Газета Спорт-Экспресс № 292 (2191) от 21 декабря 1999 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3

21 декабря 1999

21 декабря 1999 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ-2000. Высший дивизион

ГАЗЗАЕВ ВЕРНУЛСЯ В "ДИНАМО"
ДЛЯ ТОГО,
ЧТОБЫ ВЕРНУТЬ КЛУБУ БЫЛОЙ АВТОРИТЕТ

Вчера новый наставник "Динамо" Валерий Газзаев официально был представлен в качестве главного тренера команды. Спустя шесть лет он вернулся на пост, который занимал с 91-го по 93-й год. После окончания пресс-конференции Газзаев дал эксклюзивное интервью корреспонденту "СЭ".

ПРОГРАММА Валерия ГАЗЗАЕВА

После разговора с новым тренером "Динамо" корреспондент "СЭ" сделал для себя семь выводов. По его мнению, именно эти положения станут для Газзаева и "Динамо" первоочередными целями на ближайшие годы.

1. "Динамо" намерено пригласить двух-трех российских игроков, выступающих в зарубежных клубах. Скорее всего это будут футболисты, которые еще в недавнем прошлом защищали цвета национальной сборной. С их приходом должны быть укреплены все три линии - оборона, полузащита и нападение.

2. Динамовцы видоизменят стиль игры. Команды Газзаева никогда не играли в незрелищный футбол. Не станет исключением и нынешняя. Понятно, что только яркая атакующая игра способна вернуть на трибуны динамовских болельщиков. При этом новый наставник "Динамо" не забывает и об обороне - традиционно сильнейшая линия бело-голубых по разным причинам в минувшем сезоне оказалась едва ли не самой слабой.

3. В ближайшие три года динамовцы намерены дебютировать в главном европейском клубном турнире - Лиге чемпионов. Кубок УЕФА-99/2000 рассматривается как генеральная репетиция.

4. Серией проектов "Динамо" собирается привлечь дополнительные инвестиции и укрепить финансовое положение.

5. Динамовцы будут стремиться оказывать всяческую поддержку сборной России. В ближайшее время бело-голубые хотели бы восстановить свое представительство в главной команде страны, подготовив для нее несколько игроков.

6. Реконструкция устаревшей базы в Новогорске должна стать первым шагом в улучшении материально-технического положения клуба.

7. Необходимо создать четкую и взаимосвязанную цепочку динамовских команд, начиная с ДЮСШ и заканчивая дублем. В этих командах получат специальные навыки и приобщатся к игровому стилю главного "Динамо" те футболисты, которые в будущем должны заменить игроков основного состава. Работа во всех подразделениях должна быть полностью подчинена интересам ведущей команды.

"ДИНАМО" ОБЯЗАНО ЕЖЕГОДНО БЫТЬ КАК МИНИМУМ В ПРИЗОВОЙ ТРОЙКЕ

- Когда в первый раз зашел разговор о вашем возвращении в "Динамо"?

- Первая беседа с Николаем Толстых состоялась у меня еще за месяц до окончания чемпионата - когда "Алания" в Москве играла с "Динамо". Но это был ни к чему не обязывающий разговор, в котором, кстати, мы в большей степени обсуждали вопросы, касающиеся общих футбольных проблем. По-настоящему серьезное предложение поступило уже после чемпионата - когда я покинул пост главного тренера "Алании".

- Какова была ваша первая реакция?

- Я понимал, что меня приглашают не куда-нибудь, а в московское "Динамо". И понимал, какие трудности и проблемы меня ждут. Вначале взял время на раздумье. А окончательное решение принял 25 ноября, когда прервал свой отдых в Железноводске и на несколько дней приехал в Москву для необходимых переговоров. Отмечу, что к этому моменту мы не единожды обсуждали с Толстых те вопросы, которые нас волновали больше всего.

- Как думаете, какими аргументами оперировали руководители "Динамо", приглашая вас? И какие факторы вы сами учитывали, принимая их предложение?

- Аргументы Толстых и аргументы Газзаева были ориентированы на одну общую цель, о которой вы, наверное, прекрасно догадываетесь. Клуб с таким именем и с такими традициями, как "Динамо", ежегодно обязан как минимум попадать в призовую тройку. Но перед нами стоит и другая важная задача. В ближайшие три года мы обязаны попасть в главный европейский турнир - Лигу чемпионов. Для того чтобы всерьез нацелиться на Лигу, поверьте, мы обсудили каждую мелочь. Думаю, вся инфраструктура "Динамо", организация дела позволяет нам с оптимизмом смотреть в будущее.

В СЛЕДУЮЩЕМ СЕЗОНЕ МОГ БЫ ВЫЙТИ В СЕРИЮ А

- Были ли у вас в предыдущие годы предложения от "Динамо" или каких-либо других клубов?

- Я их просто не рассматривал. Для меня существовала только одна команда - "Алания".

- Откуда же тогда брались недавние разговоры о том, что вы можете возглавить "Ротор", "Зенит" и даже "Шахтер"?

- Не имею ни малейшего представления. Кроме "Динамо" у меня было только одно предложение - я действительно вел переговоры с итальянским клубом дивизиона В "Равенна". Мне предлагали готовый трехлетний контракт, который осталось только подписать. Более того, в следующем сезоне в клубе создавали условия для того, чтобы претендовать на выход в серию А. В "Равенне", например, играют такие известные игроки, как бывший вратарь "Ромы" Червоне, полузащитник Дель Анно из "Интера", нападающий Мурджита, перешедший из "Виченцы". Я не раз просматривал записи матчей с участием "Равенны", и должен признать, что эта команда произвела на меня приятное впечатление.

- И почему же вы тогда отклонили предложение итальянцев?

- Меня многое связывает с "Динамо". Более десяти лет я отдал этому клубу сначала в качестве игрока, а затем - тренера. Именно здесь я во многом сформировался как личность. Кроме того, сыграли свою роль и мои добрые отношения с руководителями "Динамо". И в первую очередь с Николаем Толстых.

С ТОЛСТЫХ МЫ - В ОДНОЙ УПРЯЖКЕ

- Но ведь еще недавно ходили разговоры о ваших разногласиях с ним?

- Ни в одной команде, как и ни в одной семье, не бывает все гладко. Наши не слишком серьезные разногласия возникли на профессиональной почве и носили временный характер. У каждого из нас есть определенные взгляды на многие футбольные вопросы, и если бы мы не высказывали свои мнения друг другу, то вряд ли двигались бы вперед. Хочу особо отметить: сейчас мы с Толстых находимся в одной упряжке, как и подобает президенту и главному тренеру. У каждого свои обязанности и своя ответственность за результат, но мы обязательно должны быть единомышленниками. Помню, когда работал в "Динамо" ранее, всегда ощущал полную поддержку со стороны Толстых. Ведь мы дружим еще с тех пор, когда были игроками.

- Добрые отношения с ним и ваши динамовские корни, по-видимому, и стали главной причиной отказа итальянцам?

- Главной, но не единственной. Наверное, в моей ситуации проще всего было принять предложение "Равенны" и уехать в благополучную Италию на хороший контракт. Но есть еще такое слово - патриотизм. Поверьте, в моей жизни он всегда играл важную роль, и не раз, руководствуясь именно им, я принимал важные решения. Для меня очень важно не остаться в стороне, помогать на тему молодому государству. Сегодня авторитет России на международной арене, по сути, поддерживает только один клуб - "Спартак". Мне бы хотелось, чтобы наши болельщики, наблюдая за матчами в европейских турнирах, испытывали как можно больше положительных эмоций. Может быть, даже чувство гордости. А для этого просто необходимо, чтобы у нас была не одна, а две-три команды приличного уровня. Тогда, кстати, и средний уровень нашего футбола обязательно повысится. И сегодня, как мне кажется, шесть клубов (не буду конкретизировать каких) вполне способны трансформироваться в эту ведущую тройку. Сужу об этом по их инфраструктуре, а также по селекции, которую они ведут.

- У вас не было желания после 11 лет непрерывной работы в качестве главного тренера сделать кратковременную передышку?

- Именно из-за этого желания и состоялся мой уход из "Алании". Я хотел взять паузу на полгода-год. Накопленное нервное напряжение, наверное, и привело к срыву, который случился в Нижнем Новгороде (перед матчем с "Локомотивом" у Газзаева обнаружили гипертонический криз. - Д.Д.). Но тем не менее душевная потребность работы взяла верх. Когда же состоялся предметный разговор с Толстых, с членами совета директоров "Динамо", я психологически вновь оказался готов к продолжению тренерской деятельности. Дело в том, что после этих бесед понял: у руководства клуба самые серьезные намерения, а для меня это крайне важно.

- Не скажется ли это решение на вашем здоровье в будущем?

- Когда делаешь такой важный шаг, вряд ли думаешь о чем-либо подобном. Надеюсь, что ничего страшного не случится. Ведь я вернулся в свой клуб, в котором мне известны, наверное, все тропки и закоулочки.

ШЕСТЬ ЛЕТ ВО ВЛАДИКАВКАЗЕ
БЫЛИ ЛУЧШИМИ
В МОЕЙ ТРЕНЕРСКОЙ КАРЬЕРЕ

- Вернувшись в Москву, вы по-прежнему утверждаете, что создать в провинции сильный клуб архисложно?

- Это действительно непросто. И с организационных позиций, и с финансовых. Но здесь я бы хотел сказать слова благодарности тем людям, которые меня все эти годы поддерживали и с помощью которых "Алания" и добилась такого успеха. В первую очередь это относится к нынешнему президенту Северной Осетии Александру Дзасохову. Ведь именно с его легкой руки 11 лет назад я возглавил владикавказский клуб. А первые шаги, самые трудные, были сделаны мной при Сергее Хетагурове, который тогда работал председателем совета министров республики. Именно он помог в становлении команды. Я думаю, что как раз в те годы и началось восхождение "Алании", а первым серьезным шагом стал выход в высшую союзную лигу. Огромное спасибо и Ахсарбеку Галазову, при котором "Алания" стала чемпионом России. Ну и конечно, теплых слов заслуживают наш министр спорта Сослан Андиев и Батраз Битаров, которые все эти годы были рядом со мной. Эти люди, а также тренеры и игроки были прямыми участниками наших побед. И сегодня в "Алании" во многом благодаря их стараниям создана великолепная инфраструктура - прекрасная база, отличный стадион, клуб поддерживают самые лучшие в стране болельщики. Растет и талантливая молодежь.

- Наверное, и вы внесли немалую лепту в эти достижения? Чего стоит хотя бы элитный скакун, которого вам в благодарность за заслуги подарили во Владикавказе на недавних проводах!

- Да, теперь красавец Рембрант, чистокровный английский вороной, является предметом моей гордости. Он уже был неоднократным победителем всероссийских соревнований по стипль-чезу, участвовал в международных турнирах. В следующем году мой конь примет участие в скачках в Пятигорске, а затем в серьезном европейском турнире в Пардубице.

- И все-таки не жалеете, что шесть лет своей карьеры отдали периферийной команде - ведь в Москве могли бы за это время добиться гораздо большего?

- Я никогда ни о чем не жалею. Сожалеть о своих поступках - удел малодушных людей. И потом, именно эти шесть лет во Владикавказе, вне всякого сомнения, являются на данный момент самыми лучшими в моей тренерской карьере. Там я чувствовал и теплоту, и доверие, и преданность близких мне людей. О чем еще может мечтать человек?!

- Тешит ли ваше самолюбие тот факт, что вы единственный тренер, который сумел сделать провинциальную команду чемпионом?

- Конечно, это приятно. Но работа тренера заключается в том, чтобы он каждый год доказывал свою состоятельность. И ни в коем случае не останавливался на достигнутом. У меня, например, уже есть российские награды всех достоинств. Теперь хочется чего-то большего.

В 93-м ГОДУ РЕШЕНИЕ ОБ ОТСТАВКЕ ПРИНЯЛ ЗА ТРИ МИНУТЫ

- Вы не жалеете о прошлом, но тем не менее не могу вас не спросить о событии шестилетней давности. Когда вы после поражения от "Айнтрахта" - 0:6 - приняли решение уйти с поста главного тренера "Динамо".

- Я тогда испытал огромное душевное потрясение и как тренер, и как личность, а потому не видел другого пути. Решение о том, чтобы подать в отставку, принял в течение трех минут - пока шел из раздевалки команды в зал для пресс-конференций.

- Многие до сих пор считают, что вы поторопились.

- Может быть. Но я принял это решение не в порыве эмоций, а сердцем оскорбленного человека. Хотя до сих пор считаю, что команда у "Динамо" тогда была хорошая, в будущем способная на многое. В тот момент мы шли в чемпионате на третьем месте, показывая весьма неплохой футбол.

В ТРЕНЕРСКОМ ШТАБЕ ПОЯВЯТСЯ ЛАТЫШ
И ИЗВЕСТНЫЙ СПРИНТЕР БАРТЕНЬЕВ

- Какие изменения ожидаются в тренерском штабе "Динамо"?

- Моим ближайшим помощником станет Николай Латыш, с которым меня связывают не только многие годы совместной работы, но и искренняя дружба. В "Алании" я всегда мог на него опереться. Кроме того, в команде останутся специалисты, с которыми я вместе играл и также сохранил добрые отношения, - Александр Новиков и Николай Гонтарь. В штат клуба мы берем специального тренера по физподготовке - Леонида Бартеньева, известнейшего в прошлом спринтера, неоднократного чемпиона СССР и призера Олимпийских игр. А администратором скорее всего станет Александр Стельмах, который также работал со мной во Владикавказе.

НУЖНЫ ИГРОКИ С ПСИХОЛОГИЕЙ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

- А что вы думаете о нынешнем динамовском составе?

- Вне всякого сомнения, "Динамо" располагает достаточным количеством квалифицированных футболистов, большинство из которых вполне готово для решения серьезных задач. Усиления требуют, возможно, лишь две-три позиции. Поэтому мы и ведем переговоры с нашими легионерами.

- До того как вы стали главным тренером команды, динамовцы взяли четырех новичков - вратаря Захарчука, полузащитника Воронкова, нападающих Шахгельдяна и Канищева. Эти приобретения были сделаны с вашего ведома?

- Да, меня ставили в известность.

- А что скажете по поводу Канищева, с которым у вас в прошлом году произошел не слишком приятный инцидент?

- Думаю, у Канищева в "Динамо" появился последний шанс остаться в большом футболе. И я ему этот шанс обязательно дам. Если этот футболист пересмотрит отношение к некоторым вещам, то он сумеет вернуться на свой прежний уровень. Ведь я знаю его возможности, наверное, как никто другой.

- Согласитесь - прошлогодний конфликт с Канищевым возник из-за вашей особой приверженности к дисциплине.

- Где нет дисциплины, там всегда есть ненужные жертвы. А я не хочу терять игроков, что называется, на ровном месте.

- Сейчас живо обсуждаются условия вашего контракта. С одной стороны, вы связаны с клубом на три года, а с другой - обязаны ежегодно финишировать в призовой тройке. А что произойдет, если команда займет четвертое место?

- Я вообще не думаю о том, что может произойти в таком случае, поскольку такой клуб, как "Динамо", как я уже говорил, обязан быть в призовой тройке. Иной задачи я сам перед собой и не ставлю. Я не тот человек, который работает ради зарплаты. Для меня гораздо важнее цель и перспектива. Поэтому в "Динамо" будут приходить только люди с психологией победителей. И отбор игроков из нынешнего состава в ходе следующего чемпионата будет вестись именно с учетом этого. Для меня будет важно не только мастерство футболиста, но и его характер.

- Вы не считаете, что между "Спартаком", "Локомотивом" и всеми остальными клубами сейчас огромная пропасть, а следовательно, первые два призера следующего чемпионата заранее известны?

- Я бы так категорично не утверждал. Сегодня есть шесть клубов, равных по своим амбициям, потенциалу и ресурсам. Все шесть способны заявить о себе самым серьезным образом.

Дмитрий ДЮБО