Газета Спорт-Экспресс № 199 (2692) от 31 августа 2001 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

31 августа 2001

31 августа 2001 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

СБОРНАЯ РОССИИ

НЕ ЗАВИДУЙТЕ ЛЕГИОНЕРАМ

Виктор ОНОПКО.Капитан сборной России и лидер обороны "Овьедо" неожиданно для себя оказался во втором испанском дивизионе, хотя на него претендовало несколько клубов из элиты. Но Онопко не жалуется, да и предстоящие отборочные матчи отвлекают от печальных мыслей.

ИЗ ДОСЬЕ "СЭФ"

Виктор ОНОПКО

Полузащитник, центральный защитник.

Родился 14 октября 1969 года в Луганске (Украина). Рост 189 см, вес 80 кг.

Воспитанник школы "Зари" (Ворошиловград).

Выступал за команды "Стахановец" (1986), "Шахтер" (1986-1988, 1990-1991), киевское "Динамо" (1989), московский "Спартак" (1992-1995).

С 1996 года выступает в испанском "Овъедо".

Чемпион России 1992, 1993, 1994 гг.

Обладатель Кубка СССР/СНГ 1992 года и Кубка России 1994 г.

Лучший футболист России 1992, 1993 года.

№1 в списке "33 лучших" 1992-1995 гг.

За сборную СССР/СНГ провел 4 матча.

За сборную России - 85 матчей, забил 6 голов.

Капитан сборной - с 1993 года.

***

Однажды кто-то из великих и мудрых сказал, что в человеке живут две страсти, с которыми он не в состоянии совладать: любовь и зависть. Конечно, высказывание спорное, но когда задумываешься о нашем отношении к соотечественникам, играющим за рубежом, убеждаешься, что в нем есть большая доля справедливости. Ведь чем, как не завистью, следует объяснить тот факт, что стоит ведущим игрокам "Спартака", "Локомотива", ЦСКА или какого-нибудь другого клуба пересечь границу России в направлении Запада, как им, словно в 37-м, цепляют ярлыки чуть ли не изменников и предателей, а после неудач сборной именно их, легионеров, обвиняют в отсутствии патриотизма.

Впрочем, даже после того, как правый полузащитник Валерий Карпин забил шесть голов в отборочном турнире чемпионата Европы-2000, его так же, как и партнера по "Сельте", талантливого универсала Александра Мостового (недаром ему в Виго ставят памятник при жизни), во время финального матча Кубка Интертото прошлым летом питерские, то бишь российские, болельщики освистывали и оскорбляли с трибун так, как врагу не пожелаешь.

Увы, такую реакцию отчасти вызвало то, что у нас, к сожалению, принято делить игроков на "наших" и "иностранцев". Делить опять-таки от зависти к красивой, якобы беззаботной жизни легионеров, к их баснословным гонорарам.

На самом же деле в Италии и Испании, Германии и Голландии, Греции и Франции им за каждую лиру и марку, гульден и франк надо ежедневно вкалывать так, как большинству россиян и не снилось. Но даже работа до седьмого пота и премьерская роль в команде - еще не гарантия того, что положенные по контракту деньги тебе выплатят полностью и в срок. Сомневаетесь? Тогда не поленитесь почитать запись моей недавней беседы с самым надежным, по мнению испанцев, игроком "Овьедо", ее лидером и экс-капитаном Виктором Онопко (на предсезонном собрании команды россиянин передал свои полномочия астурийскому нападающему Оли).

"ВЫЖИТЬ" НЕ УДАЛОСЬ

- Год назад вы, вероятно, не думали, что "Овьедо" ждет расставание с первым дивизионом?

- Если откровенно, то предполагал, что "Овьедо" снова, как и на протяжении последних лет, предстоит нелегкая борьба за выживание. Правда, с приходом авторитетнейшего специалиста Антича ситуация вроде бы поменялась к лучшему. Да, на полях соперников мы по-прежнему редко отбирали очки у хозяев, но дома нам довольно часто сопутствовала удача. Не случайно после первого круга "Овьедо" обосновался в середине таблицы, и я тешил себя надеждой, что на этот раз мы свою синицу из рук не упустим. Однако ей не суждено было сбыться: как обычно, последние матчи первенства нам давались неимоверно тяжело, и хотя мы бились изо всех сил, вырваться из компании аутсайдеров так и не удалось.

- С чем же связано столь незавидное постоянство команды - быть может, со слабой функциональной готовностью?

- Ни в коем случае. Тренеры, в том числе и по физической подготовке, в наших неудачах, на мой взгляд, не виноваты. Они работают на совесть, и руководству клуба да и футболистам их не в чем упрекнуть.

- Так в чем же дело?

- В недальновидной, даже в какой-то степени авантюрной политике клуба на трансферном рынке. Под занавес едва ли не каждого сезона продаются футболисты, играющие в команде не последнюю роль и за которых платят, естественно, хорошие деньги. А в межсезонье на вакантные места приобретаются зачастую посредственные игроки, заметно уступающие в классе ушедшим. За примером далеко ходить не надо. В прошлом году "Овьедо" покинул Паулу Бенту, между прочим, игрок сборной Португалии, Дели Вальдес перебрался в Малагу, и, к нашему общему несчастью, во время отпуска трагически погиб великолепный нападающий и мой друг словак Дубовски. Тем не менее принцип продать подороже - купить подешевле - все равно торжествовал. И когда во второй половине чемпионата на первый план, как всегда, вышли мастерство игроков и длина скамейки запасных, выяснилось, что "Овьедо" и в том, и в другом заметно уступает конкурентам, которые вели борьбу за место под солнцем. Словом, досадной случайностью фиаско "Овьедо" при всем желании назвать не могу.

ГУСЕВ ИЛИ БУЛАТОВ ПОМОГЛИ БЫ "ОВЬЕДО"

- А вы бы могли назвать матчи, которые психологически подкосили ваших футболистов?

- Таких было два, причем оба, как ни странно, домашние. Представляете, после первого тайма ведем у "Осасуны" - 2:0, а в итоге уступаем - 2:3. И "Вильярреалу" в следующей встрече до перерыва забиваем гол, получаем преимущество в одного игрока и умудряемся в оставшееся время подарить соперникам победу. Если бы в тот момент "Овьедо" взял шесть очков, то по крайней мере теоретически имел шанс поспорить за путевку в Кубок УЕФА, а вместо этого - шок, из которого мы до окончания турнира так и не вышли.

- Как капитан команды, вы когда-нибудь высказывали свое мнение руководству клуба по поводу главной, на ваш взгляд, причины столь печальной для "Овьедо" развязки турнирной борьбы?

- В разное время предлагал руководству усилить команду за счет игроков, чьи потенциальные возможности мне хорошо известны по совместным матчам и подготовке к ним в российской сборной: Ролана Гусева из московского "Динамо", Виктора Булатова из "Спартака", Сергея Семака из ЦСКА... Со мной соглашались, но попыток вступить в переговоры с нашими клубами, насколько знаю, не предпринимали. Да, не исключено, что испанцы получили бы отказ. Зато в подобной ситуации в "Овьедо" имели право заявить: мы сделали все, что могли, но не получилось. А приобретать без проблем второсортных футболистов - это обрекать команду на гибель.

ЖАЛЬ, ЧТО НЕ ВСТРЕТИЛ АНТИЧА РАНЬШЕ

- Вот ведь как бывает. Окажись вы в "Атлетико" (после триумфального шествия "Спартака" в Лиге чемпионов) в декабре 95-го, что выглядело вполне реальным, спустя полгода вместе с Античем наверняка бы праздновали победу в чемпионате Испании.

- Конечно, сожалею, что по воле обстоятельств, от меня не зависящих, мы не встретились с Античем шесть лет назад в "Атлетико". Но в то же время, даже работая с ним бок о бок в "Овьедо", я убедился, насколько он первоклассный знаток своего дела и замечательный человек. Кстати, Антич, по его словам, мечтал меня заполучить еще до прихода в "Атлетико", когда возглавлял "Овьедо"...

- ...которое снова вынужден был покинуть.

- Да, Антич, который относился ко мне, как к сыну, подал в отставку и признался мне, что за минувший год сильно устал и решил отдохнуть от тренерской деятельности.

- Ну а "сын" в отличие от "отца" рискнул - иного слова и не подберешь - продлить контракт с "Овьедо" еще на один сезон, и теперь в общей сложности получилось шесть лет. Вам резко улучшили условия?

- Улучшили, но не настолько, насколько мне хотелось. Дело в том, что в "Овьедо" далеко не все решает президент клуба, с которым у нас давно возникли взаимные симпатии и уважение. Однако последнее слово принадлежит, как я понимаю, не ему, а бизнесменам, имеющим солидный процент клубных акций. Как бы то ни было, в ходе переговоров, касающихся моего личного контракта, мы пришли к компромиссу, который в большей степени устраивал владельцев "Овьедо", нежели меня. И тем не менее я поставил свою подпись.

МНЕ ДОЛЖНЫ ДЕНЬГИ ЗА ДВА ГОДА

- Контракт вы продлевали в ситуации, когда у команды еще оставались минимальные шансы на благополучную концовку чемпионата. Но вскоре эти шансы растаяли, как апрельский снег, и впервые вы отправились в отпуск игроком, которому предстояло в следующем сезоне дебютировать во втором дивизионе испанского футбола. Могу себе представить, в каком настроении...

- Не представляете... Но в отпуске я постарался выкинуть из головы дурные мысли, связанные с незавидной перспективой "Овьедо" и моей собственной. Благо, этому содействовали и семья, и друзья, в чьей поддержке в те дни я нуждался, быть может, как никогда. В кругу родных, включая и семью младшего брата Сергея, который играет сейчас в "Ворскле", мы провели десять дней в подмосковном Бору, потрясающем живописном местечке, где сборная теперь постоянно готовится к товарищеским и официальным матчам. Потом около двух недель мы с женой в компании Карпиных и Мостовых славно отдохнули в Испании на курорте в Марбелье. Жаль только, что с нами на этот раз не было Никифоровых, поскольку в Голландии чемпионат начался раньше испанского, и по срокам Юрин отпуск с нашим не совпадал.

- Смею предположить, что в этом узком кругу вы обсуждали наболевший для вас вопрос: есть ли смысл продолжать карьеру во втором дивизионе или откликнуться на предложения команд первого, которые, не сомневаюсь, к вам начали поступать?

- Вы правы: в день по этому поводу звонили раз по десять. Обычно это были журналисты, которые первыми узнавали о намерениях того или иного клуба приобрести Онопко. И в прессе публиковалась информация о том, что, например, "Малага", продавшая двух центральных хавбеков, вроде бы готова выложить за меня определенную сумму. Так же, как, впрочем, и "Эспаньол", "Алавес", "Сарагоса", "Депортиво"...

- И как вы реагировали на эти сообщения? Внутренне были готовы расстаться с "Овьедо"?

- Готов хотя бы по той причине, что в "Овьедо" мне не заплатили положенные по контракту деньги за два года. Я был по горло сыт обещаниями и, естественно, обиделся на клуб, которому пять с половиной лет служил верой и правдой. Так что, с одной стороны, я созрел, чтобы покинуть "Овьедо", а с другой - ни жене, ни детям не хотелось покидать насиженное местечко (а их мнение для меня чрезвычайно важно). Тем более что Наташа работает здесь тренером по художественной гимнастике, 8-летний Виталик ходит в третий класс, а 6-летняя Женя пойдет в первый.

15 МИЛЛИОНОВ ОТСТУПНЫХ

- Тем не менее испанская пресса, живо обсуждая возможности вашего перехода из "Овьедо", уточняла, что камнем преткновения могут стать те пять миллионов долларов, которые хотел бы иметь в качестве компенсации ваш клуб. Во всяком случае, один из покупателей предлагал лишь на миллион меньше и получил, как говорят в России, от ворот поворот.

- Возможно, так оно и было, но переговоры, по всей вероятности, шли на уровне клубов, и мне об их результатах никто из заинтересованных лиц не сообщал. Мне лишь известно, что наш новый старший тренер Кике Марихиль, который в прошлом сезоне был ассистентом Антича, в категоричной форме заявил руководству клуба: "Продавайте кого угодно, только не Онопко!"

- А вы не могли с ним поговорить по душам?

- Кике позвонил мне еще во время отпуска и поинтересовался моими планами. Я ему обрисовал реальную картину и упомянул о задолженности клуба, хотя понимал, что он этот гордиев узел разрубить не может. А 23 июля мы встретились с Кике на первой после отдыха тренировке команды. Потом была вторая, третья... Словом, подготовку к сезону я начал, как все последние годы, в "Овьедо", хотя клуб со мной так и не рассчитался.

- Когда же вам вернут деньги?

- В клубе говорят так: продадим нескольких футболистов, и сразу рассчитаемся и с вами, и с Надем, и с остальными игроками. Но с вами - в первую очередь.

- Однако вы ведь можете, не откладывая дело в долгий ящик, уже сейчас подать в суд...

- Разумеется. Кроме того, могу обратиться и в испанский профсоюз по защите прав футболистов, и вопрос, не сомневаюсь, будет разрешен в мою пользу.

- А согласились бы прервать контракт с "Овьедо" уже сегодня, стать свободным агентом и получить финансовую компенсацию из казны вашего нового клуба?

- Согласился бы.

- Как настроены по отношению к вам болельщики "Овьедо"?

- Болельщики считают, что я много сделал для "Овьедо" и вправе решать свою судьбу сам. По крайней мере если уйду, обид с их стороны не будет. В общем, они к сложившейся ситуации относятся с пониманием.

- Судя по всему, испанская пресса тоже на вашей стороне?

- Да, у меня сложилось такое впечатление. По крайней мере газеты, радио и телевидение с моих слов выдают правдивую информацию. Я подчеркиваю, что не претендую на деньги, которые мне не положены. И еще акцентирую внимание на том, что не ожидал от клуба такого отношения. Да, год по нашей предварительной договоренности я готов был подождать. Но когда перед отпуском снова услышал: "Потерпи еще немного", мое терпение лопнуло. Если честно, изрядно устал от всех этих разговоров и звонков - ведь каждому репортеру или болельщику все надо объяснять заново, со всеми подробностями, чтобы меня правильно поняли. Мне же пора целиком и полностью сосредоточиться на подготовке к сезону, уже в начале которого российской сборной предстоят решающие матчи за путевку на мировой чемпионат в Японию и Южную Корею.

- Интересно, а в каком клубе вы бы хотели играть в чемпионате Испании, если бы выбор зависел исключительно от вас?

- В "Сельте". Во-первых, там играют Карпин и Мостовой, а, во-вторых, Виго расположен сравнительно недалеко от Овьедо. Кстати, старший тренер "Сельты" Виктор Фернандес, по словам наших ребят, имел на меня виды. По крайней мере "Сельта" могла взять меня в аренду, как, например, Бобана из "Милана". Но опять-таки "Овьедо", судя по всему, не желает расставаться со мной ни при каких обстоятельствах. Правда, если найдется клуб, который заплатит за меня 15 миллионов отступных, то и "Овьедо" будет не вправе меня удерживать. Как не смогла "Барса" сохранить в своем составе год назад Фигу, когда "Реал" выложил 56 миллионов долларов. Но я сознаю, что 15 миллионов за футболиста, которому перевалило за тридцать, - это из области фантастики.

- Увы, с вами нельзя не согласиться. И все же когда в Испании заканчивается период переходов?

- Если не ошибаюсь, в середине сентября.

МЫСЛЯТ, КАК ДЕТИ,
НОСЯТСЯ, КАК СУМАСШЕДШИЕ

- Конечно, надо надеяться на лучшее, но, похоже, границы "Овьедо" закрыты для вас на прочный замок, и потому вам придется провести сезон во втором дивизионе. Кстати, вы имеете о нем представление?

- Недавно в товарищеском матче против одной из команд этого дивизиона - даже название не хотел запоминать - получил. От первого он отличается, как небо от земли. Во втором мыслят, как дети, а носятся, как сумасшедшие. И к тому же нещадно бьют по ногам. В первую четверть часа матча я вообще не мог понять, куда попал. Хотя, конечно, есть команды, которые укомплектованы квалифицированными мастерами. Они-то и будут реально претендовать на переход в первый дивизион. Например, мадридский "Атлетико", хихонский "Спортинг"...

- Думаю, неопределенность, касающаяся вашей личной карьеры, мешала готовиться к сезону.

- Безусловно, в создавшейся обстановке невозможно тренироваться и играть на все сто процентов.

- Догадываюсь, что на тренировочную базу "Овьедо" вы теперь не приезжаете с пульсом 30 ударов в минуту, как прежде. Но надеюсь, что в сборной все же обретете прежнее спокойствие и уверенность.

РАНО ПАКОВАТЬ ЧЕМОДАНЫ

- Полагаю, пяти дней, предшествующих матчу со Словенией, мне хватит, чтобы переключиться на футбол и хотя бы на время забыть о житейских неурядицах.

- Я видел оба стыковых матча словенской сборной с украинской осенью 1999 года и обратил внимание, что в Любляне на стареньком стадиончике наш ближайший соперник не изменяет себе: словенцы не летят вперед очертя голову, а делают ставку на быстрые и острые контрвыпады и ни при каких обстоятельствах не оголяют тылы.

- Да, сборная Словении - организованная в тактическом отношении команда, использующая, как и мы, в основном короткий и средний пас. Словенцы хорошо готовы физически, они выносливы, и потому их хватает на 90 минут, какой бы темп ни навязывал им соперник. Недаром в Европе сборная Словении котируется достаточно высоко. Не стоит забывать, что в отличие от нас эта команда была участником чемпионата Европы в Бельгии и Голландии 2000 года.

- Какой из трех оставшихся матчей, на ваш взгляд, будет самым трудным для российской сборной?

- Мне кажется, в Любляне со словенцами. От его исхода будет зависеть многое. Хотя было бы ошибочно считать, что поездка на Фарерские острова превратится для нас в легкую прогулку. Мы уже встречались с фарерцами несколько раз, в том числе и на их поле, и знаем, что эта команда способна огорчить любого соперника. Ну а о классе и возможностях швейцарской сборной, мне кажется, говорить излишне.

- Хотите сказать, что вся борьба впереди?

- Вот именно. Правда, уже сейчас нам, игрокам и тренерам сборной, кое-кто предлагает паковать чемоданы и бронировать билеты на чемпионат мира. Но это плохие советчики, и к их мнению прислушиваться не стоит. К тому же я человек суеверный и знаю, что можно сглазить даже сильную футбольную команду.

- На одном из российских радиоканалов как-то развернулась дискуссия на тему, не пора ли омолаживать сборную. Ее участники предлагали отказаться от услуг ветеранов, называли и вашу фамилию. Возможно ли подобное в Испании?

- Ну что вы?! В Испании гордятся своей сборной, а ее игроков боготворят. Что касается комплектования российской национальной команды, это прерогатива исключительно тренерского штаба, и я убежден, что такой опытный специалист, как Олег Иванович Романцев, не нуждается в подсказках со стороны.

ФУТБОЛКА ДЛЯ ВЛАДИСЛАВА

- Большинство российских любители футбола, как и испанцы, переживают за свою сборную, любят ее и на примере наших ведущих игроков даже воспитывают своих детей. Скажем, читатель "СЭ" Сергей Благинин из Липецка, поздравляя 14 августа нашу газету с 10-летним юбилеем, признался в письме, что первое слово, которое самостоятельно прочитал его маленький сынишка Владислав, было "Онопко".

- Когда я узнал об этом, был растроган до слез. И сегодня мне бы очень хотелось через "СЭ" узнать адрес Владислава, чтобы выслать ему свою футболку с автографом. На долгую память...

Леонид ТРАХТЕНБЕРГ