Газета Спорт-Экспресс № 51 (3138) от 7 марта 2003 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

7 марта 2003

7 марта 2003 | Теннис

ТЕННИС

Шамиль ТАРПИЩЕВ

30-ЛЕТНИЙ ПОХОД ЗА КУБКОМ ДЭВИСА

Президент Федерации тенниса России, член МОК, председатель совета директоров крупнейшего в стране теннисного турнира, капитан мужской и женской национальных сборных... Возникает логичный вопрос: не многовато ли должностей для одного человека? Но это тема для отдельного разговора. Сегодня речь пойдет лишь об одной ипостаси Шамиля Тарпищева - капитанской.

"Люди огромных способностей и большой силы воли рождаются достаточно часто, но предугадать их жизненный выбор нельзя. Их участие или неучастие в какой-то области исследований зависит, пожалуй, лишь от открывающихся в ней перспектив", - писал Станислав Лем в романе "Солярис".

В январе 1974-го, когда Тарпищев стал самым молодым главным тренером сборной СССР, никто не мог предположить, что к своему Кубку Дэвиса он будет идти почти 30 лет. Но дошел - медленно, шаг за шагом, словно канатоходец, не имеющий права споткнуться, оступиться, потерять равновесие. В искусстве сохранять баланс в отношениях между всеми членами теннисной команды, состоящей, как кажется порой, из несовместимых личностей, ему мало найдется равных.

- Теннис - это игра индивидуалистов. На посту капитана вам тоже приходится в основном проявлять свои индивидуальные качества или вы все-таки считаете себя командным человеком?

- Думаю, если бы сам был индивидуалистом, то никогда не сумел бы создать команду. Но уж так сложилось, что после гибели в автомобильной катастрофе моего тренера я как теннисист в 14 лет стал практически беспризорным. А когда приходится пробиваться самому, решая множество различных проблем, поневоле научишься терпеть. Наверное, поэтому и сформировался как скрытый лидер - есть такое понятие в психологии.

- Так уж и скрытый? По вашим регалиям этого не скажешь...

- Дело в том, что стараюсь никогда не продавливать свое "я", не принимать необдуманных решений и ничего не говорить сгоряча. Например, не высказывать сразу игрокам и их наставникам свои соображения по поводу тренировочного процесса, если даже с чем-то не согласен. Этому правилу стараюсь следовать с тех пор, как стал капитаном.

- Для вас в Кубке Дэвиса цель оправдывает средства?

- Смотря что называть средствами...

- Поставлю вопрос иначе: вы готовы поступиться какими-то принципами, чтобы выиграть Серебряную салатницу?

- Этой цели я посвятил всю жизнь, и она во многом определила мои взаимоотношения с другими сферами деятельности. Всегда стремился выжать максимум - и из игроков, и из себя. Но есть вещи, на которые я влиять не могу. Например, международный турнирный календарь. Ведь если взять даже прошлогодний победный цикл в Кубке Дэвиса, то оптимальной ситуация выглядела лишь перед одним матчем - четвертьфиналом со шведами, которых, кстати, мы и обыграли уже после двух дней. В остальных случаях каждый член сборной просто делал то, что мог. В том числе и я: не спал ночами, сидел на скамейке с высоким давлением. Но иначе было нельзя - предал бы сам себя и потом сильно страдал бы из-за этого.

- Говорят, что у счастливых людей хобби и работа совпадают. О вас так можно сказать?

- Думаю, да. Мой любимый вид спорта - футбол, однако катаклизмы, которые случались в жизни, мне помогла пережить именно любимая работа. Когда с головой окунаешься в нее, все остальное уходит на второй план.

- Перед кем прежде всего чувствовали ответственность за результат в Кубке Дэвиса?

- Перед своей страной, потому что считаю себя патриотом. В то же время уверен: когда человек занимается любимой работой, им прежде всего движет желание что-то хорошо сделать, а уже потом возникают такие высокие чувства, как патриотизм, гордость за страну и так далее. Ведь мужчина всегда старается доказать, что в своем деле он - лучший.

- В сборной Кубка Дэвиса должен быть лидер?

- Обязательно. Но уточню: правильный лидер. Порой лидера приходится ограничивать, чтобы он не превратился, как я говорю, в потребителя команды. Если лидер делает что-то не так, надо, с одной стороны, стараться не допустить конфликта, а с другой - показать другим игрокам, что мы не идем у него на поводу. То есть сохранять баланс в отношениях между всеми членами команды. Лидер - это авторитет, на него равняются. Взять, скажем, парную встречу с чехами, на которую Южный вышел в боевой форме, а Кафельников - нет. Кто тут лидер? Кафельников, поскольку лучше понимает парную игру, держит две трети корта. И Южный, отдавая себе в этом отчет, сам сказал, что будет играть вторым номером, и на своем месте был безупречен.

- А если лидер вдруг дискредитирует себя каким-то неприглядным поступком?

- Тогда он перестанет быть им.

- На пресс-конференции в Париже Сафин сказал, что считает лидером сборной Кафельникова...

- Думаю, все прекрасно понимают, что фактически у нас сейчас два лидера. Как игрок Сафин знает себе цену, и по большому счету ему не важно, что думают о нем другие. В то же время он порой не осознает своей значимости в команде и своей ответственности. А ведь на Сафина уже многие равняются.

- Что вы ни за что не позволите лидеру?

- Например, играть за сборную России за деньги, создавать конфликтные ситуации. Когда в команде начинается раздрай, кого-то надо убирать.

- Открытые конфликты с лидерами у вас случались?

- Конечно. В свое время у меня и с Александром Метревели было много конфликтов, и с Вадимом Борисовым. Например, перед матчем с Индией в 1982 году снял Борисова с двух одиночных встреч за то, что он оскорбил врача команды Елену Смолину. Рисковал, конечно, но мы выиграли. После этого Борисов ходил под трибунами, говорил, что Индия - слабая команда, которая приехала в Донецк "сливать" матч. В общем, вел себя достаточно нагло. Для таких людей со слабой и подвижной нервной системой уроков не бывает. У них реальность уходит на второй план, а на первом остается только собственное "я".

- Сильно изменились игроки, если сравнить поколение Метревели и поколение Сафина?

- С тех пор вообще многое изменилось. Менталитет спортсмена тогда и сейчас - небо и земля. Советская командно-административная система, при которой на первом месте всегда стоял руководитель, а уже на втором - спортсмен, ушла в прошлое. Конечно, в ней было и немало положительного. С помощью жесточайшей дисциплины и централизованных сборов можно было добиваться высоких результатов. Силен был и дух патриотизма. Сейчас же методика теряется, чувство разумного патриотизма вовсе исчезло, и проявление тех или иных личностных качеств зависит от самосознания спортсмена и среды, которая его окружает.

- Могло такое случиться, что Сафин, подростком уехавший тренироваться в Испанию, принял бы решение играть не за Россию?

- Думаю, да, если бы Сафин стал звездой, испытывая влияние одних лишь иностранцев. Правда, его хорошо воспитали родители, которых я давно знаю. В татарских семьях такие понятия, как любовь к Родине и крепкий тыл, - не просто слова. Поэтому Сафин и не потерял своих корней. Получив предложение играть за Россию, он без колебаний согласился. Произошло это, когда Марату было 17 лет и он определялся в выборе жизненных ценностей. Но еще 2 - 3 года - и его судьба могла сложиться иначе. Примеров тому можно привести много.

- Большие деньги портят спортсменов?

- Конечно. Ведь любой человек в чем-то уязвим, и зачастую все зависит не от внешних факторов, а от нервной системы. Влиянию звездной болезни наиболее подвержены полухолерики - полусангвиники. Не случайно, принимая детей в известную немецкую теннисную академию, где в свое время тренировались Беккер и Граф, на каждого ребенка делают психологический портрет.

И тех, кто изначально ориентирован не на результат, а на то, чтобы заработать побольше, не принимают.

- А наших ведущих игроков звездная болезнь обошла стороной?

- Она не может обойти никого. Просто в силу своего характера каждый по-разному переживает популярность. Когда человек попадает в новую для себя среду, когда чувствует, что окружающие относятся к нему иначе, чем раньше, меняется и его психология. Став известным, даже последний скромняга начинает, как мы говорим, держаться за результат, избегать разумного риска. Сафину, чтобы прийти в себя после взлета, понадобилось около двух лет. Хьюитту - всего полгода. А вот Южный неожиданно свалившуюся на него славу переварил практически безболезненно. Но он - скорее исключение из правил.

- Южный - редкий пример теннисиста, который стал знаменит именно благодаря Кубку Дэвиса.

- Да. Ведь не исключено, что другого шанса получить столь широкое признание у него больше не будет. Не случайно существует такое понятие - командный игрок. Сила духа - это качество, которое закладывается природой, а развивается ежедневным трудом. Южному же в жизни ничего просто так не давалось.

- Может ли получиться так, что кто-то из игроков, входящих сейчас в сборную, по личным соображениям откажется участвовать в том или ином матче?

- Естественно. И осуждать за это мы не имеем права. Можно лишь ругать самих себя за то, что мы оказались слабее обстоятельств и не предвидели того, что могло произойти.

- А какими будут ваши действия?

- Они всю жизнь одинаковые. Не остается ничего иного, как считаться с мнением игрока. Суметь понять его, сделать для себя необходимые выводы и уже потом принять решение - вот что должно быть определяющим в работе тренера.

- Говорят, что человек учится всю свою жизнь. Вы тоже еще учитесь?

- (Улыбается.) Я только в середине пути. Ведь по логике капитан сборной - участницы Кубка Дэвиса должен не развитием базы заниматься, а ездить по турнирам, смотреть в деле потенциальных соперников, досконально изучать их психологию, технику, статистику выступлений. И делать это надо регулярно. Мы же, как правило, ограничиваемся просмотром видеозаписи одного-двух матчей накануне игры. В Париже перед финалом я до 4 часов ночи кассеты смотрел! Это нормально? Как должна быть поставлена работа, нам известно. У нас отличный тренерский состав, в котором каждый срезает свой пласт работы. Но использовать все свои знания мы порой не в состоянии, поскольку существует слишком много препятствий: отсутствие достаточных финансовых средств, в том числе для содержания научной бригады, и так далее. В общем, работы у нас еще непочатый край.

- Может быть, мы вообще случайно выиграли Кубок Дэвиса?

- Ни в коем случае. Победить в таком турнире случайно, не имея базы, нельзя. Для этого необходима консолидированная работа всей федерации. По темпам развития тенниса Россия уже несколько лет занимает первое место в мире. Так что мы заслужили этот успех.

Евгений ФЕДЯКОВ

Сегодня Шамилю Тарпищеву исполняется 55 лет.
Поздравления от "СЭ"!