Газета Спорт-Экспресс № 188 (3275) от 26 августа 2003 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

26 августа 2003

26 августа 2003 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

ЧЕМПИОНАТ МИРА

ТАБЛО ЧЕМПИОНАТА

24 августа, воскресенье

10 000 м, мужчины

Кенениса БЕКЕЛЕ Эфиопия

Хайле ГЕБРЕСЕЛАССИЕ Эфиопия

Силеши СИХИНЕ Эфиопия

100 м, женщины

Келли УАЙТ США

Торри ЭДВАРДС США

Жанна БЛОК Украина

25 августа, понедельник

100 м, мужчины

Высота, мужчины

Тройной, мужчины

Молот, мужчины

Шест, женщины

Диск, женщины

26 августа, вторник

400 м, мужчины

3000 м с/пр, мужчины

Диск, мужчины

800 м, женщины

Тройной, женщины

ВСЕ МЕДАЛИ

Страна

Золото

Серебро

Бронза

Всего

1. Эфиопия

2

2

1

5

2. США

1

2

-

3

3. Белоруссия

1

-

2

3

4. РОССИЯ

1

-

1

2

5. Эквадор

1

-

-

1

Швеция

1

-

-

1

7. Ирландия

-

1

-

1

Испания

-

1

-

1

Франция

-

1

-

1

10. Украина

-

-

2

2

11. Китай

-

-

1

1

САДОВА САМА ОТКАЗАЛАСЬ ОТ ПРОДОЛЖЕНИЯ ТЯЖБЫ

Сергей РОДИЧЕНКО

из Парижа

Известие о том, что российская метательница диска Наталья Садова лишена золотой медали за победу на предыдущем чемпионате мира в Эдмонтоне, стало большой неожиданностью. Прежде всего потому, что с тех пор прошло уже два года. Хотя подобное уже случалось. Вспомним хотя бы нашего ходока Германа Скурыгина, у которого отобрали награду за победу на 50-километровой дистанции на чемпионате мира-99. Разбирательство по его делу длилось примерно столько же. Но тогда были выдвинуты конкретные претензии к атлету, которые внимательно изучались. В принципе в случае с Садовой позицию нашей легкоатлетической федерации можно понять: она пыталась убедить ИААФ в ее неправоте и не хотела привлекать большое внимание к проблеме.

А о том, как закончилась борьба за Садову, рассказал главный тренер сборной России Валерий Куличенко:

- В пробе, взятой у Садовой в Эдмонтоне, кофеина было всего на одну сотую больше допустимой нормы. Когда мы стали изучать этот вопрос, то выяснилось, что такое превышение может произойти, скажем, если выпить больше пяти чашек кофе. Или съесть много цитрусовых. Но допинговая служба ИААФ немедленно прицепилась к Садовой. Началась тяжба, которая тянулась два года. Мы делали все, чтобы отстоять интересы спортсменки. И даже не вынесли ей порицание, которое полагается за подобный проступок. Но, к сожалению, наши доводы понимания у ИААФ не нашли. Международная федерация решила отобрать у Садовой медаль и призовые деньги за победу в Эдмонтоне.

- А какие конкретно меры вы предпринимали, чтобы защитить Садову?

- Давали полные объяснения по всем задававшимся вопросам, связывались с нашими ведущими специалистами в этой области. Они, кстати, сказали, что это бред какой-то! Получается, что спортсмен не может есть даже самые обыкновенные продукты. Короче, обмен бумагами шел два года. Пришло время чемпионата мира в Париже. И мы были вынуждены согласиться с решением ИААФ, чтобы получить возможность заявить Садову.

- То есть вы пожертвовали прошлой медалью ради возможной будущей?

- Другого выхода не было. Тем более что призовых денег ее все равно лишили.

- Как так?

- А их ей просто не выплатили.

- Вы упомянули какое-то порицание. Несколько необычный вид наказания за применение допинга.

- А тут речь и не идет о допинге. Есть некоторые вещества, повышенное содержание которых в организме влечет за собой не дисквалификацию на какой-то срок, а вынесение порицания.

- Но результаты спортсмена на турнире все-таки аннулируются?

- Да, и этим наказание исчерпывается. Атлет теряет медаль и деньги.

- А почему все-таки тяжба длилась так долго?

- Мы старались использовать все возможности. Доказывали, что этот случай не укладывается в обычные рамки. Но в допинговой службе бюрократизм очень силен. Там считают так: если что-то записано в параграфе правил, то и обсуждать нечего.

- А были какие-то аналогичные прецеденты?

- Был более чем прецедент. В этом году Всемирное антидопинговое агентство вообще собиралось упразднить пункт, касающийся кофеина, и оставить лишь обычные виды наказаний: дисквалификация на три месяца, два года и пожизненная. А порицания отменить. ВАДА разослало свои предложения по всему миру, и скоро, видимо, будет принято решение.

- А как Садова воспринимала случившееся с ней?

- Поначалу хотела обратиться в суд. Но иностранные адвокаты, пообещав выиграть это дело, заломили такую цену за свои услуги, что никаких призовых не хватит. И потом, неизвестно, на сколько бы все это затянулось. В общем, Наталья решила, что лучше выступить в Париже, чем продолжать тяжбу.

- А если бы вы ее не заявили на этот чемпионат?

- Не знаю, что было бы. Но уверен, что ни нашу федерацию, ни Садову в покое бы не оставили. Вообще отношение ИААФ к России, мягко говоря, далеко от идеального. Это, в частности, проявляется в судействе ходьбы. В субботу сняли с дистанции двух наших ребят незадолго до финиша, в воскресенье - Федоськину, и опять-таки в концовке...

- Однако у Николаевой не было ни одного предупреждения.

- Но мы-то в женской ходьбе планировали завоевать две медали! Когда наша Гудкова вышла на третье место, ей тут же дали предупреждение. Когда Гудкову стала догонять спортсменка из Белоруссии, она ускорилась, и сразу же последовало устное замечание. Мы сказали ей, чтобы дальше шла спокойно, поскольку было ясно: вторую медаль нам завоевать не дадут.

- Если отвлечься от темы судейства, то как вам организация чемпионата?

- Крайне слабая. Условия в олимпийской деревне, где живут спортсмены, прямо спартанские - номера без туалета, без ванной... Стены такие тонкие, что в одной комнате чихнут - все соседи вздрагивают.

- Но как же без туалета-то?

- Он в коридоре. И душ общий. А в столовой очереди, неразбериха. Нет ни одного не то что кондиционера, просто вентилятора. Духота страшная! Президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев, когда все это увидел, сказал: "Странно, что с такой организацией французы выдвигают Париж на проведение Олимпиады". Но это еще не все. Чтобы постирать вещи, надо заплатить три евро и получить ключ от комнаты, где стоит стиральная машина. Вы не поверите, но у нас нет ни одного телевизора, даже в общем зале, соревнования посмотреть негде. Кстати, в этом 20-метровом "зале" мы проводим и тренерский совет, и собрания команды, даже массаж там ребятам делают.

Вот в таких условиях мы готовимся к соревнованиям, которые в этом году как никогда трудные. Медали стали, если можно так выразиться, очень жесткими. Ведь в последнее время многие страны поняли, что победы на чемпионате мира по легкой атлетике - это престиж нации.