Газета Спорт-Экспресс № 11 (2207) от 19 января 2000 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

19 января 2000

19 января 2000 | Баскетбол - Еврокубки

БАСКЕТБОЛ

ЦСКА - "ЖАЛЬГИРИС

МАРТОВСКОЕ БЕЗУМИЕ 80-х

Можете представить, чтобы накануне футбольного матча "Спартак" - "Локомотив" вопрос об участии в нем травмированного Тихонова или Смертина решался на уровне министра спорта? Я не могу.

МАРТ 87-го

Совещание у председателя Госкомспорта СССР Марата Грамова было жестким и долгим. Его решения ждали сотни тысяч людей. Миллионы.

Между тем речь на совещании шла о больной ноге Арвидаса Сабониса. Играть ему или не играть. Главный тренер сборной СССР Александр Гомельский был категорически против. Он понимал, что даже один матч может усугубить травму, и тогда его голубая мечта - выиграть Олимпиаду - так и останется мечтой. Литовские руководители, напротив, уговаривали Грамова позволить баскетболисту выйти хотя бы на разминку - чтобы вдохновить партнеров и психологически "убить" соперников.

В результате все решило желание Сабониса. И за несколько часов до начала матча добро было получено.

Километровая очередь у касс Лужников вздохнула с облегчением.

ДЕКАБРЬ 98-го

Берлин. Матч звезд Европы. Саулюс Штомбергас, форвард "Жальгириса" и сборной Востока, делится впечатлениями об игре. Интересуюсь, как поживают Чивилис, Масальские, Янкаускас, Крапикас, Лекараускас, Бразис, Висоцкас. Штомбергас искренне удивлен: "Вы знаете не самых известных литовских баскетболистов, которые давно завершили карьеру?".

Конечно, маленький Саулюс, который во времена первых схваток за золото ЦСКА и "Жальгириса" только учился правильно вести мяч, даже не догадывался, какой ажиотаж вызывали в Москве эти суперматчи.

Зато должен помнить, что в дни тех игр в Литве замирала жизнь, раньше времени закрывались магазины. Пять тысяч избранных Богом обладателей билетов набивались в каунасский "Спортгалле", все остальные усаживались у телевизоров.

В Москве жизнь не останавливалась. Но попасть на баскетбол тоже было невозможно. И, конечно же, мы знали всех игроков "Жальгириса". Даже тех, кто больше сидел на скамейке, чем играл. Ну а лидеров - Сабониса. Куртинайтиса, Хомичюса и Йовайшу - в Москве обожали не меньше, чем своих, армейцев.

Вчера пятеро моих коллег честно признались, что в середине 80-х, когда в стране не было ничего интереснее, чем суперфиналы ЦСКА - "Жальгирис", они болели за литовский клуб.

Потому что в те времена ЦСКА был для многих символом могучей советской машины, а "Жальгирис" - храбрецом, который осмелился бросить ей вызов.

СЕНТЯБРЬ 82-го

Сборная СССР только что стала чемпионом мира, и золотую медаль в ее составе получил набирающий силу от матча к матчу 17-летний центровой "Жальгириса" Арвидас Сабонис. Отслужив в ЦСКА и выиграв в его составе чемпионский титул, в Каунас вернулся Римас Куртинайтис. А там уже есть игроки сборной Сергиюс Йовайша и Вальдемарас Хомичюс. Для всех становится очевидным, у вечного баскетбольного лидера ЦСКА - появился достойный соперник.

И тогда Госкомспорт принимает историческое решение - определять чемпиона страны в серии суперфинальных матчей. Редкая прозорливость. Что и докажет спустя шесть лет Олимпиада в Сеуле.

Если бы не было этих поделенных поровну шести золотых суперфиналов ЦСКА "Жальгирис", если бы не было 16 суперматчей, в которых каждая из сторон одержала по восемь побед, если бы не было битв на пределе человеческих возможностей, мы ни за что не получили бы олимпийское золото в 88-м. Кстати, там, в Сеуле, из 12 чемпионов шестеро представляли ЦСКА, трое - "Жальгирис".

МАРТ 83-го

Уже первая серия стала событием. "Жальгирис" выиграл, как сейчас модно говорить, регулярный чемпионат. ЦСКА, в котором тон задавали Еремин, Мышкин, Тараканов и Ткаченко, финишировал вторым. А значит, литовцы получили преимущество своего поля. Первый матч серии - московский - сделал "Жальгирис" фаворитом, гости взяли верх. Казалось, уж у себя-то в Каунасе литовцы общую победу не упустят. Но на то он и суперфинал, чтобы в нем действовали другие законы. Второй матч ЦСКА легко выиграл, сравняв счет. А третий, с дополнительной пятиминуткой, превратился в битву, которая велась не только в воздухе, но и на полу. Только Сергею Тараканову пришлось раз шесть прыгать за спорным мячом с не желавшим уступать соперником. Матч стал бенефисом Станислава Еремина. Он, разыгрывающий, вдвое превысив свою норму, набрал 20 очков и помог москвичам одержать победу.

Так мартовское безумие на шесть лет пришло в нашу страну.

МАРТ 84-го

Мастерства армейских ветеранов хватило и на второй подряд супертитул. Да, еще в силе первый центровой страны Владимир Ткаченко, который стал главным героем второй серии. Да, Сабонису нет и 20. Но он уже лидер!

Все понимают, что следующий титул ЦСКА может и не взять. Потому что Сабонис не просто талант. Он - великий баскетболист. А рядом с великими у партнеров открываются такие возможности, о которых они и не подозревали. Третий раз подряд Каунас проигрывать не намерен.

И ЦСКА объявляет мобилизацию.

СЕНТЯБРЬ 84-го

20-летнего Валерия Тихоненко, форварда алма-атинского СКА и сборной СССР, только что с блеском победившей на Играх "Дружба"-84 (этим турниром пытались заменить Олимпиаду в Лос-Анджелесе, которую мы бойкотировали), в срочном порядке призывают на службу в Москву. И если бы его одного! Привожу на память имена великолепных мастеров, которые в середине 80-х оказались в ЦСКА. Хейно Энден, Игоре Миглиниекс, Валерий Гоборов, Карлис Муйжниекс, Александр Ермолинский, Виктор Бережной, Владимир Горин, Александр Волков. Был на сборах у армейцев и Тийт Сокк, затем отпущенный в "Динамо".

В ЦСКА выживали действительно самые сильные и самые талантливые. За место в составе бились до крови. Обыкновенные двусторонние тренировки превращались в поединки двух классных команд. Для тех, кто сумел доказать право на жизнь, открывалась дорога в сборную.

А игра за сборную давала единственную в те годы возможность побывать за границей, поскольку в интересах главной команды страны Госкомспорт отказался от участия в еврокубках.

Снимаю шляпу перед теми, кто, несмотря на жуткую конкуренцию, отстоял свое место в ЦСКА и прошел через все шесть суперфиналов против "Жальгириса". Это Сергей Тараканов, Сергей Попов, Андрей Лопатов и Виктор Панкрашкин.

Наверное, можно было бы попробовать забрать в армию Сабониса или Хомичюса. Но в отличие от Куртинайтиса их из института со второго курса не отчисляли. А кроме того, бросить такой откровенный вызов общественности даже советские генералы испугались.

МАРТ 88-го

Гомельский не напрасно переживал за ногу Сабониса. Вскоре после пятого суперфинала, готовясь в Новогорске к чемпионату Европы, Сабас порвал ахилл. Последовали операции, в том числе и в Портленде, лечение, восстановление. К Олимпиаде-88 он успел. Но чемпионат страны прошел без него. Как и шестой суперфинал ЦСКА "Жальгирис".

Последний тур регулярного чемпионата-87/88 проводился в Каунасе. ЦСКА оставил в Москве своих лидеров Тараканова и Волкова. Но класс команды был настолько высок, что и в "ослабленном" составе она легко обыгрывала всех подряд. Досрочно обеспечив первое место (второе - и тоже досрочно - досталось "Жальгирису"), армейцы позволили себе, единственный раз на моей памяти, отдать матч. Не смогли отказать другу по сборной Александру Белостенному, центровому киевского "Строителя". Киевлянам для того, чтобы занять третье место, не хватало одной победы. И после трех овертаймов они ее получили. В благодарность Белостенный после матча принес армейским друзьям ящик водки и торт.

Впрочем, это лирическое отступление я позволил себе лишь ради того, чтобы еще раз напомнить, как много значил для нашего баскетбола Сабонис. Если бы он был здоров, никогда, даже в одном-единственном матче, ЦСКА не расслабился бы. А суперфинал-88, как и предполагалось, завершился двумя победами армейцев. Причем впервые его судили иностранные арбитры: в Каунасе - англичанин Ричардсон и бельгиец Де Кейзер, в Москве - вновь Ричардсон и Котлеба из Чехословакии. Необходимость приглашения судей из-за рубежа возникла после пятого, лужниковского, суперфинала.

МАРТ 87-го

Самая памятная и драматичная серия. Пока у ЦСКА и "Жальгириса" по два золота. Кто вырвется вперед? Первый матч из-за травмы Сабонис пропускает, и ЦСКА уверенно побеждает в Каунасе с преимуществом в 11 очков. Но есть надежда на возвращение Сабониса. Из Литвы в Москву идут бело-зеленые поезда, переполненные болельщиками "Жальгириса". Ажиотаж такой, что принимается решение перенести московский матч из 5-тысячного УСЗ ЦСКА в 12-тысячный Дворец спорта в Лужниках.

В день игры Грамов проводит то самое памятное совещание, и за несколько часов до матча Каунас ликует: Сабонису разрешили играть!

Первые восемь с половиной минут центровой оставался на скамейке запасных, но вдохновленные партнеры держались с ЦСКА на равных. С выходом Сабониса ход матча не изменился - по-прежнему ни одна из сторон не могла добиться решающего перевеса. Сабонис, прихрамывая, успевал под щитами включаться в борьбу с Ткаченко и Панкрашкиным. Все решила концовка, которая осталась за "Жальгирисом". Счет в серии сравнялся.

На следующий день ревущие Лужники стали свидетелями неповторимого зрелища. В первой 20-минутке ЦСКА раздавил соперников: Волков, Тараканов, Энден и Тихоненко к середине тайма довели преимущество армейцев до 20 очков. Сабонис заметно нервничал, часто ошибался и на перерыв ушел с четырьмя фолами. Правда, "Жальгирис" сократил это чудовищное отставание до 8 очков. Но все были уверены, что Сабас скоро получит пятый фол, и на этом все для литовцев закончится.

Сабонис действительно сфолил. И не один раз. Баскетбол - контактная игра. Без фолов отыграть 20 минут в борьбе невозможно. Но судьи были слепы. Зато нарушения правил против Сабониса фиксировали постоянно. И тот с удивительной точностью пробивал штрафные - 14 из 14!

Ход матча изменился. Хомичюс и Куртинайтис поймали бросок и начали без промаха поражать кольцо. "Жальгирис" не только догнал соперников, но и в самой концовке вышел вперед. На три очка. Последняя атака была у ЦСКА. Завершал ее Волков. За мгновение до финальной сирены Сабонис сфолил в последний раз - в момент дальнего броска. Как при этом Волков умудрился забить изпод "крыши" Сабониса, для меня загадка. Но мяч опустился в корзину. И снова судьи оставили без внимания этот фол. По справедливости Волков должен был пробить один штрафной...

Видимо, тогда-то и возникла идея пригласить для судейства иностранцев.

Дополнительная пятиминутка и лично Гинтарас Крапикас стали кошмаром для ЦСКА. 10:0 - с таким счетом в ней победил "Жальгирис".

Литовское правительство достойно оценило подвиг своих баскетболистов. Каждый получил, что хотел - кто квартиру, кто машину. А что в те времена еще можно было хотеть?

После матча за кулисами Лужников Валерий Тихоненко в невменяемом состоянии бился головой о стену. Ему так и не удалось стать чемпионом СССР.

В суперфинале-89 уже играли "Жальгирис" и "Будивельнык". ЦСКА без Волкова и Тихоненко боролся только за третье место.

ЯНВАРЬ 2000-го

Завтра, спустя почти 11 лет, ЦСКА и "Жальгирис" встретятся вновь. Не сомневаюсь, что каунасский "Спортгалле" будет переполнен. Что литовские болельщики будут вспоминать незабываемые 80-е.

И овацией встретят Валерия Тихоненко, единственного, продолжающего играть, участника тех легендарных суперфиналов.

Кстати, вот ирония спортивной жизни - в составе ЦСКА выйдет на площадку Гинтарас Эйникис, который в 88-м играл за "Жальгирис". Но, повторю, без Сабониса то был не настоящий суперфинал.

Вряд ли завтра игроки будут биться так же, как их знаменитые предшественники. И времена не те, и значимость матча не так высока.

А тогда в азарте Тихоненко мог вытолкнуть Крапикаса аж на второй ряд трибун и затем получить от Сабониса крепкий удар локтем в челюсть. Врачи заклеивали пластырем ссадины, прикладывали к синякам лед, звали на помощь массажистов...

Но звучала финальная сирена, и непримиримые соперники вновь становились друзьями. Их дружбе уже много лет. Одна деталь. Когда Тихоненко понадобились деньги на лечение тяжело больного сына, он позвонил Сабонису в Портленд, а тот лишь сказал: "Назови номер счета".

Через два дня из Америки пришли 100 тысяч долларов.

Владимир ТИТОРЕНКО