Газета Спорт-Экспресс № 116 (2609) от 25 мая 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

26 мая 2001

26 мая 2001 | Формула-1

Александр ВУРЦ: "ВЕРНОСТЬ НЕ ПООЩРЯЕТСЯ"

Боевые пилоты "Формулы-1" нередко приходят в гонки из испытателей. Бывает, однако, и по-другому: человек уже выступал в "Гран-при", а теперь работает на тестах. Но это вовсе не означает, что у него нет надежды вернуться.

Йохен Риндт, Ники Лауда, Герхард Бергер... Маленькая Австрия в последние десятилетия дала "Формуле-1" немало звезд. Поэтому появление в 1997-м Александра Вурца, сразу же ярко вспыхнувшего на гоночном небосклоне, было воспринято как нечто естественное. Однако его карьера развивалась далеко не так гладко, как можно было ожидать. В конце прошлого сезона австриец был отчислен из "Бенеттона", и в 2001-м на старт "Гран-при Австрии" не вышел ни один местный гонщик. Правда, "за кадром" австрийцы были: Лауда возглавляет теперь "Ягуар", Бергер - "БМВ", а Вурц присутствовал на гонке в качестве пилота-испытателя "Макларен-Мерседеса".

- Александр, тяжело быть на "Гран-при" и не выйти на старт?

- Отрицать это было бы неправдой. Тем более здесь, дома. Но я не жалею о решении стать испытателем.

- Как сохранять мотивацию, садясь за руль только на испытаниях?

- Это своего рода мини-гонки против партнеров по команде. Сравнение показанного времени, данных телеметрии... К тому же я занимаюсь не рутинной обкаткой болидов перед отправкой на гонки. Нет, это настоящая работа над развитием болида. С января я накатал на трассах около 8000 километров - вдвое больше, чем Култхард или Хаккинен. Конечно, гонок мне не хватает, но, учитывая мой сезон-2000, эта работа была лучшей из того, что я мог найти.

- Ну а в чем был интерес самого "Макларена", когда он предложил вам контракт?

- Если команда оказалась на вершине, это не случайность, а результат того, что она работает больше и лучше соперников. Испытания должны идти беспрерывно весь год. Инженерам требуется мгновенный ответ на каждую новую идею. Взять на такую работу дебютанта - не лучший способ добиться результата. Воспользовавшись в прошлом году услугами Паниса, "Макларен" указал путь другим. В результате "Джордан" пригласил Зонту, "Уильямс" - Жене, а "Макларен" - меня.

- Заменить Паниса было, наверное, нелегко?

- Да, Оливье работал прекрасно, а его вдумчивость и человеческие качества вызывали у всех искреннюю симпатию и уважение. Кстати, именно опыт Паниса убедил меня согласиться: на его примере я понял, что в "Макларене" относятся к третьему пилоту куда серьезнее, чем в других местах. Здесь испытатель - человек уважаемый, а работы у него хватает на пятерых! Но, скажу без хвастовства, мне тоже потребовалось не слишком много времени, чтобы найти свою маленькую нишу.

- Что все-таки не сложилось с "Бенеттоном"?

- Да многое... Увы, когда я покидал эту команду, атмосфера там была невыносимой. И в том числе поэтому я не жалею о прошлом. Здесь же - никаких проблем, никаких склок. Ты часть семьи, ты окружен вниманием и поддержкой. Ты должен заниматься лишь своим делом - пилотировать.

- Но кое-что у "Бенеттона" вы все же увели...

- Ха, вы имеете в виду Джулию Хорден? Да, мы начали встречаться, еще когда я пилотировал в "Бенеттоне". После моего перехода в "Макларен" остаться на должности пресс-атташе у Флавио Бриаторе она не могла.

- Если вспомнить вашу карьеру, в чем были ошибки?

- Главных - две. У меня состоялся прекрасный дебют в "Бенеттоне". Я получил ряд предложений от лучших команд, но отказался из чувства верности тем, кто позволил мне дебютировать в "Ф-1". Думать, что верность в этом мире поощряется, и было моей первой ошибкой... А вторая состояла в том, что я оказался неважным политиком в тот момент, когда Флавио Бриатторе передавал команду Рокко Бенеттону. Надо было вовсю интриговать, чтобы закрепиться на своей позиции. Видно, житейской мудрости не хватило...

- Бытует мнение, что вы "сломались" после двух подряд аварий в 1998-м - в Монако и две недели спустя в Канаде.

- Полная чушь! В Монреале я уже полчаса спустя после аварии вышел на второй старт на запасной машине и в итоге финишировал четвертым, всего в трех секундах позади "Феррари" Эдди Ирвина. А уж позже и вовсе не было никаких последствий. Так что сломался не я, а команда.

- Вы расстроены тем, что "Макларен" заставляет пилотов обуваться в одинаковый цвет - черный?

- Я понимаю, о чем вы. Да, многие писали, что я носил обувь красного и синего цветов из-за суеверия, но это неправда. Это был лишь коммерческий трюк "Бенеттона". Теперь оба ботинка черные, как и у Хаккинена с Култхардом. Но мне, если честно, наплевать, какого они цвета... Быстрее-то от этого не поедешь!

- А каковы, кстати, ваши отношения с партнерами по команде?

- Не знаю, можно ли назвать это дружбой, но мы добрые приятели. Я давно знаю Дэвида, в Монако мы часто встречались по вечерам в баре или дискотеке еще до того, как я перешел в "Макларен". Мику пока знаю чуть меньше, но мы несколько раз ужинали вместе.

- Вы верите в свои шансы вновь выйти на старт?

- Конечно, верю. Но пока предпочитаю заниматься своей работой и делать максимум для команды. Уверен, это принесет плоды. Ведь на меня уже смотрят иначе: по сравнению с прошлым годом мой имидж улучшился на три порядка!

На "Гран-при Австрии" Култхард благодаря безошибочной стратегии смог выиграть гонку. А вот Хаккинен остался стоять на старте. И это значило, что Вурцу предстояло вновь засучить рукава и вкалывать вместе с инженерами, готовя болиды "Макларена" к следующей гонке - в Монако.

Алексей ПОПОВ

Шпильберг - Монте-Карло

Полностью этот материал можно прочитать в авторской рубрике "Формула-1" с Алексеем Поповым" на портале www.sport-express.ru.