Газета Спорт-Экспресс № 87 (1986) от 19 апреля 1999 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1

19 апреля 1999

19 апреля 1999 | Шахматы

СУПЕРТУРНИР В ДОС-ЭРМАНАСЕ

АДАМСА НЕ ДОГНАЛИ НИ КРАМНИК, НИ ТОПАЛОВ

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Дос-Эрманаса

Напомню, что в последний выходной на супертурнире 19-й категории Анатолий Карпов сыграл вничью перенесенную из 9-го тура партию с Майклом Адамсом, затем чемпион мира ФИДЕ встретился в 8-м туре с Юдит Полгар и улетел по делам во Францию. После этого Адамса мог остановить только Владимир Крамник, но играл наш гроссмейстер черными и рисковать не захотел, иначе выбрал бы не русскую партию, славящуюся своими ничейными тенденциями, а что-нибудь поагрессивнее. Есть, например, такой острый дебют, как сицилианская защита. На недавнем супертурнире 20-й категории в Линаресе чемпион мира Гарри Каспаров продемонстрировал ее эффективность. Но "сицилианку" применяют люди, испытывающие жажду борьбы. А ее-то у Крамника и не было. Он доигрывал турнир как бы на автопилоте. Видя это, Адамс не мудрствуя лукаво уже на 5-м ходу сыграл откровенно на ничью: 5.Фd1е2. Помню, однажды в Касорле против Крамника так же сыграл Алексей Широв, после чего заметил, что профессионал не имеет права так поступать, владея белыми фигурами. Но Широв - известный максималист, а Адамс - человек практичный. Раз ему подсовывают русскую партию в решающий для него турнирный момент, то зачем огород городить? И уже на 17-м ходу Адамс предложил ничью. Владимир ее принял.

Для Адамса турнир на этом закончился, а у Крамника оставалась в запасе еще одна попытка - партия с Топаловым. В ней наш гроссмейстер играл белыми, а это, казалось бы, совсем другое дело. Почему "казалось бы", расскажу чуть позже, а пока закончу рассказ о 8-м туре.

Во время анализа партии Карпов - Гельфанд любящий всевозможные шутки-прибаутки Петр Свидлер говорил Борису: "Не трогай коня, Боря, козленочком станешь". Тот, нахохлившись, заворчал: "Почему козленочком? Почему козленочком-то?!" Ну Петр ему и объяснил почему. И вот настал момент в их встрече в 8-м туре, когда на 19-м ходу Гельфанду было бы не худо вспомнить слова Свидлера про "козленочка". Однако он не вспомнил и неосторожно тронул своего коня, погнав его на боковую поляну а4. Этот белый конь поскакал ловить черного слона, но, прыгнув на другое, столь же неудачное поле - Ь2, сам сложил свою лошадиную голову. Гельфанд, правда, получил взамен вроде бы приличную компенсацию в виде этакого пешечного кулачка в центре, но как с ним делать ничью, он точно не знал. Возможно, последующий анализ покажет, что белым надо было стоять и не дергаться, а импульсивный Гельфанд ринулся вперед пешками, которых повязали по рукам и ногам черный король со товарищи. А в товарищах у этого злодея оказались конь и слон. В итоге белые не стали дожидаться, когда эта компания протащит в ферзи свою притулившуюся пешку "h", и выкинули на клетчатый ринг белое полотенце. Хорошее творческое достижение Свидлера, тонко использовавшего неуверенную игру соперника.

Однако самой захватывающей в 8-м туре была, пожалуй, партия Веселина Топалова с Виктором Корчным. Длилась она 60 ходов, и ветеран продемонстрировал такую неистовую борьбу, что его втрое более молодой соперник вечером за ужином, обхватив голову руками, то и дело повторял: "Это просто невероятно! Ему почти 70, а он дерется, как лев!"

Топалов во французской защите получил большой перевес, планомерно его наращивал и, казалось бы, достиг всего, о чем только можно мечтать: фигуры черных были практически запатованы, оставалось нанести решающий удар. Топалов выбрал комбинационный путь, связанный с жертвой слона: 46.Фd3 с последующим 47.Ch5. Это было внешне красивое решение, но ненужное, как выяснилось позже. Гораздо больше неприятностей черным доставил бы обходной маневр белого ферзя (46.Фа1) с идеей проникнуть в лагерь черных, забравшись по вертикали "а" на 7-ю или 8-ю горизонталь - это уж как соперник позволит, а совсем не позволить он не мог. Но Топалов опрометчиво сжег все мосты за собой, и Корчной очень точно защитился и спас партию.

Любопытная шахматная перепалка случилась у Полгар с Карповым. На 16-м ходу начался каскад жертв и контржертв, который закончился на 27-м. Все это время пораженные зрители наблюдали за тем, как гроссмейстеры то подставляли свои фигуры под бой, то изящно вызволяли их из беды. Ко всеобщему удовольствию, дело кончилось мирно.

Откровенно на ничью играет все свои партии Виши Ананд. Он проиграл тут Полгар и Крамнику, ни разу не победил и закончил турнир на совсем непривычном для него последнем месте. Когда я спросил индийского гроссмейстера о причинах этого, он только махнул рукой: "Я мечтаю побыстрее забыть Дос-Эрманас, как кошмарный сон..." А его тренер - грузин Элизбар Убилава сказал мне, что Виши смертельно устал после серии турниров и совершенно не может играть. Грозится даже не поехать в Лас-Вегас на чемпионат ФИДЕ, если, конечно, таковой состоится, в чем все сомневаются. Ведь никто из игроков до сих пор не получил от руководства ФИДЕ обещанных контрактов, которые должны были разослать до 31 марта.

В 9-м туре неожиданное поражение белыми от Полгар потерпел Свидлер. В сицилианской защите наш гроссмейстер из 13 первых ходов 5 сделал своим ферзем. Юдит настроила свою атакующую батарею и занялась любимым делом - стала крушить-кромсать позицию соперника, с жертвами, с прорывами. Пришлось Петру сдаваться. Полгар молодец: начала турнир с блестящей победы над Анандом и закончила его тоже красиво.

А вот Крамник, который играл белыми и, казалось бы, мог попробовать использовать свой последний шанс настигнуть Адамса, едва не проиграл! Как рассказал мне тренер Топалова Сильвио Данаилов, они два дня искали рецепт игры черными на победу с Крамником. И с большим трудом, но нашли его. Кое-кто из экспертов назвал оригинальный староиндийский гибрид Топалова отсебятиной. Однако это была такая талантливая отсебятина, что Крамник, ни разу не имевший плохой позиции белыми вот уже, наверное, лет десять, после 10-го хода, как он мне сказал, стоял плохо, а после 25-го - просто безнадежно! Пришлось нашему шахматному Илье Муромцу просыпаться и на пределе возможного спасать партию, что не без помощи, правда, соперника ему и удалось. Находясь чуть ли не в запатованной позиции, белые временными жертвами расчистили вертикали и диагонали для своих фигур и, используя "разноцветные" мотивы, вырвали пол-очка.

Корчной и в 9-м туре боролся, как лев, с Мигелем Ильескасом, но тот свой исторический шанс поделить третий приз в турнире 19-й категории не упустил. Вот таким получился этот турнир, а теперь по традиции интервью с победителем.

8-и тур. Гельфанд - Свидлер - 0:1. Ничьи: Адамс - Крамник, Полгар - Карпов, Топалов - Корчной и Ильескас Ананд. 9-й тур. Свидлер - Полгар -0:1. Ничьи: Карпов - Адамс, Крамник - Топалов, Ананд - Гельфанд и Корчной Ильескас.

Итоги турнира: Майкл Адамс (Англия) - 6 очков из 9; Владимир Крамник (Россия) - 5,5; Веселин Топалов (Болгария) и Мигель Ильескас (Испания) - по 5; Борис Гельфанд (Израиль) и Анатолий Карпов (Россия) - по 4,5; Виктор Корчной (Швейцария) - 4; Вишванатан Ананд (Индия), Петр Свидлер (Россия) и Юдит Полгар (Венгрия)- по 3,5.