Газета Спорт-Экспресс № 90 (2583) от 21 апреля 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

21 апреля 2001

21 апреля 2001 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ВЗГЛЯД Александра НИЛИНА

"СПАРТАК" ИДЕТ НА ЧЕТВЕРТОМ МЕСТЕ. И ЧТО?

Как бы ни развивались дальнейшие события, в одном-единственном я уверен: "Спартаку" ничего не грозит. К сожалению...

Каждый теперь, наверное, решит, что этим сожалением я себя выдаю с головой и большинство из вас не станет дочитывать мою заметку. И я никого не успею уверить, что мой комплекс относительно тех, кто болеет за "Спартак", вряд ли уже будет изжит. Я бы осмысленнее прожил жизнь в своей стране, стань я с детства спартаковским приверженцем. Но, может быть, дистанцированность от народной команды и разрешает мне сейчас смотреть на "Спартак" без боязни сглазить?

"Спартак" изначально был задуман братьями Старостиными как организм, оппозиционный ведомственным организациям. Вместе с тем хитрость великих братьев в том и заключалась, чтобы и власть вовлечь в свой замысел - сыграть на тайном соблазне раздвоения. Мне кажется, что после казни комсомольского вождя Косырева - покровителя Старостиных - склонность к "Спартаку" в эшелонах власти сделалась неким паролем зашифрованного вольномыслия.

Я помню рядовых болельщиков послевоенного "Спартака" с их загнанным внутрь чувством превосходства над прочими. В отсутствие репрессированных Старостиных их возрастной по составу "штатский" клуб уступал высшие места в чемпионатах клубам "военным", по выражению Николая Петровича, не разделявшего строго одетых в разные мундиры покровителей "Динамо" и ЦДКА. Но победами в розыгрышах Кубка спартаковцы давали надежду тем, кто умел ждать.

Выдающиеся успехи возрожденного клуба пришлись на оттепельные времена и совпали с возвращением Старостиных, символически отобравших назад у "Динамо" Сергея Сальникова, считавшегося внебрачным сыном старшего из братьев.

В годы опалы и возникла - подтвержденная, впрочем, - легенда о спартаковском духе. Но, по-моему, в толковании легенды упущено, что этот дух выражался прежде всего в исповедальности стиля. Сегодня, когда и малейший намек на свою игру спешат провозгласить стилем, а стиль "Спартака" выглядит недостижимо каноническим, уже не вообразить, сколько отваги понадобилось клубу Старостиных, чтобы играть непременно стильно и во времена явного нефарта. Провал в первую лигу впервые привел в клуб тренера с непереносимой для спартаковцев ранних созывов твердой рукой. Бесков произвел кадровую революцию, однако на стиль Константин Иванович не посягнул. Вместе с тем он подвел под него тренировочную систему, разрешающую производить крещение в спартаковцы без всякой мистики - общий эстетический знаменатель достигался за счет специально разработанных упражнений с мячом.

Олег Романцев руководит командой в другой, но и легендами прошлого живущей стране, где "Спартак", при всей спонтанности симпатий, скорее причислен к официозу, чем его исторические соперники. При Бескове "Спартак" своей штучной игрой оппонировал гладиаторской индустрии киевлян. Но футбол в мире, хотим мы того или нет, пошел в основном путем, торимым в бывшем СССР Лобановским. Романцев получил великолепное методическое наследство. Но оно ведь не освобождает тренера от круглосуточного труда интуиции. Что бы вслух ни говорил Олег Иванович, интуиция ему уже подсказывает, что клуб в своем стиле победит и лучшие команды в мире, но эпизодически. "Спартак", как и вся страна, самолюбиво переступает - шаг вперед, шаг назад - в мучительном осознании необходимости реформ. И уверяю вас, что отказ от фирменно подробной игры ради автономии флангов и длинных передач вместо всеми обожаемого короткого паса требует не меньшей решительности, чем крутые повороты в экономике. Но метафизический петух, клюющий по необходимости в известное место, похоже, подвластен чарам "Спартака".