Газета Спорт-Экспресс № 43 (2835) от 25 февраля 2002 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3

26 февраля 2002

26 февраля 2002 | Футбол - Сборная России

ФУТБОЛ

КАНДИДАТ В СБОРНУЮ РОССИИ - Юрий НИКИФОРОВ

Юрий НИКИФОРОВ

Я НЕ ЗАБЫЛ ЯНВАРСКИЕ ВЕЧЕРА В МОСКВЕ

Однажды на пресс-конференции в Бору Юрий Никифоров, обидевшись на кого-то из журналистов и, на мой взгляд, погорячившись, сказал, чтобы к нему за интервью больше не обращались. С тех пор, что касается разговоров для печати, защитник сборной России нем, как рыба. Но, к счастью, в предыдущие годы мы не раз беседовали с ним на российской, испанской и голландской земле о футболе, и не только о нем. И мне кажется, в преддверии чемпионата мира в Корее и Японии многое из тех интервью не потеряло актуальность, а многое позволяет понять характер человека, который немало сделал для нашего футбола и, надеюсь, еще сделает.

- Голландия - страна тюльпанов? - решил я как-то уточнить у Никифорова.

Признаться, подобным вопросом можно застать врасплох кого угодно, даже родившихся в Нидерландах Кройфа с Бергкампом. Только не защитника ПСВ, хотя он лишь несколько лет обитает в Эйндховене. Но Никифоров - коренной одессит, а для них, одесситов, вопросов на засыпку не существует.

- Тюльпаны, говорите... Да что-то тут я их не особенно замечал. Правда, жена утверждает, что в магазинах продают, и очень красивые. Так и в Одессе продают не хуже! Значит, Одесса - тоже город тюльпанов?! А вообще-то Голландия - страна дождей. В Эйндховене едва ли не круглый год дождь или моросит, или льет, как из ведра.

- Даже не представляю, что должен ощущать под холодным душем человек, чье детство, юношество и отрочество прошли под палящими лучами солнца на знаменитом черноморском пляже "Аркадия".

- Ничего страшного - люди ко всему привыкают.

- Вы - футболист одного из ведущих голландских клубов, главным спонсором которого является могущественный "Филипс". Он действительно способен изменить жизнь к лучшему?

- Если вы о моем телевизоре, то да. Плоский экран, и показывает - высший класс. А если вы о жизни всерьез, то ее в ту или иную сторону можешь изменить только ты сам.

- Как вы, например, когда пришли в ПСВ...

- ...а мне тут же сообщили, что бельгиец Геретс, сменивший на тренерском посту англичанина Робсона, не видит меня в своей команде. "Если бы я услышал эти слова из уст самого Геретса, ушел бы в тот же час. А поскольку он молчит, я этого не сделаю, и на предсезонных сборах у него будет возможность познакомиться со мной поближе. И тогда пусть решает - нужен команде Никифоров или нет", - ответил я. И остался. Как видите, не на один день.

- И не зря остались... Правда, как сказал мне один из бывших российских легионеров, прежде игравший в Испании, в его команде для поднятия настроения игрокам показывают фрагменты вашего первенства, где забивается масса курьезных голов.

- Пусть этот человек приедет в Голландию и поиграет хотя бы сезон в нашем чемпионате. А я на него посмотрю. Правда, когда перебирался сюда из Испании, считал, что с ПСВ можно в голландском первенстве отдыхать, как на курорте в Марбелье.

- Оказалось, чемпионат Голландии - вовсе не курорт, а тяжелая изнурительная работа.

- Напрасно иронизируете. Работать действительно приходится до седьмого пота и сражаться в каждом матче до последней секунды, поскольку ни три, ни четыре мяча не гарантируют победы. Убедился в этом еще в ходе первого сезона, когда в подобной ситуации соперники раза три или четыре сводили матчи к ничьей. Никогда не забуду встречу ПСВ с командой AЗ. Ведем 5:0, а нападающие соперника носятся, как угорелые. Я про себя думаю: ну сколько можно бегать, все равно не успеете отыграться. А они, как заведенные, - все бегут и бегут. А значит, и нам, защитникам, покоя нет.

- Зато после окончания того сезона, как, впрочем, и следующего, болельщики ПСВ готовы были своих любимцев на руках носить.

- Это вы верно подметили. Во всяком случае, наш автобус без крыши в день празднования чемпионского титула с трудом в течение нескольких часов проезжал по улицам города - едва ли каждый житель Эйндховена хотел пожать нам руки, взять автограф, подарить цветы.

- Можете себе представить, если бы аналогичным образом - многочасовой поездкой по Садовому кольцу - отмечали бы золото спартаковцы. Опасаюсь, что по окончании путешествия Баранова от Тчуйсе уже не просто было бы отличить.

- Вы шутите, а я торжественные январские вечера в Москве, где нам вручали медали, на всю жизнь запомнил. Как и Тарасовку. Как "Спартак".

...В минувшую субботу мне хотелось продолжить разговор с Никифоровым о "Спартаке", о российской сборной, о ее соперниках на японских полях. Позвонил ему в Эйндховен, но, памятуя об обете молчания, данном Юрием, процитировал слова его друга Виктора Онопко: "Тот, кто говорит про наш счастливый жребий, не понимает, что такое чемпионат мира, где легких соперников и проходных матчей быть не может. И потому любому игроку, претендующему на место в сборной, нужно уже сейчас готовиться к тяжелым испытаниям. Ни в коем случае нельзя давать себе поблажек на тренировках. Это только кажется, что упущенное можно наверстать на последнем сборе".

- Я с нашим капитаном полностью согласен, - тотчас отреагировал Никифоров. И замолчал. А я понял, что дальше пытать "партизана" бесполезно. И потому, пожелав ему успеха в ПСВ, где, кстати, летом истекает срок его контракта, и, конечно же, в сборной России, попрощался и повесил трубку.

Леонид ТРАХТЕНБЕРГ