Газета Спорт-Экспресс № 20 (3398) от 29 января 2004 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

29 января 2004

29 января 2004 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ТОЛЬКО ОТ Всеволода КУКУШКИНА

ФХР СМОТРИТ, КАК ПОВЕДЕТ СЕБЯ РФС В "ДЕЛЕ ТИТОВА"

В начале нынешнего сезона, когда в Ярославль неожиданно приехали инспекторы из ВАДА (Всемирного антидопингового агентства) и потребовали, чтобы игроки сдали анализы, я звонил в Международную федерацию хоккея и говорил о неправомерности подобных действий. Председатель медицинского комитета ИИХФ канадец Мюррей Костелло со мной согласился. В то же время я советовал руководству ярославского клуба не противиться и на всякий случай пройти процедуру.

Результаты анализов оказались отрицательными, но ФХР попросили сообщить сроки предтурнирных сборов, когда кандидаты в сборные окажутся в одном месте. Согласно договору между ИИХФ и ВАДА, любой хоккеист может быть подвергнут процедуре сдачи проб на допинг. Другими словами, во время мировых первенств подобные анализы проводятся согласно регламенту.

Всем нам хочется, чтобы игроки оставались вне подозрений, и пока известен только один случай "попадания" - во время Олимпиады-2002 положительный результат был у хоккеиста сборной Белоруссии. По рекомендации врача он принял какой-то препарат от простуды и не знал о грозящей ему опасности.

От руководителей российских клубов мне не раз доводилось слышать, что их соперники употребляют допинг, что неплохо было бы у игроков в нашем чемпионате брать соответствующие пробы. Однако из-за дороговизны необходимой процедуры все сводится к тому, что это следует делать в период плей-офф. Причем многие уверены: проверять анализы следует не в России, а, скажем, в соседней Финляндии. Но подобный шаг, думается, ни к чему - наша лаборатория во всех смыслах отнюдь не хуже. Другое дело, как быть, если результаты окажутся положительными?

По существующим правилам, о результатах в первую очередь ставится в известность президент федерации, который и принимает соответствующие меры. Правда, сначала проводится расследование, определяется степень виновности самого спортсмена. Ведь сколько было случаев, когда атлет принимал те "витамины", которые ему давали, а потом становился "жертвой" врача, в свою очередь ссылавшегося на указания руководства. И, думается, здесь нужна специальная независимая дисциплинарная комиссия.

От прошлого нам, да и не только нам, досталась практика двойных стандартов. Мол, не следует выносить сор из избы, нельзя позорить страну, нельзя оскандалиться на чемпионате мира. Все спортсмены, прежде чем отправиться на мировое первенство или какие-то иные крупные соревнования, проходят тестирование, и те, у кого результаты оказываются положительными, остаются дома без большой огласки. Собственно, для борьбы с этим ВАДА и ввело практику взятия проб вне соревнований. Правда, в хоккее благодаря позиции президента ИИХФ Рене Фазеля запрещены так называемые кровяные тесты. Однако и обычных хватает.

Ситуация, в которой оказался футболист Егор Титов, конечно, печальная. Но она не является неожиданной. В большом спорте на первом плане - результат, и он диктует многое. Руководителей многих федераций, устремивших свои взоры на РФС, сегодня наверняка интересует, какое наказание понесет спортсмен во внутреннем чемпионате. Наверное, сейчас игрок может сдавать анализы на допинг хоть каждый день и будет абсолютно чист. Но он "попался" именно в тот злосчастный день и за это расплачивается.

В отличие от Франции, где регулярно случается "утечка информации" из лабораторий и пресса знает результаты проб, особенно если это касается иностранных атлетов, еще до того, как все станет известно соответствующему руководителю, у нас лаборатории запечатаны наглухо. Потому все построено на догадках и слухах.

В российском хоккее приближается пора решающих матчей за выход в плей-офф, ставки становятся все выше и выше. И вот-вот у игроков начнут брать пробы на допинг.