Газета Спорт-Экспресс № 174 (2073) от 3 августа 1999 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 4

3 августа 1999

3 августа 1999 | Формула-1

ПОЧЕМУ РАЗБИВАЮТСЯ В "ФОРМУЛЕ-1""?

Столь внезапного поворота интриги 50-го чемпионата мира предсказать не взялся бы, наверное, никто. После воскресного "Гран-при Германии" 33-летний ирландец из "Феррари" Эдди Ирвин после трехмесячного перерыва во второй раз возглавил общий зачет. Это уже третья смена лидера.

Со старта погоню за чемпионским титулом возглавлял Ирвин, 2 мая в Имоле вперед вышел премьер "Феррари", двукратный чемпион мира Михаэль Шумахер, 13 июня в Монреале - чемпион мира-98 Мика Хаккинен из "Макларена". И вот в минувший уик-энд лидерство вновь перешло к Ирвину. Подобного развития событий в "Формуле-1" не наблюдалось с 1986 года, когда борьбу за победу в чемпионате на равных вели четверо великих пилотов - Айртон Сенна, Ален Прост, Найджел Мэнселл и Нельсон Пике. С тех пор гонкой заправляли в лучшем случае двое, в худшем - как в 1992 году - сезон превращался в бенефис одного гонщика (в данном случае Мэнселла).

Впрочем, такого обострения борьбы можно было ожидать. Введенный с этого года новый технический регламент, потребовавший от дизайнеров призовых болидов сильно заузить шасси, а от поставщиков пневматики добавить к трем продольным канавкам на покрышках еще одну, заранее обуславливал определенную непредсказуемость в исходе гонок. Почему? Дело в том, что все эти новшества, а также запреты с 1994 года вспомогательной электроники, активной подвески и ограничения в аэродинамике сделали сверхскоростные болиды "Формулы-1" весьма неустойчивыми. Боссы FIA при этом преследовали благородную цель - снизить скорость машин. Но пилоты "Больших призов" медленно ездить просто не умеют. И даже на нынешних, иногда неуправляемых болидах все равно стараются не снимать ноги с педали газа.

Результат - множество вылетов, аварий и столкновений. Все это, в свою очередь, делает интригу непредсказуемой.

Впрочем, авария Михаэля Шумахера на "Гран-при Великобритании" и вылет Мики Хаккинена на "Гран-при Германии" - два ключевых события нынешнего сезона - с особенностями регламента никак не связаны. Здесь объяснение должно быть другое. Борьбу за титул ведут лучшие команды, имеющие в своем распоряжении лучших инженеров, способных обойти ловушки регламента, и лучших пилотов, способных безупречно пилотировать любой болид. "Макларен" и "Феррари" в сезоне-99 настолько близки по своим технологическим характеристикам, что для определения победителя требуется либо предельное напряжение сил гонщиков и крайний риск в эксплуатации машин, либо вмешательство случая. Который, как известно, самый лучший сценарист на свете.

Виной драматичного провала "Макларена" в Германии - а следовательно, и смены лидера в чемпионате, - стала резина фирмы "Бриджстоун". В субботней квалификации Дэвид Култхардлишь чудом избежал серьезной аварии, когда на его "Макларене" при скорости за 200 км/ч случился медленный прокол. То, что это - прокол, а не повреждение колесного диска, выяснилось после того, как шотландец в спешке пересел на запасную машину. В официальном коммюнике "Бриджстоуна" сообщено, что при обследовании некондиционной покрышки были обнаружены несколько проколов и порезов неестественного происхождения. Намек - прозрачнее некуда. Авария же Хаккинена в воскресной гонке лишь добавляет тайны. На скорости в 340 км/ч на "Макларене" финна на ровном месте взорвалась совершенно новая левая задняя покрышка, на которой тот проехал после пит-стопа всего полтора круга! Специалисты "Бриджстоуна" заверили, что будет проведено тщательное внутреннее расследование. Официальные лица и пилоты "Макларена" комментировать происшедшее отказались.

Любопытно и другое. А именно - злой рок начал преследовать фаворита сезона-99 сразу же после того, как вице-президент FIA, фактический хозяин "Больших призов" Берни Экклстоун заявил, что отсутствие в чемпионате Шумахера-старшего зрительского интереса не снизит. Единственное, что может, по его мнению, заставить публику покинуть трибуны, так это тотальное преимущество "Макларена".

В каждой игре - свои правила. "Формула-1" - большая игра.

Ольга ЛИНДЕ

Другие материалы - стр. 8