Газета Спорт-Экспресс № 222 (2418) от 28 сентября 2000 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 2

29 сентября 2000

29 сентября 2000 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

СИДНЕЙ-2000

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Сергей КЛЮГИН - ЧЕЛОВЕК ДОЖДЯ

Владимир ГЕСКИН

из Сиднея

Верьте или не верьте, но минимум один человек победу Клюгина предсказывал. Это мой коллега, спецкор "СЭ" Сергей Родиченко. Когда вчера в 5 часов вечера мы направлялись на стадион и рассуждали о том, как могут развиваться события у прыгунов, Сергей сказал:

- Вот увидишь, Воронин сойдет, а победит Клюгин. И ведь как в воду глядел! Мы шли на стадион, кляня себя за то, что не захватили теплых вещей. Резко похолодало, порывы ветра и вовсе казались ледяными, а по небу гуляли тучи, не предвещавшие ничего хорошего. Надеялись, что хоть до дождя не дойдет. Но в конце концов ливануло - как раз в тот момент, когда 26-летний москвич Сергей Клюгин успешно преодолел 2,35. Ливануло так, что на двух трибунах, не закрытых козырьками, зрителей почти не осталось.

Ничего, самый главный, чемпионский прыжок они увидеть успели.

Компания в секторе собралась в высшей степени серьезная - все сильнейшие, за исключением не приехавшего в Сидней из-за травмы поляка Артура Партыки и американца Чарльза Остина: чемпион Атланты умудрился провалиться в квалификации. Зато из обладателей 10 лучших результатов сезона присутствовали 8. Первым в этом списке стоял Воронин - 2,40, а замыкал десятку Клюгин - (2,33). Плюс рекордсмен мира (2,45) Сотомайор, которого почти год из-за допингового скандала к официальным соревнованиям не допускали и который совсем недавно заявил: никаких там Ворониных он не боится и в Сиднее обязательно выиграет. Диктор по очереди представил всех 13 участников. Воронин и Сотомайор сорвали овации. Клюгину, который по жребию оказался последним, тринадцатым, хлопали совсем жиденько. Размялись. Ну и началось.

Собственно, началось с высоты 2,20, которую Сотомайор демонстративно пропустил: не царское это дело отправляться в путь вместе со всеми. Кубинец в первый раз примерился к планке на 2,25 - показалось, что взял ее с запасом сантиметров в 20.

Кстати, эти самые 2,25 пропустил уже Клюгин, за что тут же был раскритикован в российском секторе ложи прессы: мол, в такую погоду пропускать высоты - риск, который могут позволить себе только великие. А ты-то кто?!

Погода между тем из плохой стала отвратительной. Под крышей огромного стадиона рвались на волю флаги стран-участниц. Протоколы соревнований, которые разносят волонтеры, стаями летали над нашей трибуной. Судьи на поле стали кутаться в прозрачные плащи. А прыгуны, прежде чем выполнить попытку, долго гипнотизировали ленточку, по которой определяют силу и направление ветра - ее зверски мотало из стороны в сторону.

На 2,29 у Воронина начались проблемы. Две попытки он откровенно запорол, и, хоть в третьей преодолел планку без проблем, в голову закрались тревожные мысли: что-то будет дальше. Ведь вся борьба явно была впереди - эту высоту взяли сразу восемь участников (Клюгин - с первой попытки), а еще двое - Сотомайор и канадец Бозуэлл - ее и вовсе пропустили.

Да, с Ворониным творилось что-то неладное. Он старался не подавать вида, но все равно было заметно, что Вячеслав не в своей тарелке. В этот вечер он явно не демонстрировал той чемпионской уверенности, которая отличала его год назад в Севилье, всю минувшую зиму, да и нынешним летом, когда он установил новый рекорд России - 2,40.

Потом Клюгин скажет полунамеком: мол, у его друга (они с Ворониным тренируются у одного тренера Александра Барта) проблемы с федерацией. Суть этих проблем, на самом деле, заключается в том, что в Сидней не приехала жена Вячеслава, которая была с ним на заключительном сборе во Владивостоке. А Воронин без жены - это пол-Воронина. Если кто помнит интервью, которое чемпион мира дал несколько месяцев назад "СЭ", то знает, насколько он семейный человек.

Получается, неспокойно в этот вечер было на душе у нашего главного фаворита. А коли так, какие уж прыжки. И на высоте 2,32 он борьбу закончил: все воронинские попытки были никудышные...

Тем временем высоту эту взяли семеро (Клюгин - со второго раза). И планку подняли еще на 3 см.

Вернусь к провидцу Родиченко. Вам же, наверное, интересно, чем Сергей обосновывал свой прогноз. Ход его мыслей был таким: российские звезды, на которых заранее делали ставку, здесь, в Сиднее, увы, куда чаще проигрывают, чем добиваются успеха. Груз ответственности с одного переносится на другого и день ото дня становится все непосильнее. В общем, тяжела ты, шапка Мономаха. А Клюгин - он же действительно никто. Воронинская тень, почти спарринг-партнер. На чемпионате мира-97 занял 11-е место, два года спустя, опять же на мировом первенстве, не прошел квалификацию. Третий призер европейского чемпионата-98 - это достижение, конечно, но, скажем так, сугубо местного значения. Второй номер сборной, на которого всерьез никто не рассчитывал. Значит, груз ответственности нулевой. А вот это уже важно. Плюсик.

А может, Родиченко отдал предпочтение Клюгину, потому что в небе сгущались тучи. Ведь на счету будущего олимпийского чемпиона - две победы в турнирах "Гран-при", и оба раза он выигрывал в ливень.

Судьи подняли планку на 2,35. Первая попытка. Шестеро по очереди планку сбили. И тогда пришел черед Клюгина и дождя.

Сергей вложил в прыжок все силы - и получилось блестяще. Технически безошибочно. Он поднялся с матов, улыбнулся - и тут по его лицу потекли первые дождевые капли.

Потом я спросил Клюгина: а если бы Сотомайор или кто-то другой все-таки взял эту высоту и пошел на 2,38, что было бы тогда?

- Выше я все равно не прыгнул бы, - печально улыбнулся чемпион. - У меня шиповки для тройного прыжка, там на пятке шипов нет, в такую погоду только травму получил бы.

- А почему такие шиповки? Неужели нормальных нет?

- Не в этом дело. Эти, для тройного, просто нравятся...

Остальные шестеро пытались еще что-то сделать. Сотомайор бил себя по щекам, кричал, злился. Но все 12 попыток, совершенные после чудесного клюгинского прыжка, оказались неудачными.

P.S.Вчера утром тренер Клюгина и его массажист предположили, что для победы будет достаточно прыжка на 2,35. А "новый израильтянин" Константин Матусевич, поглядев перед началом соревнований на небо, сказал: "Если пойдет дождь, ты, Серега, станешь чемпионом".

Вот все и сошлось.

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА. Olympic Stadium. 24 сентября

Мужчины. Высота. 1. Сергей КЛЮГИН (Россия) - 2,35. 2. Хавьер Сотомайор (Куба) - 2,32. 3. Абдерахман Хаммад (Алжир) - 2,32. 4. Стефан Холм (Швеция) - 2,32. 5. Константин Матусевич (Израиль) - 2,32. 6. Стаффан Странд (Швеция) - 2,32. 7. Марк Бозуэлл (Канада) - 2,32. 8. Вольфганг Крайссиг (Германия) - 2,29. 9. Сергей Дымченко (Украина) - 2,29. 10. Вячеслав ВОРОНИН (Россия) - 2,29. 11. Натан Липер (США) - 2,25.