Газета Спорт-Экспресс № 250 (2149) от 30 октября 1999 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

30 октября 1999

30 октября 1999 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. ШЕСТНАДЦАТЫЙ ЭТАП - "ГРАН-ПРИ ЯПОНИИ"

ЗАВТРА МОЖЕТ ЗАКОНЧИТЬСЯ 20-ЛЕТНЕЕ ОЖИДАНИЕ "ФЕРРАРИ"

Завтра, в последний день октября, на знаменитом японском автодроме Сузука на острове Хонсю многомиллионная армия фанатов "Больших призов" получит ответ на главный вопрос сезона-99: будет ли у королевы автоспорта 28-й по счету король? За полувековую историю чемпионатов мира "Формулы-1" высшим титулом владели 27 пилотов. Последний из этой династии, 30-летний финн Мика Хаккинен, в воскресенье предпримет попытку отстоять завоеванную год назад корону. Если пилоту "Макларена" удастся это сделать, то он станет шестым в летописи "Ф-1" двукратным чемпионом мира. Если преуспеет его основной конкурент, лидер чемпионата и фаворит Сузуки 33-летний ирландец Эдди Ирвин из "Феррари", то он окажется 28-м по счету обладателем заветного звания. И тогда прервется 20-летнее ожидание Скудерии, пилот которой в последний раз взошел на формулический престол 7 октября 1979 года на американской трассе Уоткинс Глен - это был 29летний южноафриканец Джоди Шектер.

16-й этап. "Гран-при Японии"

31 октября. Автодром Сузука. 310,582 км (53 круга по 5864 м). Трасса находится в 150 км к югу от Осаки. Рекорд круга-98 в квалификации: 1.36,293 (средняя скорость - 219,230 км/ч) - Михаэль ШУМАХЕР (Германия, "Феррари"). Рекорд круга-98 в гонке: 1.40,190 (средняя скорость - 210,703 км/ч) - Михаэль ШУМАХЕР (Германия, "Феррари"). Победитель-98: 1:27.22,535 (средняя скорость - 205,229 км/ч) Мика ХАККИНЕН (Финляндия, "Макларен-Мерседес").

ИРВИН - ХАККИНЕН:ЛИЦОМ К ЛИЦУ ПЕРЕД СУЗУКОЙ

4 Австралия, Австрия, Германия, Малайзия

победы

4 Бразилия, Испания, Канада, Венгрия

13

финиш в очках

10

0

невынужденные ошибки

2 Сан-Марино, Италия

1 Сан-Марино

сход из-за неисправности машины

3 Австралия, Великобритания, Германия

4

очки, потерянные из-за неисправности машины

30

2 Германия, Малайзия

гонки, выигранные при непосредственном участии партнера по команде

0

8 Шумахеру Бразилия, Сан-Марино, Испания, Монако, Канада, Малайзия, Сало Германия, Италия

количество "Гран-при", проигранных партнеру по команде

3 Австрия, Бельгия, Малайзия

0

поул-позишн

11

0

победы на Сузуке

1 (1998)

3

финиш на Сузуке в первой тройке

4

ЯПОНИЯ-99: ШАНСЫ СТОРОН

ИРВИН - ЧЕМПИОН, ЕСЛИ...

•финиширует впереди Хаккинена - неважно, на каком месте

•закончит гонку на 4-м месте - при условии, что Хаккинен будет 2-м

•финиширует 6-м - если Хаккинен окажется 3-м

ХАККИНЕН - ЧЕМПИОН, ЕСЛИ...

•выиграет "Гран-при Японии" - при условии, что Ирвин будет 2-м: при равенстве очков первым станет финн - по большему количеству побед

•финиширует 2-м - при условии, что Ирвин не поднимется выше 5-го места (финн - чемпион по большему количеству 2-х мест)

•станет 3-м призером - при условии, что Ирвин не сумеет прорваться в шестерку лучших (по большему количеству 3-х мест)

ВСЕ ЧЕМПИОНЫ

"ФЕРРАРИ"

1952

Альберто АСКАРИ

Италия

1953

Альберто АСКАРИ

Италия

1956

Хуан Мануэль ФАНХИО

Аргентина

1958

МайкХОТОРН

Великобритания

1961

Филл ХИЛЛ

США

1964

Джон СЕРТИЗ

Великобритания

1975

Ники ЛАУДА

Австрия

1977

Ники ЛАУДА

Австрия

1979

Джоди ШЕКТЕР

ЮАР

"МАКЛАРЕН"

1974

Эмерсон ФИТТИПАЛЬДИ

Бразилия

1976

Джеймс ХАНТ

Великобритания

1984

Ники ЛАУДА

Австрия

1985

Ален ПРОСТ

Франция

1986

Ален ПРОСТ

Франция

1988

Айртон СЕННА

Бразилия

1989

Ален ПРОСТ

Франция

1990

Айртон СЕННА

Бразилия

1991

Айртон СЕННА

Бразилия

1998

Мика ХАККИНЕН

Финляндия

Ольга ЛИНДЕ

Японцам, согласитесь, страшно повезло: с тех пор как в ноябре 1987 года Сузука дебютировала в календаре "Больших призов", обладатель чемпионской короны семь (!) раз определялся именно на этой трассе. И практически каждый раз сюжет бывал довольно драматическим.

К примеру, уже в дебютной гонке -1987 года - главный претендент на высший титул - англичанин Найджел Мэнселл из "Уильямса" в квалификации угодил в дикую аварию, которая могла стоить ему не только карьеры, но и здоровья, и на гонку не вышел. В итоге корона уплыла к самому непримиримому сопернику "Большого Найджа" - его напарнику по команде бразильцу Нельсону Пике.

Три следующие гонки, 1988, 1989 и 1990 годов, стали парным бенефисом великой дуэльной пары всех времен и народов, бразильца Айртона Сенны и француза Алена Проста. Все три вошли в историю: первая - благодаря блистательному упрямству и бойцовским качествам Сенны, который из-за заглохшего двигателя стартовал 14-м, но в итоге одержал победу; две другие - благодаря двум, я бы сказала, трагикомическим (по интриге) и космическим (по последствиям) столкновениям друзей-врагов.

В 1991-м снова в центре внимания был Сенна, который после того как с трассы (не без его ненавязчивого участия) вылетел основной конкурент Мэнселл, скрепя сердце подарил японскую победу своему в высшей степени лояльному напарнику по "Макларену" Герхарду Бергеру.

Потом были четыре года перерыва, когда японским поклонникам "Больших призов" приходилось скучать... Да нет, это я не права - скучать на Сузуке никогда и никому не приходилось, ибо эта трасса обладает в высшей степени самурайским характером и буквально вынуждает гонщиков создавать соответствующую своему имиджу интригу.

Следующий японский суперфинал пришелся на 1996 год. Спор за право владеть высшим формулическим титулом вели соконюшенники по "Уильямсу" Дэмон Хилл и Жак Вильнев. Англичанин вышел победителем - после того как на машине его канадского соперника на полной скорости отвалилось заднее колесо...

О гонке прошлого года вполне можно снимать фильм. Если помните, дуэльную пару-98 составляли премьер "Феррари" Михаэль Шумахер и лидер "Макларена" Мика Хаккинен, подошедшие к Сузуке со счетом 90:86 в пользу последнего. Неистовый немец сделал все, чтобы прервать многолетнее ожидание "Феррари", то есть выиграл квалификацию. А на старте гонки его мотор... заглох! Приняв повторный старт с последнего места на поле, Шумахер бился как лев, но в итоге сошел, сохранив своему финскому конкуренту немало нервов.

Нынешний суперфинал в Японии - девятый по счету (с учетом знаменитой дождевой гонки 1976 года на автодроме Маунт Фудзи). И в прошлом в шести случаях из восьми вожделенный титул доставался тому из гонщиков, кто приезжал на Сузуку лидером общего зачета. "Нарушителей" было всего двое: Джеймс Хант в 76-м и Айртон Сенна в 88-м. Значит ли это, что у японской трассы есть незыблемая традиция, которая - по крайней мере с точки зрения статистики - явно благоволит к Эдди Ирвину? Ответ мы узнаем завтра.