Газета Спорт-Экспресс № 144 (2637) от 28 июня 2001 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 2

28 июня 2001

28 июня 2001 | Велоспорт

ВЕЛО ОТ "СЭ"

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ - КРЫЛАТСКОЕ

Виктор КАПИТОНОВ

НА ЭТОЙ ТРАССЕ - КАЖДЫЙ ЗА СЕБЯ

О том, как великий российский гонщик и тренер, олимпийский чемпион 1960 года Виктор Капитонов строил велодорогу в Крылатском, ходят легенды. Но спросишь самого Капитонова, как все было на самом деле, получается очень даже буднично.

- Как родилась идея этой трассы, которую считают одной из самых трудных и самых законченных, если так можно выразиться, в мире?

- Предельно просто. Построили велотрек - и рядом отвели кусок земли, на котором нужно было соорудить велодорогу, соответствующую всем мировым стандартам. По правде говоря, воспроизвести серьезную трассу на небольшом клочке земли было сложновато, но рельеф представлял определенный простор для фантазии, возможность сделать весьма приличные подъемы, крутые спуски, интересные повороты.

Для того чтобы как следует изучить местность, пришлось излазить там все вдоль и поперек. Первоначально удалось "набрать" только шесть километров, а по международным стандартам положено около тринадцати. Была возможность задействовать еще и соседний холм - тот самый, где теперь проложены горнолыжные трассы, но там возникли сложности иного плана - слишком крутыми были некоторые участки, и дорожная техника в столь экстремальных условиях работать не смогла бы. Именно поэтому от той территории пришлось отказаться и поискать 13-километровый круг в другом месте.

Только после подробного исследования приступили к инженерной проработке строительства и к самому возведению велодороги. В те годы многие говорили о том, что трасса получилась слишком сложной. Однако еще до Олимпиады-80 в Крылатском прошла Спартакиада народов СССР - и вопреки прогнозам гонщикам трасса понравилась, да и до финиша, опять же вопреки прогнозам, добрались очень многие. Короче, довольны были все. Да, трасса действительно вышла не из легких, но она и должна была такой быть, чтобы соответствовать мировым стандартам. И я бы сказал, что вышла она даже получше многих трасс, на которых проводились чемпионаты мира и Олимпийские игры.

- Что вы вкладываете в понятие "мировые стандарты"?

- Каких-то жестких стандартов или правил, разумеется, нет, просто велотрасса для проведения крупных соревнований должна располагаться максимально близко к городу, желательно - рядом с треком, ведь для тренировок ее используют и трековики, и максимально раскрывать и использовать возможности, предоставляемые рельефом местности.

- В Крылатском действительно столь крутые подъемы, что простому наблюдателю непонятно, как гонщики могут на них взобраться!

- О, велосипедист "взойдет" на такую гору, куда даже машина не вскарабкается!

- А может быть, есть все-таки какая-то неудовлетворенность, мысли о том, что можно было что-то сделать лучше?

- Пожалуй, нет. Да и не может быть каких-то заметных промахов, когда все тщательно изучено, проработано. Кольцо ведь не просто так взяли - и карандашом нарисовали!

- Прошли годы, вам не кажется, что уж слишком близко подступили жилые дома?

- В свое время вся трасса был огорожена, были построены трибуны. Теперь ничего этого нет - ограждение растащили, от трибун, увы, остались одни железки. Очень много гуляющих из близлежащих микрорайонов, так что теперь во время соревнований приходится выставлять побольше милиции - чтобы не было неприятностей. Ведь любая собака может выскочить и спровоцировать жуткий завал!

Хорошо другое: трасса была построена по всем правилам дорожной техники и, несмотря на то, что прошло уже 20 лет, продолжает "стоять", лишь чуть-чуть осыпаясь по обочинам. Качественный дренаж не позволяет ей развалиться - и она до сих пор в весьма неплохом состоянии. Главное же, что она морально не устарела.

- Что вы имеете в виду?

- То, что велодорога эта была и по сей день остается довольно сложной для спортсменов. Разумеется, велокольцо - это не этап крупнейшей многодневки типа "Тур де Франс" или "Джиро д`Италия". Там бывают та-акие участки, та-акие подъемы: едешь в гору - барабанные перепонки трещат, когда спускаешься - то же самое! Поэтому не думаю, что Крылатское представляет уж очень большую проблему для нынешних профессионалов - у нас подъемы все же не те. К тому же все гонщики эту трассу знают как свои пять пальцев - можно сказать, выросли здесь, не раз тут выступали. Короче, для них это - семечки...

- Даже так?

- Конечно, ведь они привыкли к Альпам да Пиренеям, где такая скорость на спусках, что ни одна машина сопровождения за велосипедом не угонится: машина может поворот пройти на 60 км/ч, а гонщик развивает 90 - 100. В Крылатском-то таких экстремальных мест нет.

- А как быстро здесь можно проходить спуски?

- Сложно сказать, все зависит от накала борьбы. Обычно 13-километровый круг проходят со средней скоростью 41 - 42 км/ч, тогда как в конце длинного спуска она побольше шестидесяти.

- На ваш взгляд, предоставляет ли трасса в Крылатском возможность гонщику продемонстрировать все свои профессиональные качества?

- Она предоставляет возможность работать индивидуально. Если ты силен, то на сложных участках легко можешь перемещаться из группы в группу, можешь уйти в большой отрыв - и никто тебя не догонит. Никакая команда уже не поможет - ведь для командной тактики нужны большие равнинные участки, а таковых в Крылатском нет. Потому здесь надо в первую очередь быть очень хорошо подготовленным.

- То есть в Крылатском каждый за себя?

- Практически так. Но для наших профессионалов это не диковина.

- Вы думаете, что чемпионат России представляет для них интерес?

- Разумеется. Международная федерация специально отводит три дня в конце июня для национальных чемпионатов - и все велопрофи разлетаются по домам. Ведь за победу в домашнем первенстве начисляют очки - и немаленькие - в международный рейтинг. За это стоит побороться.

Лина ХОЛИНА