Газета Спорт-Экспресс № 106 (2302) от 15 мая 2000 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 2

16 мая 2000

16 мая 2000 | Футбол

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ ИТАЛИИ

ЧЕЛОВЕК С ВОСТОКА, КОТОРЫЙ ПОТРЯС ЗАПАД

Андрей Шевченко, проведя первый сезон в сильнейшем европейском чемпионате, становится его лучшим бомбардиром - 24 гола!

Георгий КУДИНОВ

из Милана

"Забьет ли Шевченко и достанется ли ему яхта?" - первое, что я услышал, войдя в вагон метро, когда отправлялся на стадион "Сан-Сиро", где "Милан" в последнем туре чемпионата Италии принимал "Удинезе".

"Заберите у меня все, кроме Шевченко", - было написано на одном из транспарантов на трибунах.

"Шева - ты лучший!" - скандировали после окончания матча болельщики "Милана".

И Габриэль Батистута из "Фиорентины", забив два мяча, и Эрнан Креспо из "Пармы", отличившись однажды, делали все возможное, чтобы обойти Шевченко в снайперской гонке. Но украинский миланец, реализовав на 40-й минуте пенальти, с 24 голами стал лучшим бомбардиром серии А. С первой попытки! А всего в сезоне он отличался 29 раз - это абсолютно лучший показатель на Апеннинах.

Из всех легионеров серии А только великому Мишелю Платини удавалось за последние сорок лет (!) стать лучшим снайпером в свой первый же сезон на Апеннинах. Было это в 1982 - 1983 годах. В конце 90-х Роналдо с 25 голами за "Интер" мог повторить успех француза, но на его беду Оливер Бирхофф умудрился провести в составе "Удинезе" на два мяча больше. Марко ван Бастен, ставший впоследствии эталоном форварда, в дебютном сезоне за "Милан" запомнился в основном травмами. Не смог себя проявить с ходу и Габриэль Батистута, которого многие в Италии считают (с чем я полностью согласен) лучшим форвардом серии А второй половины 90-х. Тот же Бирхофф шел к титулу лучшего снайпера долгие годы.

То, что не удалось ван Бастену, Роналдо, Батистуте, Бирхоффу, сделал Андрей Шевченко. Форвард сборной Украины с первой попытки взял высоту, которая, наверное, равнозначна мировому рекорду в легкой атлетике. Победить с первого раза в соревновании бомбардиров серии А, да еще будучи представителем Восточной Европы, - это выдающееся достижение. Тем более что итальянская серия А по-прежнему остается самой звездной в Европе. Батистута, Креспо, Вьери, Роналдо, братья Индзаги, Дель Пьеро, Монтелла, Салас, Бирхофф, Аморозо, Синьори, Кеннет Андерссон, Ковачевич, Бокшич, Рекоба, Саморано, Кьеза, Тотти, Роберто Баджо, Миятович - где еще есть такое созвездие игроков атаки! Среди них теперь блистает Шевченко.

На прошлой неделе я побывал в городе Кальяри - столице Сардинии. Этот остров, находящийся в Средиземном море, живет обособленной жизнью и напоминает скорее маленькое государство, чем часть Италии. "Кальяри", представлявший Сардинию в серии А, бесславно распрощался с высшим дивизионом за несколько туров до конца чемпионата. Думал, что встречу среди фанатов-островитян лишь недовольных критиков. Но первым, кого увидел в затерявшейся среди зелени деревушке, куда завезли меня друзья, был... Андрей Шевченко! Конечно, не настоящий: просто по дороге ехал на велосипеде мальчик в футболке "Милана" с седьмым номером на спине. "Шевченко - лучший в мире!" - гордо сказал мне юный болельщик "Кальяри".

В наших школах в свое время любили порассуждать о роли личности в истории. Если перевести разговор в футбольную плоскость, то Шевченко доказал Западной Европе, что игрок с Востока, пришелец с постсоветского пространства, может добиться не только локальных успехов, но и стать звездой мирового уровня - личностью в истории.

Если быть честным, то в Италии были невысокого мнения о постсоветском футболе несмотря на отдельные достижения наших легионеров в прошлом и Дмитрия Аленичева с Игорем Колывановым в настоящем. Шевченко опроверг это мнение. Если он будет и дальше так высоко держать планку, то авторитет нашего футбола - российского ли, украинского ли - вырастет в глазах ведущих футбольных держав.

Для своей же страны Шевченко в одиночку сделал то, что не под силу ее политикам. Недавно итальянская газета напечатала слова одного из представителей Украины в Италии. Он сказал примерно следующее: "Раньше, к сожалению, у нас был только Чернобыль. Теперь, к счастью, у нас есть Шевченко". Поясню. В итальянской прессе слово "Украина" и его производные упоминались крайне редко, да и то в основном в связи с чернобыльской трагедией и ее жертвами. Теперь Украина здесь ассоциируется с успехами ее футбольной звезды.

Шевченко прославил свою страну на Апеннинах, чем может гордиться. Равно как его соотечественники могут гордиться им. Разве такое измерить только голами и очками?

Если бы полиция не сдержала всех желающих пообщаться с кумиром после матча, то его разорвали бы на кусочки - "на добрую память".

- Дико устал, - сказал мне Андрей Шевченко, когда мы через толпу болельщиков пробирались к его автомобилю. - Я все-таки полагал, что в Италии будет легче. Но забил больше, чем рассчитывал. Такой вот парадокс.

О вчерашних матчах 34-го, последнего тура чемпионата - стр. 9