Газета Спорт-Экспресс № 257 (2453) от 10 ноября 2000 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

10 ноября 2000

10 ноября 2000 | Шахматы

ШАХМАТЫ

Гарри КАСПАРОВ

Я ВЕРНУСЬ!

С 13-м чемпионом мира спецкор "СЭ" встретился на следующий день после того, как Гарри Каспаров проиграл матч за мировую шахматную корону Владимиру Крамнику - таким образом, уступив ему свой титул, которым владел 15 лет. Наш разговор состоялся во время ужина в лондонской резиденции Каспарова - шикарных апартаментах отеля "Майлстон" напротив Кенсингтонского парка и дворца, где раньше жила принцесса Диана.

ПРОТИВ "СБОРНОЙ СССР"

- Как вы думаете, каков был круг помощников Крамника?! - с места в карьер спросил Гарри после того, как мы обменялись рукопожатиями.

Я назвал тех, кого знал и видел, - гроссмейстеров Бареева, Лотье, Ильескаса.

Гарри выдержал паузу и начал перечислять тех, кто, по его сведениям (ему об этом только что сообщил испанский журналист Леонсе Гарсия), помогал Крамнику на предварительном этапе. Кроме официальных тренеров, перечисленных выше, будущему 14-му чемпиону мира, оказывается, помогали гроссмейстеры Гельфанд, Свидлер, Морозевич, Сакаев, Долматов, Ткачев...

- Сборная СССР! - весело заключил Каспаров, видимо, имевший в виду бывшего белорусского гроссмейстера Бориса Гельфанда и бывшего гроссмейстера из Казахстана Владислава Ткачева. Первый теперь играет за Израиль, второй - за Францию.

- Когда люди работают за деньги, в этом нет ничего зазорного, - продолжал Гарри. - Точно так же у меня в команде работал и сам Крамник - во время моего матча с Анандом. Но от того же Крамника пошел слух, что ряд его товарищей помогали ему, видимо, из "особо добрых чувств" ко мне! И зачем же прятаться за чужие спины?! Тому же Свидлеру - чего прятаться?! Помогаешь Крамнику?! Так хотя бы скажи: "Я помогаю Крамнику!" Есть же какие-то джентльменские нормы!

Случай с Гельфандом - и вовсе особый. Гельфанд перед предполагаемым матчем с Шировым провел у меня на сборе в Хорватии две недели. Мы вместе смотрели некоторые дебюты, один из которых мог иметь отношение к этому матчу. Я не применял этот дебют, но мог его применить! И вот теперь, спустя два года после нашего сбора, Гельфанд, не предупредив меня, помогает Крамнику?! Это находится за гранью моего этического кода! Видимо, у Гельфанда он другой...

- Гарри, вам приходилось играть и против команды Остального мира, и против ряда национальных сборных. И всегда вы справлялись. Не потому же вы матч Крамнику проиграли, что ему на предварительном этапе помогало слишком много талантливых молодых гроссмейстеров, а вам - меньше?! Да к тому же вы ведь и сами в 1991 году говорили мне: "В шахматном королевстве постоянно надо быть готовым к заговору против короля..."

- Так-то оно так, но это открывает мне глаза на многое. В частности, на то, каким образом Крамник оказался готов к моему 1.е2-е4. Сам он был бы не в состоянии поднять целый пласт новых дебютов, отказавшись от привычных для него русской партии и челябинского варианта сицилианской защиты. Выбирая испанскую партию, он должен был бы считаться и с моей "шотландкой", в которой я достиг наиболее впечатляющих успехов.

Теперь же мне все становится ясно: Крамнику "сдавали" целые дебютные направления! И можно только догадываться, кто "закрывал" ему "шотландку", а кто "принятый ферзевый". То, что Крамнику поставляют свежие идеи со стороны, стало особенно очевидно, когда через день после того, как я впервые использовал принятый ферзевый гамбит, он применил в нем новинку! Ход 10.Се2 - совершенно новую идею - за один день не найдешь. Могу предположить, что этот ход Крамнику "на идейной основе" поставил по телефону Гельфанд, который играет этот дебют.

ТРАГИЧЕСКОЕ "СДВОЕНИЕ"

- Проигрыш матча вас надломил?

- Случившееся в этом матче не поколебало моей уверенности в том, что я остаюсь сильнейшим шахматистом мира. Твердо уверен: буду продолжать выигрывать турниры и верну себе титул чемпиона мира.

- О том, как вы собираетесь это сделать, поговорим чуть позже. А пока хотелось бы узнать, почему, на ваш взгляд, вы все же проиграли матч Крамнику?

- У меня, как выяснилось, не оказалось дебюта ни за белый цвет, ни за черный... Но убило по большому счету это бессмысленное "сдвоение" игр в субботние и воскресные дни! Микки Адамс, когда узнал о таком вот "сдвоении", сразу же позвонил мне и сказал: "Гарри! Тому, у кого будет белый цвет в воскресных партиях, придется очень плохо!" Пришлось плохо именно мне.

- Я догадался об этом, о чем и написал в "СЭ" после 13-й партии...

- Нелепое, преступное "сдвоение" окончательно убило меня! Сделано это было Малькольмом Пэйном, техническим директором матча (м-р Пэйн подал в отставку незадолго до начала матча. - Ю.В.), в интересах телевидения - чтобы в уик-энд побольше людей могло по телевизору наблюдать за ходом поединка. Только вот телевидения на матче не было вовсе, а "сдвоение" осталось. Если бы игры проходили нормально, с интервалом в один день между партиями, я бы не отдавал добровольно белый цвет почти в каждой партии и, думаю, не проиграл бы матч.

- Особенно бросилось в глаза, когда в 13-й партии вы на 14-м ходу вдруг предложили ничью - белыми! Многие сочли это досрочной капитуляцией.

- Какая капитуляция! После этого я еще имел шансы свести матч вничью! И в 14-й, и в 15-й партиях упустил почти арифметические шансы на выигрыш!

Но когда после 12-й партии пришел домой и ребята мне сообщили про ход 31...Лс8 (после чего черные с лишней пешкой имеют отличные шансы на выигрыш), я был в шоке! Откинулся в кресле и не мог произнести ни слова... К тому же был день рождения сына... Я был убит! Упустить такой шанс... Я не спал ночь и играть 13-ю партию был просто не в состоянии. .. Если бы у меня были хотя бы сутки для того, чтобы прийти в себя, я получил бы к 14-му ходу позицию получше!

ТАЙНА "БЕРЛИНСКОЙ СТЕНЫ"

- Гарри, белыми вы все время играли от короля: 1.е2-е4 и каждый раз упирались в так называемую "берлинскую стену". Но почему? Почему вы проявили столь странную принципиальность, хотя было ясно, что в условиях резкого дефицита времени белые ничего реального из этого дебюта извлечь не могут?

- Последние три года я пытался выигрывать турниры с результатом "+7", "+6" . И, как правило, мне это удавалось. В то же время Крамник продолжал выстраивать свой дебютный репертуар в игре черными, позволяющий ему не проигрывать партии и стабильно показывать скромные "+2", "+3". У него были другие цели в жизни. На 1.d2-d4 и 1.с2-с4 Крамник отстроил очень крепкий дебютный репертуар. И вот теперь, в матче, это сработало.

Я же привык играть более рискованные дебюты и, к сожалению, не отказался перед матчем от защиты Грюнфельда. Это было грубейшей ошибкой. Попробую объяснить популярно. Периметр, который надо держать в защите Грюнфельда, очень большой. В дебютах Крамника периметр поменьше (но с помощью такого числа помощников он, конечно, мог его расширить и укрепить). Столкнувшись с запасом идей, которые неожиданно для меня продемонстрировал Крамник, я понял, что удержать все - невозможно... И вынужден был по ходу матча, в сущности, выстраивать новый дебютный репертуар.

Я стал жертвой иллюзии, что с компьютерной помощью (а с компьютером мы работаем все же лучше, чем соперники) можно дойти до конца в любых вариантах любого дебюта. О многих вариантах защиты Грюнфельда мы действительно сейчас можем писать монографию. Но это отняло много сил. Если хотя бы 20 процентов этой энергии мы с самого начала направили бы на защиту Нимцовича и ферзевый гамбит (что нам пришлось делать по ходу матча), то, думаю, у Крамника идеи быстренько кончились бы...

- В 8-й партии вам удалось в защите Нимцовича применить сильнейшую новинку, и это едва не привело к поражению белых, которыми играл Крамник. Эта новинка родилась в процессе ремонта "Грюнфельда"?

- Это была, думаю, ключевая новинка в матче.

Я был уже в постели, когда в два часа ночи предложил моим помощникам по телефону (они работали в другой комнате, этажом ниже) 16...Кс7! и 18... f5! в варианте защиты Нимцовича, который играет Крамник. Теперь представьте ситуацию, при которой я подготовил бы к матчу не защиту Грюнфельда, а защиту Нимцовича. И придумал бы эту новинку в спокойной обстановке, на сборе. Тогда все сложилось бы по-другому!

ДОКОНАЛИ "НОЧНЫЕ РАБОТЫ"

- С "Нимцовичем" у вас ведь тоже не заладилось. Чем объяснить 25-ходовый разгром, учиненный вам в 10-й партии?

- Бороться в условиях, когда нет дебюта за белых, нет дебюта за черных... Голова шла кругом, я просто выбился из сил от постоянных многочасовых ночных бдений. Перед 10-й партией не выспался... Когда в "Нимцовиче" Крамник пошел на 4-м ходу е2-е3, я в какой то момент перестал видеть доску, а в голове крутились варианты с 4.Фс2...

В нормальном состоянии, даже пропустив 15.Се6, я пошел бы 15...Лс7 и ничего страшного не случилось бы. А тут "зашкалило" - я посчитал, что надо разменять ферзей (ведь Крамник всегда так охотно менял ферзей)... На 15.Се6 - 15...Лс7, что форсированно вело к эндшпилю - худшему, но вполне защитимому... Причем в этой встрече, как потом выяснилось, мы повторяли партию каких-то слабаков, игранную много лет назад.

В общем, реально в матче были две дебютные катастрофы. Первая случилась во 2-й партии и была предопределена еще до матча. Вторая произошла в 10-й партии, когда я сам себя загнал...

ИНИЦИАТИВА ЕСТЬ, А ВОТ СИЛ НЕТ

- Когда ваше положение казалось очень и очень трудным ("-2" за 6 партий до финиша), вы вдруг стали играть лучше. Крамнику пришлось спасать и 11-ю, и 12-ю, и 14-ю, и 15-ю...

- Согласен: после катастрофы в 10-й партии шансы вдруг посыпались со страшной силой!

В 11-й партии я упустил отличные шансы на выигрыш. Не буду дискутировать здесь с Крамником, он прекрасно знает, где и как я мог играть на победу. В 12-й партии на доске стояла лишняя пешка и было в два раза больше времени в цейтноте... И самое идиотское, когда я себя уже почти "похоронил", в 14-й партии вдруг появились совершенно фантастические шансы! На партию я шел в хорошем настроении, играл неплохо, и когда Крамника залихорадило и он в совершенно ничейном эндшпиле стал творить "чудеса", я мог выиграть это окончание, но роковым образом нарвался на троекратное повторение позиции! И это при том, что времени у меня было - вагон! Видимо, в очередной раз "зашкалило"...

С 11-й по 15-ю партию Крамник дал мне столько шансов, что в былое время их мне хватило бы, чтобы выиграть матч у Карпова! И не один!

- В 15-й партии, которая оказалась последней в матче, вы имели по дебюту очень сильную позицию, но потом, как уже не раз бывало, Крамник уравнял шансы. Он очень здорово защищается?

- Защищается-то он неплохо.

Но если бы я вместо очень плохого хода 24.е3 сделал "ход рукой", который напрашивался и который я видел - 24.Лс1!, то не знаю, нашлось бы спасение у белых или нет... Но опять мне померещилось, что в одном из вариантов с немедленным с7-с5 черные выигрывают у меня фигуру, а на самом деле этот ход был невозможен, так как белые оставались с лишней пешкой. А если нет с7-с5, то черным не просто защищаться после появления ладьи на с6.

- Почему же вы упустили столько явных шансов и почему вам все время что-то "мерещилось"?

- Перед матчем я был в изумительной форме! Специально проводили тесты - я соревновался с мощным компьютером "Дип Джуниор" в решении сложных задач. Так вот, я ни в чем не уступал компьютеру: решал задачи с той же скоростью, то есть мгновенно! Но после всех этих ночных авралов, после рокового для меня "сдвоения", из-за которого, в сущности, был потерян белый цвет, я "поплыл", у меня просто не хватило сил реализовать те шансы, которые предоставил противник.

КРАМНИК ОЛИЦЕТВОРЯЕТ СВОЕ ВРЕМЯ

- Что вы думаете о новом чемпионе мира?

- Год назад я, если помните, опубликовал в воскресном приложении к "СЭ" свое обширное исследование творчества большинства своих предшественников на шахматном троне. Там во вступительной статье я написал: каждый чемпион мира олицетворяет свое время. Крамник - не исключение.

Сейчас наступило время прагматичного рынка. "Сколько стоит ваша компания?" "Почем ваши акции?" Этими вопросами живет современный мир. И вот теперь в шахматы пришел человек, который олицетворяет собой этот прагматичный, циничный подход.

Стиль, в котором проводит свои партии Крамник, многим не нравится, его партии не доставляют людям удовольствия. Но это не значит, что такой подход не приносит плодов. Приносит и, как видим, немалые! Но шахматам, как и жизни, нужны и красота, и романтизм! Поэтому я считаю, что еще вернусь! Метод борьбы за шахматной доской, который исповедует Крамник, не должен доминировать. Ну и кроме того, я просто лучше него играю в шахматы.

НАСЛЕДНИК ПО ПРЯМОЙ

- И какие же шаги вы намерены предпринять, чтобы вернуться?

- Собираюсь проделать большую работу, я к ней уже приступил. Во-первых, изучу весь матч, от начала до конца. Я уже прокручиваю в мозгу каждую партию. Считаю, что должен многое пересмотреть, я уже не могу играть, как прежде, в свое удовольствие, во "вкусные" шахматы. Придется наступать на горло собственной песне... То, что происходило в конце матча, вселяет в меня уверенность: Крамник слишком много ошибался в простых позициях, он использовал лишь мои явные промахи, когда я, что называется, "лег". Игровые позиции, где у него был колоссальный перевес (4-я и 6-я), он выиграть у меня не смог. И не сможет этого сделать никогда. Мне придется пересмотреть свой метод работы с компьютерами. Иллюзия, что машина все может исчерпать, оказалась весьма опасной... То, что произошло, имеет несомненную пользу, потому что периодически необходима встряска.

- Ничего себе "встряску" вы себе устроили!

- Меня погубили непрерывные победы в течение последних лет. Я просто не смог вовремя понять, что перед этим матчем надо кардинально изменить систему подготовки. Считал, что у меня хватит потенциала. Тем более, повторяю, счет вариантов у меня был такой перед матчем, какого не было никогда в жизни. А потом мозг устал. И не столько от игры с Крамником, сколько от вынужденной перестройки дебютного репертуара.

Тем не менее его подход к борьбе оказался более современным, а мой подход устарел. Я должен извлечь из этого уроки. Но никоим образом его подход не может доминировать! И пока у меня есть силы и идеи, я должен вернуться, чтобы это доказать.

- Значит ли это, что правоту своего подхода в шахматах вы постараетесь доказать уже в ближайших турнирах, например в Вейк-ан-Зее, где будут все сильнейшие, включая 14-го чемпиона мира?

- Я поеду в Вейк-ан-Зее, чтобы выиграть. Так же, как намерен выигрывать и другие турниры. Тем более те, где будет играть Крамник.

- Меняется ли что-то в шахматном мире с появлением нового короля?

- Крамник - 14-й чемпион мира, наследник по прямой великих чемпионов - от Стейница и Ласкера до "его оппонента на этом матче", как Владимир безлико выразился на закрытии матча. На новом чемпионе лежит большая ответственность. И я могу только надеяться, что принципы, которые исповедовал я, будут не чужды и Крамнику. В том числе обязанность регулярно отстаивать свой титул.

Юрий ВАСИЛЬЕВ

Лондон - Москва