смущает, что теперь он живет в Америке, где нашел свое личное счастье.

- Какие задачи вы ставите перед собой как вице-президент Российский федерации современного пятиборья?

- К сожалению, в настоящее время она работает не так, как хотелось бы. Например, нет эффективной системы отбора в сборные команды. Вернее, отбор этот заканчивается в январе на зимнем чемпионате России. Спортсмены благополучно попадают в национальную команду, после чего так же благополучно расслабляются.

- Почему так происходит?

- Многие в январе специально форсируют подготовку, так как для них попасть в сборную важнее, чем показывать в ней хорошие результаты на международных соревнованиях. А ведь этот сезон у нас особенный. На носу чемпионат мира в Москве, и уже объявлено, что мы готовы завоевать на нем несколько медалей. Конечно, домашние награды не помешают, однако впереди главный старт и года, и четырехлетия - Олимпиада. Не "перегореть" бы раньше времени!

Елена РЕНЖИНА