Газета Спорт-Экспресс № 112 (2308) от 22 мая 2000 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 2

23 мая 2000

23 мая 2000 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион

ПЕРЕСТАНОВКИ ВО ВЛАДИКАВКАЗЕ И ЭЛИСТЕ

Александр ИРХИН

ДО ЭТОГО МНЕ ЧАСТО НЕ ВЕЗЛО

В работу он включился без раскачки. "А что тут мудрить? - говорит Ирхин. "Уралан" - готовая команда. Дойти до полуфинала Кубка России дано не всем".

- Расскажите о своей прежней работе в "Спартаке-Чукотке", - с этого началась беседа с новым главным тренером элистинцев.

- Там я занимал должность помощника президента клуба, оказывал консультационную помощь в оргработе команды. Иначе говоря, выполнял функции второго тренера. Такое положение меня в принципе устраивало, но ощущался некий дискомфорт: все-таки в глубине души слышны были отголоски невостребованности. Любой выпускник ВШТ, поработавший с командами рангом выше, скажет вам то же самое.

- Ваши прошлые практические шаги как главного тренера отмечены одной особенностью: команды, руководимые вами, загадочным образом достигали высот, а вы таким же загадочным образом эти команды покидали...

- По большому счету, случаев, упомянутых вами, было всего два - речь о динамовских коллективах Ставрополя и Тюмени. В обоих этих городах футбольные чиновники ставили на сезон одинаково высокие задачи, только вот реальными гарантиями задачи эти не подкреплялись. Не было не только материальной базы, но и, что самое прискорбное, истинной заинтересованности в успехах команд. Скажу откровенно: я противник того, чтобы главный тренер распутывал клубок финансовых противоречий, но и оставаться в стороне от них не могу. Вот и получалось, что мои тренерские амбиции вступали в конфликт с равнодушием и разгильдяйством. Ведь страдало дело, к которому прикипел душой.

- Работая в первом дивизионе, вы хотя бы краем глаза следили за злоключениями клуба, который теперь довелось возглавить?

- Разумеется. Как человек, работающий в футболе, следил не только за "Ураланом". Более того, скажу, что Элиста за последние два-три года представляла для меня определенный интерес. Как-никак, я родом из соседнего с Калмыкией региона, и моему сердцу всегда были близки футбольные успехи команд Юга России. Сначала, как вы помните, гремела Северная Осетия, потом Калмыкия, теперь вот Дагестан. А разве может оставить равнодушным то, что прозябают Кубань и Ставрополье, где к футболу охладело прежде всего краевое руководство. Хотя хорошие игроки там и поныне не перевелись - только вот счастья они вынуждены искать вдалеке от родных мест.

- Что, на ваш взгляд, стало главной причиной кризиса "Уралана"?

- Ничего конкретного, сами понимаете, пока сказать не могу. Я провел с "Ураланом" лишь две тренировки, а в деле видел его лишь в московском матче с "Динамо". Та игра, скажу вам, не произвела на меня никакого впечатления. Почти не было движения, что наводит на мысль о проблемах с функциональной подготовкой футболистов. Вместе с тем готов подтвердить, что "Уралан" не нуждается в кардинальной реконструкции. Стало быть, разговоры об очередной революции в команде неуместны. Свежая кровь нужна, но добавлять ее необходимо предельно осторожно. Главное - не навредить.

- В "Уралане" играют сразу три бразильца. Как вы относитесь к легионерам из дальнего зарубежья, задействованным в российских клубах?

- Видите ли, я сторонник усиления команды действительно добротными мастерами. Сомневаюсь, что Джефферсон, Бренер и Кассиану были на самом лучшем счету в Бразилии. Они приехали к нам зарабатывать деньги по возможности с наименьшими затратами сил. Не думаю, что бразильцы "Уралана", как и легионеры других российских клубов, готовы биться за честь своих команд до последних сил.

- Вопрос, с которого следовало бы начать это интервью: кто предложил вам возглавить калмыцкую команду?

- Все началось с того, что меня пригласили в калмыцкое постпредство в Москве на беседу с Кирсаном Илюмжиновым. В ходе часовой беседы речь шла, разумеется, о футболе. А кроме этого, о моих взглядах - не только на эту игру, но и на жизнь в целом. Президент Калмыкии произвел на меня очень приятное впечатление - своей дипломатичностью, умением не только выслушать, но и задавать вопросы по существу. Самое любопытное, что речи о моей возможной работе в "Уралане" поначалу не шло, хотя я, конечно, понимал, к чему клонится разговор.

- Илюмжинов, как правило, любит строить свою работу с прицелом на конкретную цель. Обозначил ли он ее в вашей будущей работе с "Ураланом"?

- Конкретные ориентиры названы не были, хотя понимаю, что мне предстоит оперативно вывести команду из кризиса и нацелить ее на максимально высокий результат.

- Стало быть, вы не спаситель "Уралана", а человек, который призван вернуть ему былую уверенность?

- Именно так. О каком-то крахе команды не может быть и речи. Более того, к этому нет даже предпосылок. Да, были допущены ошибки. Вот их-то и необходимо исправить.

- Все ваши предшественники в элистинском клубе приезжали работать с группой помощников. Вы в этом ряду не исключение?

- Помощники у меня действительно есть, но я пока не могу их вызвать сюда, поскольку лишен телефонной связи с внешним миром. Мне еще не предоставили возможности куда-либо позвонить. Очевидно, руководство "Уралана" решило устроить мне первую проверку на прочность (смеется).

Климентий ХВАН

С ИРХИНЫМ ОБО ВСЕМ ПОГОВОРИЛИ ЕЩЕ ПО ДОРОГЕ В ЭЛИСТУ

Новому президенту "Уралана" Климентию Хвану 39 лет. Он - коренной элистинец. Последние семь лет провел в Москве - работал заместителем руководителя калмыцкого постпредства при президенте России. Имеет два высших образования.

- По чьей инициативе вы стали президентом "Уралана"?

- Все вопросы, связанные с назначениями на ключевые посты в команде, решает президент Калмыкии. Единственная неувязка произошла недавно - с проработавшим всего неделю Владимиром Дергачом. Его в команду приглашал Николай Шовгуров, но, как выяснилось позже, лишь для знакомства с обстановкой. Как бы там ни было, Дергача поблагодарили за желание помочь "Уралану", причем это прозвучало также из уст Кирсана Илюмжинова.

Поначалу мне была предложена должность вице-президента клуба, что меня не очень-то прельщало. В том, чтобы быть дважды заместителем, приятного мало. К тому же я не совсем представлял свои новые футбольные функции. Кирсан Николаевич, словно прочувствовав щепетильность ситуации, в четверг вечером наделил меня полнокровными полномочиями президента "Уралана". А уже на следующий день я сопровождал Александра Ирхина в его поездке в Элисту.

- Поговаривают, что экс-президент Шовгуров останется в клубе в качестве вашего заместителя.

- Такая формулировка, на мой взгляд, не совсем корректна. Николай Александрович много сделал для "Уралана", пройдя с ним через радости и огорчения. Год назад, едва став президентом клуба, он затеял грандиозное строительство нового поля, которое сейчас радует глаз. Параллельно он вел закладку трех тренировочных полей, а также занялся реконструкцией старого городского стадиона. Являясь первым лицом города, Шовгуров внес неоценимый вклад в популяризацию футбола, привлечение спонсоров для главной команды Калмыкии. Поэтому я очень хотел бы, чтобы этот человек продолжал работать в "Уралане", что пойдет лишь на пользу делу.

- Как возник вариант с приглашением в команду Ирхина?

- Его посоветовали московские друзья Кирсана Николаевича. Далее была продолжительная беседа один на один. Думаю, президент Калмыкии прежде, чем принять окончательное решение, проанализировал все до мелочей.

- В Элисте ходили упорные слухи, что "Уралан" после Аверьянова мог возглавить Павел Яковенко.

- Насколько мне известно, его кандидатура в качестве преемника Аверьянова не рассматривалась, хотя Илюмжинов по-прежнему считает его хорошим специалистом, много сделавшим для "Уралана".

- В самолете, а затем на стадионе вы почти непрерывно говорили с Ирхиным. О чем, если не секрет?

- Обсуждали планы на ближайшую перспективу. Иначе и быть не могло, ведь в "Уралане" впервые за последние годы сложилась уникальная ситуация одновременно сменились главный тренер и президент. Времени на паузы, таким образом, практически нет.

- Чем были наполнены ваши первые рабочие часы?

- Ознакомился со штатным расписанием "Уралана", его сотрудниками, просто прогулялся по стадиону, заглянул во все его закоулки. Имел продолжительную беседу с Шовгуровым, который дал согласие на первых порах помочь.

- Вы в прошлом были неплохим футболистом и наверняка имеете свое мнение относительно слабой игры "Уралана". В чем причины кризиса?

- Футболисты, по-моему, растеряли многие из своих качеств. Возможно, главная причина - в ослаблении контроля со стороны тех, кто должен был этим заниматься. А ведь в межсезонье об "Уралане" говорили преимущественно в лестных тонах. Слаба, как мне показалось, морально-психологическая устойчивость футболистов. Не исключено, что прошлогоднее девятое место подействовало на них успокаивающе.

- Как бы там ни было, боевой дух любой команды напрямую зависит от ее казны.

- Насколько мне известно, деньги у команды есть. Будем играть лучше - соответственно и денег будем зарабатывать больше.

- На ваш взгляд, не поспешило ли бывшее руководство "Уралана" с увольнением Аверьянова?

- Мне неизвестны истинные мотивы расставания с Аверьяновым, поскольку я занимался в те дни иными делами. В любом случае не хочу комментировать действия людей, которых заменил.

Александр ЕМГЕЛЬДИНОВ

Элиста