Газета Спорт-Экспресс № 185 (2084) от 16 августа 1999 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 2

16 августа 1999

16 августа 1999 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. ОДИННАДЦАТЫЙ ЭТАП - "ГРАН-ПРИ ВЕНГРИИ"

В КВАЛИФИКАЦИИ У ХАККИНЕНА СОПЕРНИКОВ НЕТ

Сценарий квалификационных заездов "Гран-при Венгрии" оригинальностью не отличался: девятый поул (из одиннадцати разыгранных в нынешнем сезоне) достался 30-летнему финну из "Макларена", чемпиону мира-98 Мике Хаккинену. Для того чтобы занять самое выгодное место на стартовом поле 11-го этапа 50-го чемпионата мира, ему понадобился всего один быстрый круг. Судя по всему, корона короля квалификации, остававшаяся вакантной с тех пор, как "Большие призы" остались без великого бразильца Айртона Сенны, вновь обретает своего владельца. По общему количеству поулов в карьере - 19 - Хаккинен занимает 10-е место за всю историю "Гран-при", а из числа действующих пилотов впереди него лишь двое: двукратный чемпион мира Михаэль Шумахер (21) и чемпион мира Дэмон Хилл (20).

Лина ХОЛИНА

из Будапешта

КАК ИРВИН ИГРАЛ РОЛЬ ШУМАХЕРА

Наверняка две часовые пятничные тренировочные сессии прошли бы в лучших традициях "Гран-при Венгрии" - большинство лидеров пребывали бы в ожидании, пока аутсайдеры разгребут грязь, скопившуюся на трассе за год, и как следует накатают покрышками асфальт. Но прогноз погоды заставил асов шевелиться с самого начала. Синоптики обещали дождь. Правда, еще в четверг в подобную печальную возможность верилось с трудом - такое солнце сияло над Будапештом. Однако метеослужба не обманула - с самого утра 13 августа небо было обложено тучами, поэтому пелотон рванул на трассу, едва красный свет сменился зеленым, - чтобы успеть поработать над сухими настройками.

Единственной командой, пилоты которой вылетели на трассу лишь за десять минут до окончания первой части тренировок, была верная тактике Михаэля Шумахера "Феррари". К тому моменту, как лидер чемпионата Эдди Ирвин решил-таки отметиться на дистанции, экс-лидер Мика Хаккинен уже поднял планку до 1.20,133. Ирвин сумел близко (на 0,317) приблизиться к этой отметке, и в итоге за первый тренировочный час из 1.21 на круге вышли лишь двое - ирландец и финн. Второй пилот "Макларена" Дэвид Култхард отставал уже на 0,899.

Спокойной жизни пелотона пришел конец, когда ко второму часу тренировок пошел дождь. Полотно дороги оказалось будто намыленным - машины "смывало" моментально. На трассе оказалось такое количество гравия, что улететь можно было в любом из поворотов, а уж при прямом попадании на линии разметки экскурсия в гравий была обеспечена на все 100. Кому-то везло, кому-то нет. В числе невезучих оказался и Хаккинен, который оставил свою машину в 6-м повороте и был вынужден совершать пешую прогулку до боксов, где его уже дожидались любители автографов.

Последнюю же - и победную, если можно так сказать о не слишком значимых пятничных заездах, - точку поставил Ирвин. Выехав на трассу за какую-то минуту до клетчатого флага, ирландец уже на оч-чень мокрой трассе (!) показал 1.19,476 (у Хаккинена 1.19,722). После такого выпада первого пилота "Феррари" стало ясно - квалификация будет крайне плотной.

- Машина ведет себя очень хорошо. Во время тренировок мы сделали пару рывков в определении необходимых настроек, а последний шажок в правильном направлении позволил в самом конце дня показать лучшее время. Приятно уже в первый день быть впереди главных соперников. Что же до дальнейших перспектив - на "Хунгароринге" придется активно работать рулем, а я это люблю,- отметил удовлетворенный ирландец.

- Сегодняшняя тренировка была очень удачной... до тех пор, пока во время второй половины меня не выкинуло с трассы, - улыбаясь, прокомментировал заезды Хаккинен.

- Кстати, я совершенно не беспокоюсь о том, что было потеряно столько времени, - уверен, что в субботу на квалификации мы будем во всеоружии.

А вот его соратник по команде Дэвид Култхард (3-е время - 1.20,117) выразился о своих успехах в весьма ироничном тоне: "Пятница, 13-е! Я искренне удивлен, что ни с кем ничего не приключилось".

АЛЕЗИ СПАС ЖИЗНЬ ДЕ ЛА РОСЕ

О замечании Култхарда я вспомнила утром в субботу, когда на 32-й минуте первой части тренировки пресс-центр и зрителей насмерть перепугал Жан Алези. На выходе из первого поворота, как раз под мостом, на пути француза, шедшего на полной скорости, оказался едва передвигавший колеса "Эрроуз" Педро Де Ла Росы.

Все остальное по времени совпало с одним-единственным ударом сердца. Пытаясь избежать столкновения, которое скорее всего стоило бы если не жизни, то здоровья обоим пилотам, Жан вывернул руль "Заубера" и направил машину прямо в расположенный метрах в трех от полотна дороги стальной отбойник. Столкновение было ужасным. Из кокпита Жан не вылезал, только вынул руль. Приехали медики, вызволили француза. Из медцентра "Хунгароринга" его на носилках с зафиксированными ногами отправили вертолетом в один из госпиталей Будапешта...

Ко всеобщей радости, довольно скоро виновника переполоха привезли назад - сильно хромающего, с перебинтованной правой ногой.

- Де Ла Роса совершил сразу три ошибки. Во-первых, ехал очень медленно. Во-вторых, остался на траектории. В-третьих, вилял. Затормозить у меня шанса не было, - комментировал ситуацию Алези. - Уворачиваясь, я пронесся мимо его машины в считанных миллиметрах! Он пришел в боксы и извинился. Не допускаю и мысли, что Педро действовал намеренно. Он просто неправильно вел себя на трассе.

К квалификации Жана допустили. И его 11-е место после утренней аварии выглядело настоящим подвигом.

КВАЛИФИКАЦИЮ ХАККИНЕН ВЫИГРАЛ ОДНИМ УДАРОМ

Надо сказать, что к субботнему утру от пятничных туч не осталось и следа - выглянуло солнце, и, хотя дул довольно сильный холодный ветер, трасса начала нагреваться. В итоге к квалификации температура полотна поднялась до 39 градусов.

Утром прекрасное время показали оба "Макларена": не столкнувшись ни с какими проблемами, они выехали из 1.19 (1.18,219 у Хаккинена, 1.18,890 у Култхарда). Далее же шли сплошные сюрпризы: третье время (1.19,012) показал Френтцен, следом два "Стюарта" Рубенса Баррикелло и Джонни Херберта, шестое у чемпиона мира-97 Жака Вильнева. Пилоты "Феррари" пристроились на 11-м (1.19,817 - Ирвин) и 18-м (1.20,139 - Сало). Одна деталь - как заявила "Феррари" в коммюнике, оба пилота остались на вчерашней резине.

Естественно, в квалификации подопечные Жана Тодта должны были прибавить. Что и произошло - Эдди Ирвин, даже несмотря на великолепный, девятый в нынешнем сезоне поул Хаккинена, стал настоящим героем квалификации. За час лидер чемпионата сумел сделать серию 1.18,934 - 1.18,380 и, наконец, 1.18,263 - всего на 0,107 похуже, чем у финна. Который, в свою очередь, тоже продемонстрировал отличную "кучность" - 1.18,156; 1.18,224; 1.18,210, однако, пожалуй, чуть ли не впервые в этом сезоне играл, как сказали бы на бирже, не на повышение, а на понижение.

- "Хунгароринг" технически очень сложная трасса, и мест для обгонов здесь - раз, два и обчелся, - отметил обладатель поула. - Поэтому я рад первому месту на поле. Это - шаг к победе в гонке. И непростой шаг: свое лучшее время я показал на первом же быстром круге, затем же начался какой-то кошмар - улучшить время каждый раз что-нибудь мешало.

Для Хаккинена это действительно была пренеприятная ситуация. Ирвин был совсем рядом, а улучшить свое время финн никак не мог ("Трафик прямо как в Монако", - сокрушался патрон "Макларена" Рон Деннис). Очень хорошим обещал быть его последний круг, но тут подвернулся Джонни Херберт.

А вот лидер чемпионата, выглядевший очень решительно, отметил по окончании квалификации: "Я думал про себя: "Если где-то я и смогу получить поул, то именно в Венгрии... В результате я только на втором месте, но это все равно хорошо. Первая линия как-никак! Даже несмотря на то, что второе место означает, что стоять на старте я буду на грязной стороне полотна. Хотя все равно у меня неплохие перспективы: конечно, эта самая неудачная сторона трассы будет стоить 20 процентов успеха, но ведь есть еще и оставшиеся 80!"

А вот его соратник по "Феррари" Мика Сало, занявший 18-е (!) место в квалификации, смог произнести только следующее: "Никак не пойму, в чем проблема! Машина-то ведет себя очень хорошо, а квалификационное время даже хуже тренировочного... Надо бы все хорошенько проверить. Ведь это ненормально - утром на старой резине я был быстрее, чем в квалификации на новой. Конечно, обгоны здесь проблематичны, но все равно буду стараться финишировать в очках".

Своеобразный итог дню подвел спортивный глава "Феррари" Жан Тодт, сказавший: "В гонке Ирвину придется сражаться самостоятельно."

Вот это-то и будет, по-видимому, самым интересным!