Газета Спорт-Экспресс № 220 (3012) от 27 сентября 2002 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

27 сентября 2002

27 сентября 2002 | Футбол - Лига чемпионов

ФУТБОЛ

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. 1-й групповой турнир. 2-й тур

Группа В

СПАРТАК - ВАЛЕНСИЯ - 0:3

"СПАРТАК", КОТОРЫЙ МЫ ПОТЕРЯЛИ

Игорь РАБИНЕР

СРЕДСТВО ОТ НЕРВОВ

В среду днем, ощущая неотвратимость вечернего апокалипсиса, группа журналистов отдела футбола "СЭ" собралась в редакционном конференц-зале. То, чем десять взрослых людей увлеченно занимались последующий час, кому-то может показаться странным. Мы смотрели видеокассету "Спартак"-89. Словно наблюдая за матчами в прямом эфире, мы ахали от пасов Черенкова и голов Родионова, прорывов Пасулько и ударов Шмарова, лихой карусели Мостового с Шалимовым и бросков Черчесова, смотрели на благородные седины Николая Петровича Старостина и на молодое, свежее, улыбчивое лицо 35-летнего Романцева. А в качестве хеппи-энда было чемпионское награждение в концертном зале "Россия", во время которого болельщики исступленно скандировали фамилии каждого игрока (мы, вздохнув, пытались представить на их месте Фло или Марсело Силву).

Это было ретро во спасение. За считанные часы до неминуемого разгрома от "Валенсии" мы - люди, которых профессия обязывает быть беспристрастными и смотреть на происходящее как бы со стороны, - при помощи "Спартака"-8 9 элементарно успокаивали нервы.

Это был своего рода наркотик, который должен был ненадолго увести в эйфорию от жестокой реальности. "Спартак", который мы потеряли", так, перефразируя название говорухинского фильма, точнее всего можно эту реальность отразить.

Болельщикам красно-белых, наивно верящим в обещанное нынешним руководством клуба светлое будущее (мол, надо потерпеть, все средства вкладываются в клубную инфраструктуру - какую, интересно?), пора посмотреть правде в глаза. Недаром Станислав Черчесов, который после самых безнадежных матчей говорил, что "нужно работать" и "есть такое слово - надо", в среду вечером не выдержал и коротко бросил журналистам: "Я впервые в жизни играл в такой безвольной команде".

В "Спартаке" нет смены поколений. Нет становления новой команды. Нет планомерного творческого процесса и кропотливой селекции.

В "Спартаке" развалена старая команда, а взамен ее не построено ничего. И если так продолжится дальше, через какое-то время 2002 год покажется болельщикам краснобелых вполне благополучным. Какой видится сейчас, к примеру, первая половина 90-х поклонникам "Динамо".

"ПИАНИСТЫ" И "КОМПОЗИТОРЫ"

"Не стреляйте в пианиста он играет как умеет", - эта старая присказка не раз приходила мне в голову во время матча с "Валенсией". И факт второго в истории клуба домашнего еврокубкового поражения с крупным счетом не заставит меня отказаться от ощущения: до второго гола испанцев "Спартак" играл на своем нынешнем максимуме. Старался, порой как-то комбинировал, создавал даже подобия моментов и при удачном стечении обстоятельств мог забить. А потому похвальные реплики об этом отрезке матча умного и корректного тренера "Валенсии" Рафаэля Бенитеса не кажутся мне данью дипломатии в чистом виде.

Ужасно другое - что у нынешнего "Спартака" такой максимум. Два года назад команда, еще не превратившаяся в проходной двор, била "Спортинги" с "Байерами" и "Арсеналами". А теперь в идеальном для России футбольном месяце - сентябре "Валенсия" в Москве играет процентов на 30 своих возможностей, порой с очевидной небрежностью, - и словно нехотя забивает "Спартаку" три безответных мяча.

Не вижу смысла бросать камень в "пианистов", потому что беды в нынешнем "Спартаке" идут не от них, а от "композиторов". Как хор приютских старушек из "12 стульев" не способен спеть арии Паваротти, Доминго и Каррераса, так и гимн Лиги чемпионов - не для "Спартака"-2002 с его подбором игроков и трансферной политикой.

ПРОХОДНОЙ ДВОР

Оползень кадрового хаоса начал надвигаться на "Спартак" еще в 2000-м. Год спустя он обрушился на клуб с дьявольской силой. Сравним: в сезоне-97 Олег Романцев задействовал 24 игрока, в 98-м - 22, в 99-м - вновь 24. Зато в 2000-м красно-белую форму надевали 30 футболистов, в 2001-м - 37, в нынешнем - 31. Чтобы было еще нагляднее: с начала 2000 года за основу "Спартака" хотя бы по матчу провели 47 (!) новых игроков. И это - не считая разнообразных Гушо, Ристовичей и Матичей, которым за первый состав сыграть так и не довелось.

При этом не собираюсь спекулировать на теме легионеров. В нынешнем "Спартаке" Кебе, Мойзес и Тчуйсе - среди лучших, да и о Маркао с Робсоном у болельщиков сохранились приятные воспоминания. Дело не в иностранцах, а в подходе к комплектованию. Да, через "Спартак" за эти два с половиной года прошли Йович, Алешандре, Гошевски, Стаменовски, Аджей, а сейчас проходят Фло, Марсело Силва и пока загадочные Скарлетт с Селкичем и Огунсаньей. Но за тот же период сквозь спартаковский двор промаршировала и толпа людей, владеющих русским: Щеголев, Куприянов, Бугаков, Грановский, Ирисметов, Мжаванадзе, Василюк, Гончаров...

Чуть патриархальный - но тем и симпатичный, потому что соблюдал традиции - уклад прежнего "Спартака" был сметен нашествием многочисленной, разношерстной, но одинаково чуждой его духу армии. Раньше спартаковский футбол временами критиковали за архаизм, но по крайней мере было что критиковать! В том, что делает на поле нынешняя команда, найти красно-белые черточки невозможно. Даже броуновским движением это назвать нельзя - собственно движения-то нет. Все это видно невооруженным глазом, но видеоностальгия по сезону-89, с которой я начал эти заметки, позволила почувствовать масштаб разрушений во много крат острее.

РОМАНЦЕВ: ДРАМА ИЛИ ВИНА?

Есть ли выход? И насколько он революционен? Этот вопрос волнует сейчас каждого, кто неравнодушен к "Спартаку". Мы слишком хорошо изучили за 14 лет стиль работы Олега Романцева, чтобы сейчас не заметить: нити управления командой он теряет на глазах. Потому и улыбается на скамейке во время матча с "Валенсией". Как и в матче ЧМ-2002 с Бельгией, это нервная, пробирающая насквозь улыбка. Улыбка бессилия, которое Романцеву ранее никогда не было свойственно.

Сегодняшний главный тренер "Спартака" напоминает мне своего великого предшественника - Константина Бескова - в "предреволюционном" 1988 году. С какого-то момента мэтр тогда тоже стал регулярно болеть. Врачи так же, как и Романцеву, посоветовали ему не сопровождать команду на выездных матчах - и он этому совету внял. Состав (правда, самим Бесковым) тасовался как никогда в его 12-летней карьере наставника "Спартака". В середине того сезона Бесков подал заявление об уходе, которое позже, правда, дезавуировал. А теперь вспомните обращение игроков "Спартака" к Романцеву через СМИ (!) после матча первого круга с "Ураланом" с мольбой остаться в команде...

Мне кажется, Романцев чувствует, что больше не владеет ситуацией в команде. Не только из-за болезни - в первую очередь потому, что не он нынче заказывает музыку. Не случайно вынуждены были уйти близкие к нему врач, второй тренер и пресс-атташе, да и трансферный хаос не имеет с консерватором Романцевым ничего общего. Главный тренер незаметно (тут сказались и два года в сборной) попал в изоляцию, результаты которой мы и наблюдаем.

Полагаю, бессмысленно обвинять именно Романцева в том, как играет "Спартак" в Лиге чемпионов. Кто-то из болельщиков метко сравнил его с заслуженным строителем, которого новые русские попросили возвести роскошный особняк. Но вместо кирпичей привезли строительный мусор.

Романцев, по моему убеждению, ответствен за другое.

За то, что без сожалений расстался с когортой и опытных, и перспективных игроков, из которых (выступающих в одних только российских клубах!) можно составить целую сборную. Чижов или Нигматуллин в воротах, Евсеев и Кузьмин по краям обороны, Мор и Бушманов в ее середине. Связка Булатов - Кечинов в центре полузащиты, Тихонов - слева, Мелешин - справа. Ширко и Бузникин - в нападении.

"Сборная" эта, конечно, условна, и вряд ли, скажем, Мелешин или Бушманов были бы сейчас полезны "Спартаку". Но расставание с Кечиновым, которому в сезоне-2000 за весь первый круг Романцев дал лишь три раза выйти на замену (равно как и с не упомянутым в этом списке Маркао, попавшим в аналогичную ситуацию годом позже), выглядело необъяснимым. Евсеев мог бы сейчас успешно заменить и Ковтуна, и Баранова, и несуществующего левого полузащитника. Мор сильнее и перспективнее на глазах деградирующего Митрески. Тихонов и Булатов, несмотря на возраст, дадут фору вырезанной ныне как класс спартаковской средней линии. А сравнивать Фло с Ширко, Робсоном или Бузникиным вообще язык не поворачивается.

Не буду утверждать наверняка, что причина всех этих расставаний - в том, что для Романцева, начинавшего тренерскую карьеру с акцентом на доверие к игрокам, люди постепенно превратились в человеческий материал. Это было бы слишком смелым утверждением, которое можно сделать, только общаясь с человеком ежедневно. Но логический вывод из всей этой череды уходов, увы, именно таков.

НА КРАЮ ПРОПАСТИ

Второе, за что несет ответственность главный тренер, в летнем интервью "СЭ" он же и сформулировал. "Я сам привел в клуб Червиченко и Шикунова", - подчеркнул экс-президент "Спартака" Романцев.

Формально смену власти в клубе объясняли необходимостью реорганизовать ЗАО в ОАО. Фактически - финансовой скудостью "Спартака", из-за которой красно-белые несколько лет подряд не могли купить ни одного зрелого футболиста внутри страны.

То есть - с Червиченко в "Спартак" должны были прийти деньги. Если они пришли для того, чтобы покупать Василюка (самое дорогое приобретение-2001) и Селкича (самое дорогое приобретение-2002), руководство клуба никуда не годится. Если они, деньги, не пришли вообще - тем более.

Новое руководство "Спартака" - это "железный поток" из пяти десятков новичков, двух третей которых в команде уже нет.

Это неоправданно взвинченные цены на билеты на матчи Лиги чемпионов.

Это год поиска опорного полузащитника и его нахождение в лице капитана заштатного ныне "Сантоса" Марсело Силвы.

Это "дело Сычева" - при всей его неоднозначности, которое более гибкие люди смогли бы разрешить без ущерба для команды.

Это внезапно исключенный из заявки (и никуда не проданный!) при кадровом дефиците Цихмейструк, о чем хорошо сказал кто-то из болельщиков: "Теперь у клуба - ни Цихмейструка, ни денег за Цихмейструка".

Это Ананко, которого продали в "Аяччо" лишь потому, что не успели продать в "Аланию".

Это Баранов, который, по словам г-на Червиченко, сильнее Гусева.

И многое, многое другое.

В сложившейся ситуации, боюсь, уход Романцева - при всех особенностях этого тренера - станет тем самым эхом в горах, которое вызывает гибельную лавину. С нынешним составом вытащить "Спартак" на третье место в чемпионате мог, убежден, только этот специалист.

Уйти должны другие люди. Которые довели великий клуб до того, что на первый домашний матч Лиги чемпионов на него приходит 10 тысяч зрителей. Дальше будет еще меньше. А потом у "Спартака" не будет Лиги вообще. Захотят ли спонсоры в этой ситуации иметь дело с клубом - большой вопрос. И тогда...

Такая вот перспектива. Отнюдь не "Базель" с "Валенсией" показали, что клуб Нетто и Черенкова, Симоняна и Дасаева стоит на краю пропасти. "Базель" с "Валенсией" стали лишь врачами со стороны, которые бесстрастно подтвердили уже очевидный диагноз.

Но он - не фатальный. Шанс на выживание еще есть.