Газета Спорт-Экспресс № 144 (2936) от 1 июля 2002 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 3

1 июля 2002

1 июля 2002 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ МИРА-2002

МНЕНИЕ Бориса БОГДАНОВА

КАК РОССИЯ "ШПИОНИЛА" ЗА СВОИМИ СОПЕРНИКАМИ

Самым интересным из всего, что я прочел о чемпионате мира, было интервью, которое мой товарищ Константин Клещев взял у француза Мишеля Эбе. У человека, чья фамилия, уверен, не только мне или читателям "СЭ", но и большинству футбольных специалистов не говорила ни о чем.

Фамилия не говорила, а вот то, что поведал француз, готовивший для Филиппа Труссье информацию о соперниках сборной Японии, сказало о многом. И прежде всего о том, почему у сборной России не было шансов добиться чего-то на этом чемпионате. Сбор информации о соперниках - лишь один из участков огромной работы, стоящей за выступлением каждой сборной, но в нем, как в зеркале, отражается все.

О том, как это делалось у японцев, Эбе рассказал, продемонстрировав уникальный компьютер с программой, позволяющей к концу матча составить полное представление о каждом, кто находился на поле. То, как это делается у нас, я наблюдал сам, общаясь с российским тренером Александром Корешковым, отслеживавшим в Корее потенциальных соперников России.

В правильности выбора исполнителя этой миссии сомнения не возникло ни разу. Беседовать с Александром Ивановичем о просмотренных матчах оказалось делом чрезвычайно полезным: профессиональным взглядом он подмечал массу вещей, оставшихся для меня "за кадром", раскладывал по полочкам замыслы тренеров, выявлял сильные и слабые стороны команд. Компьютера, правда, не было: его заменяли ручка, блокнот и листы бумаги с разметкой. Видимо, в России компьютерная техника в новинку, а всех программистов переманили на Запад. Есть, правда, другое объяснение: никому у нас пока не пришло в голову, что в XXI веке футбол тоже нуждается в передовой технологии.

Неудивительно, ибо никому в голову не приходят и куда более простые вещи. Например, то, что, посылая человека на чемпионат мира, не худо бы сверить сроки его командировки с расписанием турнира. Между тем в Сеул Корешков прилетел в день, когда в первом туре в Ульсане встречались между собой две наиболее интересовавшие нас команды из группы С - Бразилия и Турция. Попасть на игру шансов не было: матч пришлось смотреть по телевизору, что с тем же успехом можно было бы сделать и в Москве.

Дальше - больше: оказалось, что и перелет наблюдателя из Кореи в Японию был назначен на утро того дня, когда в группе С игрались матчи третьего, заключительного тура. То есть увидеть их Корешков мог в лучшем случае уже на базе российской сборной в Симидзу. Тоже по телевизору разве что в компании с Олегом Ивановичем Романцевым.

Иными словами, план командировки, составленный в РФС, предусматривал живой просмотр потенциальных соперников в одном-единственном туре. Билет в Японию, к счастью, удалось поменять, но разорваться между двумя заключительными матчами в группе С (они, о чем можно узнать, заглянув в регламент турнира, играются в одно время) Корешков был, естественно, не в силах. В результате бразильцев с костариканцами он смотрел сам, а на игре Турция - Китай схемы, по которым турки разыгрывают стандартные положения, для него чертил автор этих строк. Мысль о том, что на заключительный тур одного наблюдателя мало, никому в голову тоже не пришла.

Думаю, при всем при этом Александр Иванович доставил тренерам сборной немало важных сведений - пусть они им так и не понадобились. Все в традициях: только ли в футболе мы привыкли выезжать на энтузиазме и мастерстве отдельно взятых людей там, где требуется система? Мы даже испытываем по этому поводу какую-то извращенную гордость: "им", мол, там легко, а попробовали бы они на наше место... А "они" на наше не хотят! Не хотят из XXI века в средневековье - и все тут.

Может, нам на их место попробовать? Еще одна простая мысль, которая никому не приходит в голову.

Сеул - Москва