Газета Спорт-Экспресс № 144 (2936) от 1 июля 2002 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

1 июля 2002

1 июля 2002 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ МИРА-2002

ВЗГЛЯД Игоря ЛАРИНА

ЧЕТЫРЕ РАЗВЕНЧАННЫХ МИФА

МИФ ПЕРВЫЙ. О НЕСПОРТИВНОСТИ РОССИИ

Подведение итогов чемпионата мира хотелось бы - без всякой иронии - начать с поздравлений и выражения благодарности сборной... России. Несмотря на провал в групповом турнире, ей удалось сделать на данном историческом отрезке, наверное, самое важное. А именно - развенчать миф о том, что Россия - якобы неспортивная страна. Страна, в которой, в отличие от всего цивилизованного мира, спортивные, и в частности, футбольные, события не могут вызывать у общества такой же интерес, как, скажем, мыльные оперы или развлекательные программы.

С точки зрения телерейтингов Кубок мира вернул Россию в число цивилизованных, или, точнее говоря, здоровых, государств. Ведь за матчем Россия - Япония следили порядка 20 процентов потенциальных российских телезрителей. Это - беспрецедентный для отечественного спорта показатель! Чтобы оценить его масштабы, достаточно сказать: в 2002 году на отечественном ТВ о подобном рейтинге не могли мечтать даже хиты телесезона - все три части шоу "За стеклом". Чтобы побить абсолютный рекорд, установленный в феврале финалом программы "Последний герой", футбольной трансляции не хватило лишь одного процента.

Добавлю, что на гроссмейстерскую отметку "одна пятая телеаудитории" мог выйти хоккейный полуфинал Олимпиады США - Россия, но ему не повезло с часовым поясом. Если игра Россия - Япония транслировалась в идеально-рейтинговое время (16.00, выходной день), то олимпийский матч - поздней ночью...

МИФ ВТОРОЙ. ОБ УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ

Но вернемся к спортивным итогам чемпионата. На мой взгляд, с точки зрения тактики он принес футбольному миру как минимум одно открытие, параллельно развенчав несколько мифов. В частности - об универсализации.

Что уж тут скрывать: теория неизбежной универсализации рождалась именно в советской футбольной системе. В частности, в киевском "Динамо". Великий тренер этого клуба Валерий Лобановский полагал, что будущее принадлежит командам, в которых либеро, например, должен быть эффективен и в обороне, и в нападении, а крайний полузащитник обязан чувствовать себя как рыба в воде и в центре поля. Предполагалось, что сборные, составленные из подобных взаимозаменяемых игроков, в XXI веке начнут завоевывать все золото мира.

Не знаю, как будет в дальнейшем, но в первые годы этого века преимущество получили сборные, далекие от идей универсализации и взаимозаменяемости. Например, Бразилия - по-моему, самая узкоспециализированная команда ЧМ-2002. У нее есть два ярко выраженных челнока - Кафу и Роберто Карлос, которых даже в кошмарных снах не увидишь, например, на центральных участках поля. Есть ярчайше выраженные диспетчер (Ривалдо) и ударный форвард (Роналдо). И так далее.

Согласитесь: сила сборной Бразилии - именно в сверхспециализации! В ней почти нет универсалов, в ней собраны игроки, лучшие именно на конкретном участке поля. И абсолютно невзаимозаменяемые.

Похожая картина и в других командах, добившихся в Японии и Корее успеха. А самой универсальной, кстати - а точнее, некстати - была российская сборная. В ней едва ли не каждый полузащитник мог сыграть на любом участке поля. На одинаково среднем уровне.

МИФ ТРЕТИЙ. О СУДЕЙСКОМ ЗАГОВОРЕ

Третий миф чемпионата мира был рожден СМИ. Тему судейского заговора не затрагивал только ленивый - все журналисты (а значит, и болельщики) мира жалели его жертв из Италии и Испании.

Предположу, что версии о заговоре прозвучали столь громко только благодаря именам пострадавших. Пожалуй, нет в Европе стран, таких продвинутых с точки зрения PRтехнологий, как Италия и Испания. Как только интересы этих футбольных сверхдержав были ущемлены, их СМИ развернули мощнейшую пропагандистскую кампанию. Что уж тут говорить, если даже в России едва ли не каждая газета выражала пострадавшим соболезнования.

При этом все забыли: засуживание носило вполне допустимый и, я бы сказал, джентльменский характер, а Испания с Италией уступали корейцам, что называется, по делу. На фоне жаждавших успеха голодных и мобильных азиатов испанцы и особенно итальянцы, зацикленные на своей звездности (часто преувеличенной местными газетами), выглядели уставшими от футбола людьми.

Нам же остается извлечь уроки из "заговора арбитров" и "контрзаговора СМИ". Россию в мире уже много раз засуживали, но никого в Европе - в тех же Италии или Испании - это не интересовало. Значит, нужно учиться отстаивать свои интересы, выносить обиды на европейский уровень и пытаться разжалобить ими весь мир.

МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ. О МЯЧЕ FEVERNOVA

От глобальных проблем мирового футбола перейдем к частным. Перед чемпионатом мира пропагандисты ФИФА отчаянно рекламировали официальный мяч Fevernova, который они громко называли революционным. Как показал чемпионат, логика в их словах была - на непредсказуемую траекторию полета новинки жаловались все 32 голкипера. Споров нет - интриги турниру мяч добавил. Но нужна ли футболу столь искусственная интрига?

Мне, как телезрителю, Fevernova не понравился с самого начала. Складывалось впечатление, что судьи по ошибке вынесли на поле некий гибрид волейбольного мяча и воздушного шарика. Визуально многие удары стали казаться какими-то неплотными, рыхлыми и клюющими.

Все эти визуальные ощущения подтвердились в прошлый вторник, когда мы, журналисты "СЭ", в соответствии с еженедельной традицией собрались играть в футбол в Лужниках. Коллеги, накануне приехавшие из Японии, привезли мяч Fevernova на апробирование. Довольных новинкой среди нас не оказалось. Вела она себя как НЛО - непредсказуемо летающий объект.

В общем, фантазеры ФИФА с новинкой погорячились. Получается, главный тренер сборной России был абсолютно прав, когда критиковал Fevernova и называл Tango 78-го года лучшим мячом в истории.